- вопрос: Конкурсанты шутят, что Кармен - главная ценительница оперного искусства...
- ответ: С Кармен я не расстаюсь, это мой ребенок. В театре Романа Виктюка, где я играю в спектакле "Антонио фон Эльба", она выходит на сцену вместе со мной уже не один сезон. А совсем недавно я вместе с ней пела в Мадриде "Пиковую даму". На моем пропуске в театр было просто написано "Елена Образцова", а у нее - "Кармен Образцова, артистка". Три месяца назад Кармен родила Мюзетту. Они вместе бывают на всех моих концертах, сидят тихонько в кулисах и ждут моего возвращения. У меня есть еще одна собачка, Даша, но она постоянно "поет", поэтому я боюсь брать ее с собой. Кармен же внимательно, не проронив ни звука, слушает всех конкурсантов.
- в: Зачем вам этот конкурс?
- о: Мне хочется найти певца, который может выступить в разных ипостасях. Поэтому я специально сделала конкурс очень трудным, чтобы профессионально несостоятельные люди сюда и не приезжали. В жюри конкурса по моему личному приглашению работают великие певцы и известные менеджеры, на которых невозможно воздействовать. Нет никакой коррупции. И свидетельство тому - почти все лауреаты предыдущих конкурсов добились заметных успехов после победы.
- в: Почему конкурс из Петербурга переехал в Москву?
- о: В 2007-м он снова будет в Петербурге. А в этом году я просто поддалась на уговоры друзей. И эта затея обернулась настоящим кошмаром. В Москве все, за что ни возьмись, в два раза дороже, чем в Петербурге. Чтобы конкурс состоялся, потребовалось найти миллион долларов. Мы чуть не рехнулись. Правда, нам очень помогает мэрия и лично Юрий Лужков. И если бы не поддержка Людмилы Ивановны Швецовой, которая выжимает для нас всякого рода скидки, конкурс бы не состоялся, это абсолютно точно. Компания, с которой мы работали с ноября месяца, кинула нас в самый последний момент. Это было ужасно. Я чуть не получила инфаркт. Думала, с ума сойду. За один день мне пришлось обзвонить полмира, чтобы собрать какие-то деньги. И мои коллеги-музыканты помогли мне не меньше бизнесменов. Николай Басков вечером того же дня, когда я ему позвонила, привез 20 тысяч долларов.
- в: Теперь редкость такие всемогущественные почитатели талантов, как, например, бывший министр культуры Демичев, который вам поклонялся...
- о: Демичев мне не поклонялся. Он очень меня любил. Думаю, что началом нашей любви была его дочка - Леночка Школьникова, которую я учила. У нас была хорошая, большая дружба.
- в: Вы, наверное, часто вспоминаете о том, как отдавали свои гонорары Госконцерту?
- о: Нет. Я всегда деньги отдавала с большим воодушевлением. Думала, что это нужно для детей, для нашей экономики. У меня никогда не было жадности. Но было сильное разочарование, когда узнала, что на мои деньги чиновники, например, ездили в Африку - охотиться на львов. Я была на уровне всех великих певцов, получала самые высокие гонорары в мире и отдала государству несколько миллионов долларов. Сейчас, конечно, немножко сложновато, потому что у меня нет никаких запасов, а надо и лечиться, и квартиру содержать. Вот я и вынуждена не спать в своей кровати, а ездить по концертам и зарабатывать. Сейчас я много езжу по России, странам СНГ. И поражена тем, как люди в глубинке воспринимают музыку, сколько в них чистоты. Я там даже пою по-другому. Если в столицах, перед искушенной публикой, думаю и о технике, и о фразе, и о многих других профессиональных вещах, то в маленьких городах я пою больше душою и сердцем.
- в: Ваши поклонники в Грузии даже вино "Елена Образцова" стали выпускать...
- о: Думаю, история с вином закончилась. Хотя, когда его начали продавать в Грузии, достать бутылки с очень красивым моим портретом было невозможно. Но на российский и международный рынки их просто не пустили. А вино было совершенно изумительное.
- в: Какие у вас отношения со временем?
- о: У меня нет ностальгии по молодости. Большие певцы - они как дети, поэтому настоящая старость к ним никогда не приходит. Я думаю, человек стареет, когда устает от жизни, перестает ее любить. В каждом возрасте есть свои радости. Теперь я уже очень много знаю и хочу поделиться этими знаниями.
- в: А как же ревность, естественная для творческого человека?
- о: Ничего подобного. Я с младенчества поняла, что никому не дано занять чужое место. Я перестала суетиться, забыла значение таких слов, как "соперничество", "зависть" и "ревность". То, что ты умеешь, я не умею, то, что я умею, тебе не дано. Если бы это люди понимали, они бы трудились на своем поприще и не мешали бы друг другу.
- в: Но ведь многое в театре рождается именно из соперничества.
- о: Во всяком случае, в нашей стране я никому не мешала. Я очень много пела за границей и никому карьеру здесь не испортила. Главное - суметь выразить себя в музыке. И я это сделала. Я состоялась. Единственное, что я умею делать без устали, - петь. Я умру, но моя музыка будет жить. Значит, жизнь прожита не зря.
- в: И все-таки Большой театр всегда славился жесткими закулисными взаимоотношениями среди первых солистов...
- о: Когда я пришла туда, это был настоящий Большой театр, и попасть в него могли люди только очень крупного калибра. Я проработала там 40 лет, даже 43 года, и для меня это мой дом, мое счастье. Собирались художественные советы, где были Атлантов, Милашкина, Нестеренко, Мазурок... Мы ругались, кричали, обсуждая, кто достоин петь спектакли, болели за уровень Большого театра. А сегодня, к сожалению, закрыли Большой театр. Новое здание для меня не существует - я там чужая. Этот театр без акустики, и делать искусство в таких условиях невозможно. Поэтому я жажду, чтобы через три года открыли Большой театр и чтобы я могла свое 70-летие там справить.
- в: Когда вы входите в Большой, надеюсь, у вас пропуск не спрашивают?
- о: Однажды, когда я поехала на "Царскую невесту" и забыла пропуск, то меня просто не пустили. Я уехала домой. Но понимала, что должна петь. Я дома загримировалась, приготовилась к спектаклю. Потом началась паника, пошли звонки из театра. Я сказала: "Меня в театр не пустили. Правда, это моя ошибка, что я не взяла пропуск, но все-таки после стольких лет работы в Большом могли бы и пустить". Но там военная охрана, которая, конечно, понятия не имеет, кто есть кто, и им было наплевать - Образцова пришла или Пупкина.
- в: Уезжая из Петербурга в Москву, вы могли предположить, что ваши питерские корни когда-нибудь окажутся столь модными?
- о: В душе я никуда и не уезжала. Несмотря на то что я живу в Москве, я все равно петербурженка, настоящая ленинградка. Там мой дом. И мода тут ни при чем. Ленинград меня воспитал. Как я могу изменить моему городу? Никогда.
- в: Центр поддержки молодых певцов, что сейчас вы организовываете, будет в Петербурге или в Москве?
- о: Пытаюсь открыть свой центр и в Москве, и в Петербурге. Некоторое время назад я написала письмо Путину, и он меня поддержал. Но чиновничьей волоките конца и края не видно. Одна болтовня вот уже много-много лет. А я понимаю, что времени-то у меня остается совсем немного. А мне бы хотелось успеть наладить эту машину, чтобы она работала после меня. Хочу, чтобы молодые певцы получили возможность брать уроки мастерства у лучших из лучших. Такое количество изумительных голосов, как в России, вряд ли где еще в мире можно найти, но, приезжая на Запад, наши проигрывают, потому что не знают стилей, языков и поют на нижегородском. Я много работаю на Западе, а хочу работать в России. Чиновники любят говорить о патриотизме, но не дают людям его проявлять.
- в: Вам бы хотелось, чтобы внук пошел по вашим стопам?
- о: Ни в коем случае. Но, слава богу, этого и не случится. У него нет ни голоса, ни слуха. У нас очень трудная профессия. Приходится от очень многого отказываться в жизни. Когда я ухожу со сцены, я всегда настолько эмоционально опустошена, что мне кажется: от меня осталась только шкурка, в которой должна вновь зародиться жизнь.
- в: За что вы чаще всего себя ругаете?
- о: Думаю, что талант свой я Господу Богу отработала, и Он на меня не будет сердиться. Но все-таки я могла бы сделать гораздо больше. Случались моменты, когда я не могла много работать. А когда упала с велосипеда, у меня было отслоение сетчатки, и я пять лет была почти слепая. Не видела ноты, не могла учить ничего нового. Но я не скулила, не плакала, и ко мне вернулось зрение. Господь экзаменует нас, когда случаются какие-то несчастья. И если мы стойки в испытаниях, то он исправляет ситуацию. Только через испытания человек может постичь жизнь. А все те положительные эмоции, к которым человек стремится, - вещь праздная.
- в: Какую собственную слабость вы себе прощаете?
- о: Постоянную влюбленность. Все, что я делаю на сцене, - это о любви и ради любви. Когда человек перестает любить, он уже не может быть артистом. Певец обязан жить страстями, а не лежать в вате, боясь простудиться. Я знаю очень многих, кто обойден любовью. И они даже не знают, что такое страсть и нежность, они не знают, как можно ждать и как больно терять. Очень много людей, которые не живут, а существуют. Любовь - Божий дар, от которого нельзя отказываться.
- в: А что вам нужно в жизни из того, чего у вас нет?
- о: У меня есть все. Единственное, чего мне не хватает, - крыльев. Я бы очень хотела летать. Я до сих пор летаю во сне.
Дата публикации на сайте: 01.10.2006
Автор: Мария Бабалова
Сайт: Известия