10 августа 2005
1320

Муниципальную реформу вернули на время и место

аппаратное мастерство Как стало известно Ъ, реализация муниципальной реформы все-таки не будет отложена. В Кремле под руководством помощника президента Игоря Шувалова подготовлен законопроект, фактически дезавуирующий поправку к закону о местном самоуправлении, которая была принята Госдумой в первом чтении 8 июля и переносила вступление в силу этого закона с 1 января 2006-го на 1 января 2009 года. Согласно "поправкам к поправке", реформа начнется в ранее установленные сроки, хотя полномочия от муниципальных районов новым муниципалитетам будут передаваться вплоть до 1 января 2009 года. В октябре 2003 года был принят новый закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Он вводит поселенческий принцип организации муниципальной власти вместо территориального: самостоятельными муниципальными образованиями станут не только города и районы, но и села и поселки. Кроме того, закон содержит исчерпывающие перечни вопросов местного значения, которые должны решаться за счет местных бюджетов и имущества, которое может находиться в муниципальной собственности. Дополнительные полномочия могут передаваться муниципалитетам с регионального и федерального уровня власти исключительно с передачей соответствующего финансирования. В полном объеме новый закон должен вступить в силу с 1 января 2006 года. Однако 8 июля 2005 года Госдума приняла в первом чтении поправку депутата Михаила Гришанкова ("Единая Россия"), согласно которой вступление закона в силу переносится на 1 января 2009 года, но регионы вправе запускать реформу своими законами и в более ранние сроки. Как уже неоднократно писал Ъ, острая борьба по вопросу о сроках реформы местного самоуправления развернулась в администрации президента РФ в мае этого года. Сторонники ее переноса на более поздний срок, в числе которых источники Ъ называли и главу администрации президента Дмитрия Медведева, опасались, что ошибки в процессе разграничения полномочий между региональными и местными властями могут вызвать рост социальной напряженности, а это негативно повлияет на итоги думских и президентских выборов 2007-2008 годов. Против отсрочки выступили автор реформы полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак и помощник президента Игорь Шувалов, возглавляющий межведомственную комиссию по вопросам местного самоуправления. Их поддержали представители Минрегионразвития, Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ), Минфина, главы профильных комитетов Госдумы и Совета федерации. Так, глава думского комитета по местному самоуправлению Владимир Мокрый заявил, что перенос вступления закона в силу может "разрушить всю законодательную стену России", поскольку сегодня почти 160 законов, в том числе Налоговый, Бюджетный, Жилищный и Градостроительный кодексы, "завязаны на 131-й закон о местном самоуправлении". Верх взяли сторонники отсрочки, организовавшие принятие Думой соответствующей поправки. Депутат Мокрый согласился с поправкой с существенными оговорками, но многие думцы выступили против ее принятия, полагая, что тем самым "Дума поощрит незаконопослушных, тех, кто не приступил к реализации закона". Судьбу голосования решил представитель президента в Думе Александр Косопкин, выступивший в поддержку отсрочки, после чего за поправку проголосовало и думское большинство. Однако противники отсрочки, как выяснилось, сдаваться не собирались: в комиссии господина Шувалова были подготовлены "поправки к поправке" депутата Гришанкова , которые в ближайшее время должны быть направлены в Госдуму. Если предложения комиссии будут учтены при подготовке проекта ко второму чтению, которое намечено на сентябрь, то "поправка Гришанкова " изменится буквально до неузнаваемости. Во-первых, члены комиссии предлагают изъять пункт о переносе вступления в силу закона на 1 января 2009 года и вернуть ранее запланированные сроки реформы. Во-вторых, закон должен вступить в силу одновременно по всей стране независимо от степени подготовленности регионов, то есть они лишаются возможности начинать реализацию реформы по своему усмотрению. При этом субъектам РФ оставят право вплоть до 1 января 2009 года разграничивать своими законами полномочия между вновь созданными муниципалитетами (их в России почти 13 тыс.) и муниципальными районами. То есть на первых порах управлять местными делами будут, как и до реформы, районы, а на поселковый уровень полномочия будут спускаться постепенно, начиная с самых простых - уборки улиц, вывоза мусора и т. п. Как подчеркнул в разговоре с Ъ помощник главы МЭРТа Виталий Шипов, это "касается только новых, преимущественно сельских муниципалитетов, в которых пока нет ни кадров, ни опыта". По его словам, усечение полномочий местной власти станет исключением и произойдет только там, "где субъект решит, что сложилась действительно тяжелая ситуация". Кроме того, на первых порах решено бюджеты таких муниципалитетов не формировать, а работать они будут по смете, исходя из фактически выполняемых полномочий. Как уверяет господин Шипов, сегодня большинство регионов готовы "войти в закон" с 1 января 2006 года. "Почти 99% губернаторов, которых мы заслушали на совещаниях у премьера Михаила Фрадкова, не считают нужным откладывать реформу,- сказал он Ъ.- И мы уверены, что вводить закон о местном самоуправлении надо вовремя, но надо постараться сгладить возможные негативные последствия. С президентом документ согласован". Последняя оговорка позволяет предположить, что при втором чтении поправок в Госдуме господину Косопкину предстоит выступить на стороне противников отсрочки. Впрочем, у ее сторонников еще есть время, чтобы попытаться снова переманить президента на свою сторону.


Коммерсантъ # Волгоград. Волгоград

10 Августа 2005 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован