МВД России передало в суд уголовные дела в отношении сотрудников Содбизнесбанка и Евротрастбанка, которые обвиняются в легализации незаконных доходов. По словам министра внутренних дел Бориса Грызлова, Содбизнесбанк преступным путем легализовал 500 млн. рублей. Сотрудники Евротрастбанка обвиняются в легализации доходов, полученных преступным путем в объеме 258 млн. долл.
Что это - расширение деятельности, как принято говорить, представителей силовых структур в преддверии выборов в Госдуму или своеобразное продолжение дела ЮКОСа?
Сергей Егоров, почетный председатель Ассоциации российских банков:
- То, что МВД России передало в суд уголовные дела в отношении сотрудников Содбизнесбанка и Евротрастбанка в банковской системе не вызвало нездоровых эмоций. Конечно, это не может позитивно отразиться на имидже российских банков и бросает тень на них. Но окончательное решение вынесет только суд. Хотя в мировой практике подобное случается. К тому же Россия подписала Страсбургскую конвенцию, где обязалась наряду с другими странами бороться с отмыванием грязных денег.
Выиграют ли от такого поворота дел зарубежные банки? Не думаю. Обеспеченные клиенты, способные внести значительный первоначальный вклад, и для которых не играют роли проценты по вкладам, несли и будут нести свои сбережения в иностранные банки.
Вкладчики Содбизнесбанка и Евротрастбанка могут не беспокоиться. Если правоохранительные органы не наложат ареста на вклады (но до решения суда, думаю, этого не произойдет), то вкладчик в любой момент может забрать свои сбережения. Каждый банк имеет свой фонд резервирования, который в обязательном порядке возвращает средства своим вкладчикам.
Хочу сказать, что ошибки или умышленные деяния отдельных банков нельзя распространять на всю российскую банковскую систему.
Игорь Юрьевич Провкин, заместитель председателя комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению:
- Единственное заключение, которое можно сделать после появления уголовных дел и возможной передачи их в суд в ближайшее время: это то, что КФМ реально выполняет свои функции. Насколько я помню, представители КФМ уже не раз заявляли о выявленных случаях отмывания денег банками РФ, но дальше заявлений дело не продвигалось. Обвинять же банки сейчас никто не вправе - суд должен решить, был факт отмывания или нет.
Я не думаю, что иностранные банки могут что-то выиграть от передачи дел в суд. Во-первых, подозрения касаются некрупных банков, клиентская база которых погоды не сделает. Во-вторых, отношение к российскому банковскому сектору должно даже улучшиться, так как появляется уверенность в том, что банки будут заниматься честным бизнесом под пристальным присмотром КФМ и Банка России.
Теперь что касается клиентов упомянутых банков. Уйдут ли они из банков или нет, сказать трудно, они сами должны решать. Все-таки суда не было, и заранее обвинять банки неправильно. Но то, что имидж банков подпортился, это безусловно, и бороться за новых клиентов им будет уже непросто. И даже если суд признает банки невиновными, это будет хорошим уроком для всех остальных: все банковские операции должны быть прозрачны и не вызывать сомнения у контролирующих органов, тем более что правила игры вполне доступно прописаны в антиотмывочных законах.
Светлана Додонова
Родная газета
2003-10-10
http://gryzlov.ru/index.php?page=smi&id=91