На премьере "Меченосца" зал регулярно хлопал и смеялся. Вообразить, чтобы это входило в планы режиссера Филиппа Янковского, снимавшего серьезный, мрачный мистический триллер с философской подкладкой, трудновато. Самый громкий аплодисмент публики сорвала сцена, в которой гламурная стерва Белла (Татьяна Лютаева), "заказавшая" героя брутальному вору в законе по кличке Клим (Алексей Горбунов), пьет с этим самым Климом кофий, отлучается попудрить носик, а по возвращении обнаруживает, что верхняя часть гражданина уголовника ползет по полу отдельно от нижней. Это герой Саша (Артем Ткаченко), с детства обладающий способностью (дар это или проклятие, поди пойми: сам герой склоняется ко второй версии) в минуту гнева исторгать из руки сверхъестественно острый клинок произвольной длины. Понятно, что с таким-то героем раскромсанных трупов в фильме будет ого-го. От мерзавца-отчима или насильника-бомжа, которых Саша уконтрапупил еще в детстве, до беглого настоящего папаши, бандитов в тюремной камере и многих других, кому не повезло повстречать Сашу в ходе его нынешнего отчаянного путешествия по провинции у моря. Началось путешествие, собственно, с того, что он отправил на больничную койку сыночка Беллы, хама и мажора (не мечом, банальным обрезком трубы). И после того как Саша повстречал страсть всей жизни, художницу Катю (Чулпан Хаматова), покойников меньше не стало. Понятно, чем в мировом кинематографе заканчиваются путешествия любовников-на-крови, оставляющих за собой цепочку жмуриков...
У современного русского кино, особенно молодого-амбициозного, есть одна маленькая проблема. Такое ощущение, что создатели его - не режиссеры, а автопиарщики; что они не фильм снимают, а сочиняют киносредствами развернутую саморекламу для продюсеров, прокатчиков, зрителей и фестивальных отборщиков.
Что имел в виду Филипп Олегович, экранизируя неплохой, между прочим, роман Евгения Даниленко, примерно понятно: скрестить зрелищный кинокомикс с экзистенциальным арт-хаусом, склеить пронзительный трагизм с юмором и зрелищностью, смонтировать на почти трэшевом, фэнтезийном сюжете суровую притчу, ненавязчиво выходящую на обобщения типа "всемогущество и бессилие", "человек и Рок", "вина и искупление", "любовь и судьба". Только вот подтвердить столь пафосную заявку адекватным кинопродуктом у Янковского упорно не получается; и если его гламурная драма "В движении" (2002) или ретродетектив "Статский советник" [1] (2005), страдая той же болезнью, могли хотя б отчасти сохранить лицо за счет стилистической цельности, то претендующий на синтез жанров и даже видов кино "Меченосец" катастрофически расползается по швам.
Триллер тут оказывается алогичен и затянут, любовная история с парочкой смачных, ух-мы-вам-сделаем-красиво, эротических сцен - пошла , философские потуги - нелепы. И получается не синтетическая штучная работа, а аляповатый претенциозный коллаж, поверх которого так и хочется вывести крупно: "На этом месте мог бы быть мой шедевр" - и телефон для контактов.
"Эксперт" No39
23.10.2006
http://www.expert.ru/printissues/expert/2006/39/mechenosec/