21 января 2007
1054

Мы спросили у Ясина

При нынешних порядках реализовать нацпроект "Доступное и комфортное жилье для всех и каждого" не получится.

Проблемы реформы ЖКХ - тема безбрежная. Почему цены на жилье растут, а качество услуг - прежнее? Чем объясняется скачок цен на жилье? Или история с дольщиками, которых надули: виноваты те, кто брал взаймы? Но они же перед этим несколько лет строили жилье, и все получалось, а сейчас почему не получается? Каковы настоящие причины проблем? Своим видением происходящего с членами Клуба региональной журналистики "Из первых уст" поделился научный руководитель Высшей школы экономики, старший консультант Центра фискальной политики, профессор Евгений Григорьевич ЯСИН.

Национальные особенности

- У нас сохранилась советская система ЖКХ, которая столкнулась с новым фактором: доля частной собственности на квартиры - около 75%, но высока и доля муниципальных квартир. Сложилась "институциональная ловушка": люди, живущие в собственных домах, понимают, что за все надо платить, а у жителей квартир живы советские привычки. Они не полноценные собственники, так как не несут всех издержек, вытекающих из прав. Остальное берут на себя, как правило, муниципалитеты, а там - чиновники. Поэтому все остается, как было: цены на жилищно-коммунальные услуги растут, а улучшения качества обслуживания не происходит. На поверхности причина - в отсутствии конкуренции, но все гораздо глубже.

Возьмем энергорынок. Здесь сложно добиться совершенной конкуренции и появления новых фирм, способных вытеснить тех, кто завышает цены. Эластичность спроса на электроэнергию - очень низкая. Этот товар незаменим, и поэтому мы готовы платить любую цену. Если ее будет регулировать только рынок, снижения не будет, и тогда нужно соглашаться с госрегулированием. Но в этом случае, однозначно, цены снижаться не будут. И даже не будут стабильными. Причем, я не касаюсь политики, а говорю о свойстве этого рынка. Тут возможна конкуренция, но рынок этот будет олигополистический, т. е. там будет небольшое число компаний, которые могут между собой сговариваться. Нужно стремиться, чтобы здесь присутствовало больше компаний с разными собственниками.

"Специфика" рынка жилья и комуслуг

- Почему так растут цены на недвижимость? Главная причина: в последние годы в России значительно снизилась деловая активность, поэтому доходных объектов вложений оказалось намного меньше, чем могло быть. Сегодня покупают квартиры и дома не потому, что собираются там жить, а просто более выгодного объекта вложений, чем недвижимость, в настоящее время нет. Правда, надо сказать, недвижимость быстро дорожает не только в России. Это какое-то временное движение по всему миру:

А проблемы рынка жилищно-коммунальных услуг связаны с тем, что рыночных отношений в этом секторе у нас сегодня нет. Еще с советских времен примерно треть населения (бюджетники) не получает зарплату, соответствующую условиям воспроизводства рабочей силы. За это государство предоставляет какие-то удешевленные услуги. Кто дотирует? Местный бюджет в значительной степени. Федеральный бюджет через трансферт регионам. Своеобразная форма дотации - износ, когда жилой фонд приходит в упадок, разрушаются инженерные сети и т.д. Последние годы финансирование улучшилось, но проблема осталась.

Когда нет достаточной конкуренции по предложению и жильцы не организованы, образуется то, что на рынке называется "асимметрия информации". Те, кто оказывает услуги, знают, сколько реально услуги стоят, а жильцы не знают! А кто их интересы защищает?

Как оказалось, в России создать действенные товарищества собственников жилья невозможно или очень трудно. До недавнего времени (до принятия законодательства относительно жилищной реформы) на всю страну было 5 тыс. ТСЖ (или кондоминиумов). Кооперативов, которые создавались в советские годы, было 14 тысяч. Их не расформировали, но так построили законодательство, что кооперативное движение практически прекратилось.

Другая возможность - управляющие компании. А кому они принадлежат? Часто тому же муниципалитету. И получается, что реально интересы собственников квартир защищают местные органы власти, а они от своих избирателей ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ЗАВИСЯТ. Наверное, это особенность нашего национального характера: мы на выборы президента идем, на выборы губернаторов, когда они были, - тоже. А местные выборы, проходи они отдельно, вряд ли бы набрали кворум...

Местные органы власти примерно 95% средств в бюджет получают сверху. Устанавливать свои сборы или налоги они не имеют права. Так же, кстати, как и регионы. ОНИ НЕ ЗАВИСЯТ ОТ ИЗБИРАТЕЛЕЙ! Так и складывается ситуация, что местные власти подбирают себе удобных партнеров среди строителей и компаний, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги. А на этом рынке преобладают естественные монополии. То есть власти выгоднее иметь одну компанию и контролировать тарифы в ней, чем организовывать конкуренцию, строить параллельные сети и т.д. и т.п. Поэтому значительная часть рынка обязательно будет иметь контролируемую цену, что ведет к определенным последствиям.

Чужой пример - нам не наука?

- Наиболее показательны скандинавская и американская модели решения жилищного вопроса. В Скандинавии самое сильное гражданское общество в мире: там каждый житель - активист, по меньшей мере, 4-5 неправительственных организаций. Они сами за всем следят! У них наряду с частной собственностью есть коллективная (кондоминиумы), частные прибыльные компании и "общественный и муниципальный сектор (социальный наем)" - жилье, сдаваемое в аренду по пониженным ценам.

В США с 1950 по 1997 гг. произошла жилищная революция, которую, в принципе, мы хотели бы провести в России. Там доля собственников жилья - почти 70%. Тех, кто снимает квартиры у муниципалитетов, - менее 2%. Бедняки получают деньги на аренду жилья из разных фондов. В общем, если сравнивать, в Скандинавии высока доля общественного сектора и кондоминиумов, а в США их вообще нет. Видимо, это связано с национальным характером.

С моей точки зрения, американская система - самая прозрачная и эффективная, потому что это один из немногих жилищных рынков, где существует самая высокая конкуренция, хотя, конечно, она не идеальная. Но здесь все просто: дома, в которых снимаются квартиры, имеют хозяев. Те занимают сильные позиции на рынке и обладают необходимой информацией, противостоя и строителям, и тем, кто поставляет услуги.

Что делать?

- Нельзя рассчитывать, что невидимая рука рынка сама все сделает в области ЖКХ. Нужно экономическую конкуренцию дополнить политической, то есть добиться, чтобы, по крайней мере, на уровне местных советов была реальная демократия. Чтобы местные налоги и сборы утверждали местные законодательные собрания или референдумы населения. И чтобы начальник, которого выберут, знал, что его следующие выборы зависят от избирателей и его обязательно спросят: как вы потратили деньги? Другого выхода нет. Без демократии нельзя! Понимаете? Нельзя!

А, чтобы люди могли оплачивать полную стоимость услуг, нужно повысить зарплату бюджетникам и пенсии. Если государство платит зарплату, на которую невозможно прожить, чего ожидать? При нынешних порядках реализовать нацпроект "Доступное и комфортное жилье для всех и каждого" не получится. Или американский вариант, или скандинавский. На этот счет должно быть достаточно ясное и четкое понимание.

21.01.06

Издательская компания "Золотой Рог"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован