20 августа 2003
3050

Муртаза Рахимов: Столичной системе образования предстоит решать крупные задачи

Выступление Президента Республики Башкортостан М.Г.Рахимова на августовском совещании по образованию (г. Уфа)

20.08.2003




20 августа в Уфе завершилось августовское совещание работников образования столицы Башкортостана. В Республиканском русском академическом драматическом театре состоялось пленарное заседание, в работе которого приняли участие Президент Республики Башкортостан М.Г.Рахимов, Государственный секретарь Башкортостана Ф.Х. Кидрасов, министр образования республики Г.М. Мухамедьянова, глава администрации города Уфы П.Р. Качкаев, руководители министерств и ведомств, главы муниципальных образований, начальники управлений образования, учительская общественность и ветераны труда.

На совещании были подведены итоги развития системы столичного образования, обсуждены проблемы будущего учебного года, намечены перспективы. Участники педсовета приняли необходимые рекомендации.

Президент Башкортостана М.Г. Рахимов выступил на пленарном заседании с докладом "Столичной системе образования предстоит решать крупные задачи", текст которого с некоторыми сокращениями публикуется ниже.



Выступление Президента Республики Башкортостан М.Г.Рахимова на августовском совещании по образованию в г. Уфе,
20 августа 2003 г.



Уважаемые участники совещания!


В эти дни в районах и городах республики проходят традиционные августовские совещания по образованию - своеобразные советы педагогов. И в этом зале сегодня собрались педагоги столицы для того, чтобы также подвести итоги, обозначить проблемы и пути совместного их решения.

На прошедшем несколько дней назад в Салаватском и Кигинском районах республиканском совещании во многих выступлениях отмечалось, что успешное развитие системы образования Башкортостана стало возможным благодаря нашим достижениям в социально-экономической жизни. Действительно, в последние годы республика продолжает наращивать свой производственный потенциал, укреплять социальное благополучие граждан и политическую стабильность в обществе. Мы входим в число наиболее развитых регионов России по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции, доходам бюджета, инвестициям в основной капитал, жилищному строительству.

За 7 месяцев текущего года произведено промышленной продукции на 103 миллиарда рублей, сельскохозяйственной - более чем на 14 миллиардов рублей, что заметно превышает показатели соответствующего периода прошлого года. На развитие экономики и социальной сферы направлено 17 миллиардов рублей. Введены в строй новые производственные мощности в электроэнергетике, нефтедобывающей, пищевой, мясной и молочной промышленности, на транспорте, в торговле, сельском хозяйстве и связи. Сохраняются высокие темпы строительства жилья и объектов социально-культурного назначения. В текущем году построено более 6 тысяч квартир общей площадью свыше 570 тысяч квадратных метров.

Реальные денежные доходы населения выросли на 18,8 процента, а заработная плата - на 7,7 процента. В отличие от других регионов страны мы вовремя выплачиваем бюджетникам заработную плату, пенсии, детские пособия и стипендии. Проводится достаточно эффективная молодёжная политика. Успешно реализуются Президентские и республиканские целевые программы по различным отраслям социальной сферы.

Большое внимание уделяется образованию и науке, культуре и искусству, физической культуре, спорту и туризму. Укрепляется их нормативная и материально-техническая база, улучшается качественный состав кадров.

Свой весомый вклад в многогранную жизнь Башкортостана, в формирование конкурентоспособной, социально ориентированной экономики вносит столица нашей республики - город Уфа.

С начала года здесь возросли темпы промышленного производства. Объём выпускаемой продукции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 11 процентов и составил более 34 миллиардов рублей.

Город сохраняет высокую инвестиционную активность. Улучшается ситуация в строительном комплексе. Только за прошлый год сдано почти 359 тысяч квадратных метров жилья, а с начала нынешнего года - ещё свыше 156 тысяч квадратных метров. Завершено строительство 36 различных объектов производственной, коммунально-бытовой и социально-культурной сфер. Объём товарооборота составил 42,3 миллиарда рублей. Средняя заработная плата выросла на 34 процента, реальные денежные доходы - на 19 процентов. В целом значение Уфы как крупного российского индустриального и культурного центра продолжает расти.

Эти достижения легли в основу динамичного развития и столичной системы образования. Расходы на неё в бюджете города по сравнению с 1998 годом увеличились в 4 раза и составили около полутора миллиардов рублей. В результате в столице успешно действует и расширяется развитая сеть учреждений дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, укрепляется её материально-техническая база.

Сегодня Уфа - действительно флагман республиканской образовательной системы. Она выгодно отличается от других районов и городов по многим показателям. В столице работают высокопрофессиональные управленческие и педагогические кадры - всего около 15 тысяч работников. Из них удостоенных почётных званий России и Башкортостана - 245 человек.

Здесь выше успеваемость и качество знаний учащихся, охват детей и подростков летней оздоровительной работой и дополнительным образованием, уровень компьютеризации школ. В столице работают 33 гимназии и лицея, более 50 школ с углубленным изучением отдельных предметов. Более половины школьников учатся на пятерки и четверки. Свыше тысячи уфимских учащихся заканчивают школу с золотыми и серебряными медалями.

Из года в год растет доля выпускников школ, поступивших в высшие и средние профессиональные учебные заведения. По выпуску 2003 года их уже более 90 процентов.

В городе ведется целенаправленная работа с одаренными школьниками. Они показывают высокие результаты не только на республиканских, но всероссийских и международных олимпиадах. В прошлом учебном году они заняли 63 призовых места на республиканских олимпиадах, больше всех в республике. Особенно отличились школьники Октябрьского и Орджоникидзевского районов. Успешным было выступление юных уфимцев и на российских олимпиадах. Из 13 наших призеров этого года 7 - уфимские школьники.

Школы Уфы второй год участвуют в эксперименте по введению единого государственного экзамена. Итоги экзаменов по городу и в целом по республике сопоставимы с лучшими общероссийскими. По математике и химии у уфимских школьников они несколько выше республиканских, по физике и биологии - чуть ниже. Теперь необходимо сделать анализ по каждому образовательному учреждению, спланировать работу методических служб всех уровней для оказания помощи учителям и учащимся в освоении новой формы итоговой аттестации.

Отрадно, что образовательные учреждения города на 80 процентов оснащены современными компьютерами. Практически все школы имеют выход в "Интернет", а гимназии и лицеи - ещё и собственные электронные библиотеки. Следующий шаг - активное внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс, эффективное использование мировых ресурсов "Интернет".

Позитивные сдвиги достигнуты в развитии национальной школы. Сегодня в образовательных учреждениях столицы изучаются 11 родных языков. Эту работу необходимо совершенствовать и далее. И в этом важном деле помогать школе должны радио, телевидение, учреждения культуры, но решающая роль всё-таки остаётся за семьёй.

Город неплохо подготовился к новому учебному году. Во всех образовательных учреждениях проведены текущие ремонтные работы. Практически заканчивается ремонт 145 учреждений. На эти цели из городского бюджета направлено свыше 80 миллионов рублей, а 60 миллионов рублей добавили из бюджета республики. Похвально, что по десять и более миллионов рублей на эти цели направили и администрации муниципальных образований.

Уважаемые товарищи!
Переход общества на новую ступень развития всегда сопровождается изменением государственной образовательной политики. Состояние и пути развития российского образования рассматривались на заседаниях Госсовета, Думы, Правительства Российской Федерации. В результате было признано, что действующая система образования существенно отстаёт от процессов, происходящих в обществе. Сделан вывод о необходимости обновления системы образования. Правительство России приняло "Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года".

В Башкортостане к пониманию приоритетности системы образования мы пришли ещё в первые годы преобразований. Об этом свидетельствуют многие факты и цифры. На содержание, развитие системы образования и реализацию пятнадцати республиканских программ в области образования только в 2002 году из республиканского бюджета направлено 8,7 миллиарда рублей, что более чем на 40 процентов превышает ypoвень 2001 года. Увеличение расходов на образование предусмотрено и в 2003 году.

Сегодня республика выделяет на содержание одного учащегося в год от 9 тысяч в школах до 60 тысяч рублей в детских домах. В течение 2002 года направлены дополнительные средства в сумме 222,6 миллиона рублей на погашение задолженности по коммунальным услугам, укрепление материально-технической базы и подготовку учреждений образования к работе в зимних условиях. На обеспечение школ учебниками федерального и республиканского компонентов израсходовано 123 миллиона рублей. Мы единственный регион страны, где учащимся предоставляется бесплатно комплект учебников. Для оказания материальной помощи многодетным малообеспеченным семьям на приобретение первоклассникам наборов школьно-письменных принадлежностей из республиканского бюджета выделено 3,5 миллиона рублей.

Существенной характеристикой современной образовательной сети Башкортостана является её многообразие. В республике действует более 5700 разнопрофильных учреждений. В них обучается и воспитывается более миллиона человек, работает 185 тысяч педагогических работников и обслуживающего персонала.

В этих условиях благодаря созданию единого органа управления отраслью - Министерства образования - повысилась преемственность всех уровней образования, укрепились управленческая вертикаль и согласованность действий. Всё это особенно важно для города Уфы.

Российская система образования в предстоящем учебном году вступает в новый этап своего развития. Министерству образования предстоит разработать единую Программу развития всей системы образования Республики Башкортостан на 2004-2008 годы с учётом современных требований и условий.

В реализации наших стратегических целей большую роль будет играть образовательная сфера Уфы. В связи с этим ещё раз хочу остановиться на нескольких вопросах.

Важнейшая задача для нас - повышение социального статуса работников образования, прежде всего, через усиление государственной поддержки и стимулирования их труда.

В городе, как и в целом по республике, осуществляются доплаты и надбавки учителям, выделяются средства на приобретение литературы, организацию летнего отдыха работников образования и их семей. Кроме того, установлены льготы в оплате дошкольных образовательных учреждений.

Благодаря принятию программы "Жилье молодым уфимцам на 2002-2010 годы" в столице фактически сохранена система бесплатного предоставления жилья работникам бюджетной сферы. С начала её действия 57 молодых учительских семей уже стали обладателями собственных квартир. В Калининском, Советском, Кировском и Демском районах проводится реконструкция зданий бывших образовательных учреждений под ведомственные квартиры и общежития для работников образования. В Орджоникидзевском районе построен десятиэтажный дом для бюджетников, в котором получили квартиры 40 семей учителей. Используется форма ипотечного кредитования, фонд жилищного строительства при Президенте республики. Так, в молодежном доме в микрорайоне "Сипайлово" получили квартиры 37 учительских семей. Может стать доброй практикой выделение квартир победителям городского конкурса "Учитель года".

В последнее время нередко говорят о проблеме обновления педагогических кадров. Более активное решение жилищных и социальных проблем учительства, прежде всего, молодых педагогов - как раз путь к решению этой важной задачи. Забота об учителях - нашем золотом фонде - будет и впредь оставаться в центре внимания руководства республики.

Современное образование требует от учителя совершенно иных качеств, чем лет 20-30 назад. Сегодня важно вооружать учащихся не только знаниями, но и умением самостоятельно добывать знания и применять их в жизни. Это по силам, безусловно, только талантливым, широко образованным педагогам, постоянно работающим над собой.

В столичных школах трудятся немало таких учителей. Назовем только несколько имен. Это Ускова Нина Николаевна (лицей No 60), Васильева Вера Валентиновна (школа No 83), Агадуллина Лиза Киямовна (школа No 42), Саханевич Михаил Владимирович (лицей No 153), Володина Наталья Юрьевна (гимназия No 93), Мухутдинова Назия Галеевна (гимназия No 39), Султанова Эльвира Жамильевна (гимназия No 82).

Кстати, среди всех работающих в системе образования республики - 75 процентов женщин. Некоторые считают это недостатком, но с такой оценкой я не могу согласиться. Если природа доверила женщине рождение новой жизни и заботу о семейном очаге, то естественно ей доверить и воспитание детей в школе. Хорошо справляются они и с руководящими должностями, в их школах дисциплина, порядок, уют. Это директора Валеева Эра Саматовна (школа No 10), Каганская Наталья Моисеевна (лицей "Содружество"), Семенова Валентина Владимировна (лицей No 96), Садыкова Амина Гарифовна (гимназия No 39), Зарипова Альмира Идрисовна (лицей No 5).

Уважаемые участники совещания!
Главная задача, которая сегодня стоит перед всеми ступенями системы образования - обеспечение качества и доступности.

Решение её важно начинать уже с первой ступени - учреждений дошкольного образования. В последние годы наметилась благоприятная тенденция увеличения охвата детей дошкольным образованием. Однако проблема одинаковых стартовых возможностей при поступлении в школу ещё остаётся. В уфимских детских садах не хватает мест, наблюдается большая перегрузка. Администрации города, главам муниципальных образований необходимо настойчиво решать этот вопрос, открывать новые центры развития ребёнка и группы кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Вопрос доступности осложняется также увеличением взносов с родителей за приём в престижную гимназию, репетиторство. Особенно остро эта проблема стоит в инновационных образовательных учреждениях, директора которых порой необоснованно пополняют школьный бюджет за счет родителей.

Это недопустимо. Наша школа не должна переносить проблемы социального неравенства на молодое поколение. Важным считаю сохранение доступности бесплатного качественного образования для учащихся из семей с низким уровнем доходов. Нужно исключать факты поборов с родителей, продолжить работу по введению в школах республики профильных классов с бесплатным углубленным изучением различных предметов.

Не теряет остроты задача подготовки конкурентоспособных и востребованных на рынке труда кадров. Она начинается в школе. Уже есть позитивный опыт профильного обучения учащихся старших классов. В центрах образования города школьники получают производственные навыки и на выбор - десятки специальностей. Но и здесь нужны более активные шаги. Это создание университетских округов, дальнейшее совершествование профильного обучения, усиление профориентационной работы, открытие специализированных классов с учетом социального заказа Уфы и республики.

Министерство образования России предложило нашей республике принять участие в эксперименте по отработке профильного обучения с углубленным изучением ряда предметов. Думаю, у нас есть все возможности решить и эту задачу.

Действительно, в республике сложился хороший опыт углубленного изучения предметов. Уфа как мощный научно-методический центр с богатым педагогическим опытом и здесь лидер. В целом ряде гимназий, лицеев, школ города Уфы на высоком уровне преподаются точные и естественные науки. Лучшие столичные гимназии обеспечивают углублённую гуманитарную подготовку. Поэтому считаю, что отработка идеи профильного обучения в старшем звене должна быть проведена именно в школах Уфы. А образовательные учреждения столицы призваны стать методическими лабораториями для школ республики, щедро делиться лучшими наработками.

Вообще, нам нравится такая позиция - не разрушать годами наработанный, собранный по крупицам добротный опыт. В целом сила образования - в её разумной консервативности, сохранении лучших традиций, на основе которых возможно создание нового качества образования.

Актуальной задачей остаётся сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Нельзя забывать, что не может быть качества образования без соответствующего здоровья учителей и учащихся. Об этом говорит пример лучших школ. Так, гимназии No 3, 39, 91, где десятилетиями выпускники стопроцентно поступают в вузы, реализуют комплексную программу по сохранению и укреплению здоровья. Это, в первую очередь, оптимизация учебной нагрузки, охват учащихся горячим питанием, организация занятий физкультурой и спортом, всеобщая диспансеризация.

К сожалению, по данным последней диспансеризации в республике показатель общей заболеваемости среди детей в возрасте до 14 лет вырос на 11 процентов, а количество состоящих на диспансерном учёте - более чем на 12 процентов. Между тем, задача образовательных учреждений - вырастить физически и нравственно здоровое поколение.

Нужно активизировать работу по созданию на базе образовательных учреждений оздоровительных центров, включающих дневные стационары для часто болеющих детей, физкабинеты и стоматологические кабинеты. В настоящее время в городе Уфе таких центров, оснащенных необходимым медицинским оборудованием и укомплектованных квалифицированными кадрами, всего 13. Это явно недостаточно для такого большого города.

Необходимо и дальнейшее совершенствование физического воспитания школьников. Сегодня обеспеченность спортивными залами образовательных учреждений Уфы составляет около 90 процентов. Но это значит, что каждая десятая столичная школа ещё не имеет спортзала.

В городскую систему образования входят 30 детско-юношеских спортивных школ. Их воспитанники одержали немало блестящих спортивных побед на международных, всероссийских и республиканских соревнованиях. Однако, занимаясь подготовкой чемпионов, нельзя забывать об укреплении физического здоровья всех учащихся.

Уфа объективно располагает большими возможностями для организации полноценного загородного отдыха детей. Это позволяет охватить организованным отдыхом ежегодно до 100 и более тысяч детей. Среди различных форм оздоровления особое место занимают трудовые лагеря. Это крайне важно для детей и подростков, выросших в городе, вдали от природы, и в своем большинстве незнакомых с жизнью села.

К сожалению, только в Дёмском, Октябрьском, Орджоникидзевском и Кировском районах имеются стационарные лагеря труда и отдыха. Безусловно, в других районах такая работа также ведётся, но её нужно сделать более целенаправленной. Считаю, что главам муниципальных образований Калининского, Ленинского и Советского районов города необходимо проработать вопрос об открытии своих детских лагерей труда и отдыха.

Не могу не сказать ещё об одной проблеме. Она касается возрождения единой системы нравственного, трудового и идейно-патриотического воспитания. В погоне за успеваемостью нам ни в коем случае нельзя забывать, что школа или вуз - это прежде всего место, где человек должен усвоить всё самое лучшее, обрести нравственный стержень, опыт правильных человеческих взаимоотношений.

Нужна системная, целенаправленная работа по профилактике и искоренению наркомании, алкоголизма, различных правонарушений, пускающих свои губительные корни в подростковой и молодежной среде. В детях надо воспитывать установку на здоровый образ жизни.

Отрадно, что администрация, педагогическое сообщество города находятся в постоянном поиске новых форм воспитательной работы с молодежью. Заслуживает внимания и распространения в районах ежегодная экологическая акция по озеленению и благоустройству города с массовым привлечением учащихся. Вместе с тем, нужна комплексная межведомственная программа работы с "трудными" подростками. Администрация города, управления внутренних дел, образования, директора школ, педагоги должны здесь вести совместную работу.

Сегодня острее, чем когда-либо ощущается разрыв между научно-техническим, социальным и моральным прогрессом. Без формирования достойного гражданина России, патриота Башкортостана, родного города образование теряет смысл. Не может быть школы без идеологии.

Наша идеология должна быть понятной каждому - нам нужна крепкая, единая Россия, процветающий Башкортостан. Наша сила - в следовании вековым традициям предков и открытости всему лучшему, что есть в мире.

Главное, не забывать, что за школьными партами сегодня вырастает наше будущее.

Уважаемые товарищи!
Уверен, что имеющийся кадровый, научно-методический потенциал города Уфы позволит нашей системе образования в ближайшие годы выйти на качественно новые рубежи.

Пользуясь случаем, сердечно поздравляю работников столичного образования с наступающим учебным годом! Желаю здоровья, счастья и успехов в вашем нелёгком, ответственном и благородном труде!

Спасибо за внимание.






Пресс-служба Президента
Республики Башкортостан


www.bashkortostan.ru/index.cfm?id=1985
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован