24 сентября 2002
1569

Москва. Комитет по конституционному законодательству выступает против проекта закона о парламентских расследованиях Федерального Собрания РФ.

Отрицательное заключение комитета Совета Федерации по конституционному законодательству получил проект закона РФ "О парламентских расследованиях Федерального Собрания Российской Федерации", разработанный группой депутатов Государственной Думы (Н. Гончар, Н. Ковалев, Б. Резник, А. Чершинцев, М. Гришанков). Он рассмотрен на заседании комитета во вторник, 24 сентября.
Как сообщает пресс-служба Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, этот законопроект предусматривает создание в стране "еще одного фискального органа, силовой структуры, которая будет проводить расследования практически по любому вопросу" заявил представивший внесенный Госдумой РФ документ первый заместитель председателя комитета СФ, бывший заместитель министра внутренних дел РФ Валерий Федоров. По его словам, он "твердо убежден, что такой закон совершенно не нужен", так как "есть прокуратура, конституционный Суд", а, согласно Конституции РФ, в России есть триветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Каждая из них "должназаниматься своим делом, так как кесарю кесарево", подытожил В. Федоров.
Попытки члена комитета Леонида Биндера апеллировать к институту парламентских расследований, действующему в США, не были приняты на заседании во внимание.
Так, председатель комитета Юрий Шарандин высказал мнение, что подобный институт в России можно будет ввести "только тогда, когда формирование органов исполнительной власти в стране будет таким, как в США и Германии", т.е. победившей на выборах партией, парламентским большинством. А пока "у нас нет правящей партии, и никто не может претендовать на такую роль", полагает он.
Авторы законопроектаобосновали необходимость его принятия палатами парламента РФ тем, что "отсутствие институционального контроля за деятельностью федеральной исполнительной власти наносит значительный ущерб развитию демократических начал в деятельности российского государства". В результате без официальной оценки, по их мнению, остаютсямногие факты и события, имеющие большую социальную значимость. Не формируются "традиции нормальной этики государственной службы", многие должностные лица "дажепосле совершения ими недостойных действий, несовместимых с высоким государственным статусом, остаются безнаказанными и нередко даже не отправляются в отставку", а общество "испытывает чувство бессилия в отношении власти, что еще более подрывает степень доверия к ней" и т.д.
Представленный законопроект, по мнению его разработчиков, не входит в противоречие с Конституцией РФ, поскольку в нем предусмотрены "лишь уже существующие в законодательстве нарушения и меры ответственности за них, например, за отказ от предоставления информации, предоставление заведомо ложной информации, отказ от явки по вызову парламентской комиссии" и т.п. Вместе с тем в пояснительной записке к проекту закона подчеркивается, что "речь идет о контроле не только за должностными лицами исполнительной власти, но и,по сути, за всеми другими (кроме президента РФ, в отношении которого Конституция предусматривает ответственность лишь в форме отрешения от должности за совершение тяжких преступлений)". Дело не в подмене правоохранительных органов и суда или вмешательстве в прерогативы иных контролирующих органов, а в том, чтобы если то или иное должностное лицо совершило поступки, порочащие как его, так и представляемый им орган власти, "недопустимо полагаться лишь на "корпоративную" оценку, даваемую таким действиям", считают депутаты Госдумы.
Но Конституция РФ ненаделяет Федеральное Собрание полномочиями, которые позволили бы ему, в нарушение принципа разделения власти "стать над другими федеральными органами государственной власти, вторгаться в их компетенцию и, следовательно, осуществлять контроль над ними", отмечается в справке правового управления Совета Федерации, подготовленной по запросу комитета по конституционному законодательству. Термин "контроль", подчеркивается в ней, упоминается в связи с деятельностью парламента в Конституции только один раз. Часть 5 ст.101 ее гласит, что "для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату". Поэтому принятие представленного законопроекта без внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ "представляется преждевременным",полагают в управлении.
Кроме того, говорится в отзыве на проект закона комитета по конституционному законодательству, в нем указывается, что парламентскоерасследование "не подменяет собой предварительное следствие, проводимое правоохранительными органами, и рассмотрение дел в судах, а также не имеет преюдициональности ". Однако предусмотренные ст. 14 законопроекта формы работы "дублируют посвоей юридической природе функции предварительного и судебного следствия".

24.09.2002
http://www.regions.ru/news/856745/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован