В середине мая премьер-министр России Владимир Путин провел в Сочи совещание по вопросам развития транспорта. 20 мая была утверждена федеральная программа развития транспортной системы страны на 2010-2015 гг. объемом 13 трлн. рублей. Одной из обсуждавшихся в Сочи тем стало развитие авиатранспортной инфраструктуры, в частности - узловых аэропортов с большим количеством трансферных пассажиров и создание на их базе международных хабов. К числу последних относятся Хабаровский и Владивостокский аэропорты, удачное местоположение которых как нельзя лучше способствует их превращению в национальные и международные хабы. О планах развития всего дальневосточного авиаузла и Хабаровского аэропорта, в частности, рассказывает президент и совладелец ОАО "Группа "Альянс" Муса БАЖАЕВ.
- Муса Юсупович, почему вы решили приобрести акции авиакомпании "Владавиа"?
- У нас есть опыт работы в аэропортовом бизнесе и интерес к его расширению. Мы владеем Хабаровским аэропортом, который для нас является базовым для развития этого направления на Дальнем Востоке. Нам интересен также ряд других аэропортов региона и прежде всего аэропорт Владивостока. Поэтому мы купили 17% "Владавиа", когда поступило соответствующее предложение. Сейчас идет процесс разделения этого предприятия на авиаперевозчика и аэропорт, и, когда он завершится, у нас появится доля непосредственно в интересующем нас аэропорту, а также непрофильный актив - доля в компании-перевозчике.
- Вы продадите эту долю?
- Да, мы хотели бы либо продать ее, либо поменяться с государством на долю в аэропорте.
- Если вам удастся увеличить долю, как собираетесь развивать аэропорт?
- Вместе с администрацией Приморья и Минтрансом мы готовим концепцию развития Владивостокского аэропорта и подготовки его инфраструктуры к проведению саммита АТЭС в 2012 году. Предполагается строительство современного международного терминала. По предварительным прогнозам, в проект необходимо инвестировать 9 млрд. руб., из которых 4 млрд. руб. должны составить частные инвестиции. Мы готовы выступить инвестором.
- Но инвестировать вы согласны только если получите контроль?
- Мы хотим, чтобы наши инвестиции были защищены. Как правило, аэропортовые проекты реализуются на основе государственно-частного партнерства в той или иной его форме.
- Как будете развивать аэропорт Хабаровска?
- Аэропорт Хабаровска - один из наиболее перспективных в стране и определен в качестве одного из будущих восьми-девяти российских хабов. Нами разработана 20-летняя концепция развития аэропорта исходя из прогноза, что пассажиропоток в Хабаровске к 2026 году достигнет 3-5 млн. человек. Сейчас мы готовим мастер-план развития аэропорта. Долгосрочная концепция развития включает три основных проекта. Во-первых, строительство нового пассажирского терминала, работающего как крупный пересадочный узел, хаб. Второе - создание мультимодального транспортно-логистического центра, который обеспечит взаимодействие различных видов транспорта - воздушного, железнодорожного, автомобильного, водного, а также погрузку-разгрузку, перевалку и хранение грузов и выполнение необходимых таможенных процедур. Причем если по пассажирскому терминалу мы закладываем средний прогнозный вариант, то по грузоперевозкам приняли оптимистический сценарий развития. Пропускная способность грузового терминала составит до 120 тыс. тонн в год. Мы уже оформили аренду участка под него на пять лет. И третий проект - строительство четырехзвездной гостиницы и бизнес-центра. Вероятно, субподрядчиком в части строительства гостиницы будет группа Rezidor. А в строительстве карго-центра выразила заинтересованность Lufthansa. Ориентировочная суммарная стоимость развития Хабаровского аэропорта - 7,5 млрд. руб.
- Существуют ли у "Альянса" совместные планы по развитию аэропорта с его базовым авиаперевозчиком - "Дальавиа"?
- Сейчас определенным сдерживающим фактором является то, что часть аэропортовых функций, в том числе оперативное управление взлетно-посадочной полосой, осуществляет "Дальавиа". Это сдерживает конкуренцию. У заинтересованных ведомств - Минтранса и Росимущества есть понимание необходимости разделения земли и неба и передачи функций оператора аэропорта одному лицу, и мы надеемся на скорейшее решение этого вопроса. "Дальавиа" - базовая авиакомпания, и у нас с ней рабочие взаимоотношения. У нас была рабочая встреча с Валерием Окуловым (глава "Аэрофлота".- "Ъ"), мы договорились, что если в Хабаровске будет работать "Аэрофлот", то мы выстроим отношения.
http://www.newizv.ru/aeroport/news/2008-06-18/92091/