17 сентября депутаты Московской городской думы начали рассматривать проект закона "О молодежи".
Как сообщили Regions.Ru в пресс-службе Мосгордумы, на сегодняшний день в Москве отсутствует единый нормативный правовой акт, определяющий основные направления молодежной политики в городе, а существующие экономические и социальные программы практически не учитывают специфику социальной позиции молодого поколения. Этим объясняется необходимость усиления внимания к социальным проблемам молодежи, определения средств, форм, методов и критериев работы с молодым поколением. Эти задачи и призван решить представленный депутатам проект закона "О молодежи", являющийся фундаментальным и устанавливающим основные принципы молодежной политики и основные формы поддержки молодежи.
Работа над проектомзакона, по словам председателя Комитета по делам семьи и молодежи Ирины Муравьевой, велась почти год, причем документ разрабатывался на основе действующей Городской целевой программы "Молодежь Москвы" и ряда проведенных аналитических исследований по молодежной тематике. За время работы над законопроектом к нему были получены предложения почти от всех департаментов и комитетов. Уникальным являетсятот факт, что обсуждение документа прошло в Интернете, после чего разработчики получили большое количество откликов от пользователей мировой сети.
При подготовке документа редакторы старались придерживаться ряда принципов, таких как: минимум декларативности, экономия законодательного текста, открытость и паритетность молодежной политики, межотраслевой принцип, стимулирование общественно-полезных процессов и другие.
Согласно законопроекту, государственная молодежнаяполитика - это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан. Проектом определены цели, принципы и основные направления молодежной политики в городе, а также установлена система организационного, финансового, научного, информационного и кадрового обеспечения этой политики.
Меры государственной поддержки предполагается предоставлять лицам в возрасте от 14 до 25 лет, но, согласно законопроекту, вступление в брак в возрасте от 25 до 30 лет продлевает применение к супругам статуса молодых граждан. В основу документазакладывается принцип дифференциации субъектов молодежной политики. Во-первых, предусматривается выделение отдельных категорий молодежи: несовершеннолетние, студенты и молодые граждане, находящиеся в трудной ситуации (инвалиды и сироты) и,во-вторых, государственная поддержка будет осуществляться и в отношении молодежных организаций, 75 процентов членов которых составляют граждане в возрасте до 30 лет. В случае принятия законопроекта, под его юрисдикцию попадает 1,5 млн. москвичей.
Организационное обеспечение молодежной политики будет выражаться в создании органами исполнительной власти учреждений, ведущих досуговую, спортивную и воспитательную работу с подростками и молодежью по месту жительства, а такжев организации (по согласованию с префектурами административных округов) социально-реабилитационных центров, учреждений для социально-психологической помощи, центров профессиональной ориентации и трудоустройства, городских и межрайонных центров профилактики негативных явлений в молодежной среде.
Что касается социальной сферы, то проектом предполагается предоставление молодым гражданам льгот при оплате проезда на пассажирском транспорте, а учреждения культуры, физическойкультуры и спорта обязаны будут выделять один процент от реализуемых ими билетов или абонементов для молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.Документом предусматривается выплата молодой семье при рождении первого ребенкапособия в размере 5 прожиточных минимумов или 15.220 рублей (при величине прожиточного минимума 3.044 рубля), второго ребенка - 7 прожиточных минимумов или 21.308 рублей, третьего ребенка - 10 прожиточных минимумов, что составит 30.440 рублей.
Согласно проекту, финансовое обеспечение молодежной политики будет осуществляться путем выделения отдельной строкой средств в городском бюджете и, кроме того, использования части средств, предусматриваемых в других разделах бюджета, таких как: образование, профессиональная подготовка кадров, культура, наука,здравоохранение, транспорт, а также социальная защита. Редакторы проекта предполагают, что на выполнение Закона в 2004 году потребуется 796 млн. рублей, из которых 706 млн. рублей уже предусмотрены проектом городского бюджета на следующий год. В этом случае потребуется дополнительное финансирование в объеме 90 млн. рублей.
По мнению редакторов законопроекта, его принятие будет иметь благоприятные социальные последствия: улучшение демографической ситуации, увеличение количества зарегистрированных браков, улучшение жилищных условий молодых семей и другие.
Обсуждение законопроекта вызвало много вопросов: как будет осуществляться самоуправление в молодежных организациях и каков порядок их аккредитации, будут ли выделяться для учащихся стипендии и гранты и другие. Особенно много вопросов вызвала норма закона по предоставлению молодежным организациям налоговых льгот при аренде помещений. Депутат Инна Святенко отметила необходимость контроля над целевым использованием средств, выплачиваемых молодым семьям при рождении ребенка: целесообразней использовать денежный сертификат, а не выдавать наличными.
Как отметил депутат Сергей Турта, представленный законопроект "решит проблему доступности образования, качества образования, трудоустройства и обеспечения молодых семей жильем". А по мнению депутата Михаила Антонцева, проект закона "на деле обеспечит реальную поддержку молодежи". Говоря о важности законопроекта и его комплексности, депутат Степан Орлов заметил, что это не политическая декларация, а закон прямого действия, большинство норм которого могут действовать безпринятия подзаконных актов.
По просьбе редактора законопроекта голосование за принятие документа в первом чтении было отложено на неделю.
17.09.2003
http://www.regions.ru/news/1235280/