22 февраля 2009
4127

Н. В. Петрушкин, А. Ю. Симонов. Проблемы исполнения региональных бюджетов в условиях финансового кризиса

ПЕТРУШКИН Николай Владимирович, первый заместитель Председателя Правительства - министр финансов Республики Мордовия, кандидат экономических наук (г. Саранск).

СИМОНОВ Алексей Юрьевич, заместитель министра финансов Республики Мордовия (г. Саранск).

Социально-экономическое развитие и политическая стабильность в обществе основываются на четком планировании и исполнении бюджета, которому в идеале должна быть присуща сбалансированность доходной и расходной частей. В 2007 г. в России был впервые принят "трехлетний" бюджет, но уже в процессе исполнения в него были внесены существенные изменения. Со второй половины 2008 г. влияние мирового финансового кризиса потребовало корректировки бюджетной и налоговой политики, направленной на обеспечение экономической устойчивости страны и трансформации планов относительно ее будущего развития.

В результате внесенных изменений признаны утратившими силу положения Федерального закона от 24 ноября 2008 г. ? 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" в части, касающейся бюджетов 2010-2011 гг. Сокращение доходов федерального бюджета на 2009 г. спрогнозировано на 38,6 % по сравнению с учтенным и обусловлено в первую очередь снижением поступлений нефтегазовых доходов, налогов на прибыль, добавленную стоимость организаций и доходы населения. Это потребовало существенного пересмотра расходных обязательств. В такой ситуации проблемы исполнения региональных и местных бюджетов проявляются особенно остро, тем более что на помощь федерального бюджета рассчитывать сложно.

В этих условиях региональные власти находятся в поиске оптимальных методов и форм государственной поддержки, стоят перед сложным выбором либерализации или ужесточения налогового администрирования. С одной стороны, необходимо на максимальном уровне обеспечить собираемость доходов в бюджет, не допустить ухода бизнеса в "тень", с другой - важно не поставить налогоплательщика на грань банкротства, не спугнуть чрезмерным вниманием предпринимателей и крупных производителей.

На государственном уровне выстроена система антикризисного управления, включающая в себя широкий набор инструментов и мер государственной поддержки реального сектора экономики, финансового рынка, инновационного и инвестиционного развития, содействия занятости населения. В Республике Мордовия образована Республиканская оперативная комиссия по вопросам обеспечения устойчивости экономики, в задачи которой входит детальное рассмотрение кризисных явлений, возникающих на территории республики, в приоритетных отраслях и на конкретных предприятиях. По результатам мониторинга складывающейся ситуации Комиссия вырабатывает предложения и принимает управленческие решения, направленные на снижение негативных тенденций в экономике и социальной сфере региона.

В числе первоочередных мер государственной поддержки системообразующих и иных организаций, расположенных на территории Мордовии, региональным законодательством предоставлены льготы по налогу на имущество организаций в отношении законсервированного имущества, установлены дополнительные основания предоставления отсрочек, рассрочек и инвестиционных налоговых кредитов по региональным налогам. Субъектам малого и среднего бизнеса с 15 до 5 % снижена налоговая ставка при применении упрощенной системы налогообложения, а также на 33,3 % уменьшен размер платы за арендуемые земельные участки.

Органам местного самоуправления муниципальных образований в 2009 г. рекомендовано не увеличивать налоговые ставки по земельному налогу и ставки арендной платы за земельные участки и имущество, находящиеся в собственности муниципальных образований. Снижается налоговая нагрузка малому и среднему предпринимательству, уплачивающему единый налог на вмененный доход.

Разработан новый Порядок проведения инвестиционных конкурсов для инвестиционных проектов юридических лиц, включенных или претендующих на включение в Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2008-2012 гг., который отдает приоритет в оказании государственной поддержки в виде предоставления процентных и беспроцентных займов, субсидий на уплату части процентов за пользование кредитами банков, субсидий на уплату части лизинговых платежей по договорам лизинга машин и оборудования, поручительств по банковским кредитам республиканским производителям товаров и услуг в части развития импортозамещающих и экспортоориентиро-ванных производств, а также производителям, приобретающим необходимые для реализации проекта оборудование, устройства, механизмы, строительные материалы и другую продукцию у зарегистрированных на территории республики организаций и привлекающим эти организации для выполнения предусмотренных проектом работ и услуг.

В 2009 г. в Мордовии активно реализуется Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, в рамках которой предусмотрены средства федерального и республиканского бюджета в сумме 257 млн руб. для предоставления предприятиям субсидий на опережающее профессиональное обучение работников и на возмещение затрат по организации общественных работ1. В республике определен перечень системо- и градообразующих предприятий, по которым ведется еженедельный мониторинг, включающий ряд социально-экономических показателей: обеспеченность оборотными средствами, заказами, запасы готовой продукции, объем дебиторской и кредиторской задолженности, график работы, заработная плата и задолженность по ней, изменения численности работников и др. Принимаются меры по расширению кооперационных связей между предприятиями республики.

regionsar.ru
02,2009
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован