Уважаемые депутаты и приглашенные! В соответствие с Конституцией Республики Алтай предлагаю вашему вниманию доклад о положении в Республике Алтай.
В самом начале пребывания в должности Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай мною была определена стратегическая линия деятельности Правительства, которая в течение прошедших полутора лет позиционируется как правительство конкретных дел и поступательного развития.
В своем докладе я намерен очертить круг задач, которые поставлены перед органами власти Республики Алтай на ближайшую и отдаленную перспективу. Могу с удовлетворением констатировать, что сегодня между исполнительной и законодательной ветвями власти установились нормальные деловые отношения, и я благодарен депутатам за поддержку и конструктивное сотрудничество. Общими усилиями нам удаётся поддерживать политическую и социальную стабильность в Республике Алтай, создавать необходимые предпосылки для решения поставленных задач.
Позади полтора года напряжённого труда по активной реализации реформ, которые проводит Президент России и Правительство Российской Федерации. За этот период в обеспечении жизнедеятельности региона не было сбоев, проведена огромная созидательная работа на перспективу. Претворяются в жизнь все заявленные проекты. Через два-три года они должны дать поступления в бюджет республики, обеспечить прорыв в экономическом развитии региона. Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Герман Греф, выступая с ежегодным итоговым докладом, назвал Республику Алтай - наряду с Краснодарским краем и Калининградской областью - динамично развивающимся, стабильным регионом.
Важнейшим показателем развития республики является рост собственных доходов консолидированного бюджета. Он составил более 360 млн. рублей, а темп роста 122%. по сравнению с 2005 годом.
Отрадно, что этот рост обусловлен главным образом ростом налогооблагаемой базы. Кроме того, нам удалось на 9 %.снизить дотационность республиканского бюджета.
В Правительстве разработана бюджетная стратегия, которая ориентирована на развитие республики с учетом эффективности и результативности бюджетных расходов. Подготовленный министерством финансов документ я бы оценил, как революционный - в лучшем смысле этого слова. Убежден, что при настойчивой реализации этого продуманного, прагматичного проекта произойдут значительные позитивные изменения.
Сейчас мы приступили к планированию трёхгодичного бюджета. Это позволит нам иметь сбалансированную бюджетную систему на среднесрочную перспективу.
В сфере управления государственной собственностью нами ставится задача эффективного использования имеющихся ресурсов. Мы должны ясно осознавать, что изношенные производственные фонды предприятий нуждаются в устойчивом развитии. А развитие может обеспечить только эффективный инвестор. Именно поэтому мы активно работаем по приватизации государственной собственности.
Сроки приватизации истекают 31 декабря 2008 года. До этого времени нужно приложить максимум усилий, чтобы привлечь инвестиции. В настоящее время делается всё возможное, чтобы проданное государственное имущество получило импульс развития. Чтобы сохранились прежние и образовались новые рабочие места, чтобы увеличилась налогооблагаемая база. И тем самым создавался фундамент для расширенного воспроизводства.
По итогам 2006 года наблюдается положительная динамика доходов от использования государственной собственности. Если в 2005 году в бюджет республики поступило около 22 млн. рублей, то в 2006 году доходы превысили цифру в 62 миллиона рублей.
Стратегическая задача нашего Правительства - повышение экономической независимости региона. В самом начале мы прямо заявили - чуда не будет - нас ждёт ежедневная, кропотливая работа. Конечно, об итогах говорить пока рано, но в республике уже многое сделано. Заложен базис, на основе которого выстроится экономическое благополучие региона.
По итогам работы за первый квартал и по состоянию на сегодняшний день Республика Алтай лидирует в Сибирском федеральном округе по индексу сельскохозяйственного производства, находится на третьем месте по индексу промышленного производства и темпам роста объёмов строительно-монтажных работ. На третьей позиции республика и по индексу физического объёма оборота розничной торговли.
В своем Ежегодном послании Федеральному Собранию Президент России неоднократно возвращался к теме диверсификации экономики как важному фактору развития государства. У нас в республике это понятие приобрело контуры своеобразной национальной идеи. Изменение структуры экономической сферы, разнообразие внедряемых производств - вот механизм, определяющий прорыв в экономическом развитии региона.
С первых дней работы нашего Правительства мы задали очень высокий темп. Это позволило значительно продвинуться в решении важнейших задач.
На огромном пространстве России республика стала узнаваемой, с нашим мнением считаются, нам помогают. За столь короткий период удалось разработать и обосновать среднесрочную программу социально-экономического развития республики на 2006 - 2009 годы. Она принята Правительством Российской Федерации и попала в десятку лучших региональных программ. Об этом неоднократно сообщали федеральные средства массовой информации.
Программой предусмотрена реализация крупных инвестиционных проектов. Туризм, энергетика, дороги, транспорт, агропромышленный комплекс - те приоритетные направления, которые обеспечат устойчивый рост экономики.
В бюджете текущего года на поддержку реального сектора экономики заложено 100 млн. рублей. Такое решение принято, чтобы привлечь на реализацию крупных инвестиционных проектов внебюджетные средства в объёме не менее полутора - двух миллиардов рублей.
Мы стремимся к тому, чтобы намерения инвесторов стройно вписывались в общую концепцию развития нашего региона.
Сегодня Республика Алтай находится на пороге своего бурного развития. Это связано главным образом с тремя факторами.
Первый - это получение статуса особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.
Второй фактор - газификация региона, которая позволит значительно снизить себестоимость производимой в республике продукции, позволит сделать жизнь граждан более комфортной и современной. Немалые дивиденды население республики получит и от строительства магистрального газопровода "Алтай".
Третий фактор связан с реализацией на территории республики приоритетных национальных проектов. И в первую очередь, - по ускоренному развитию животноводства, которое является традиционной отраслью хозяйства.
Сегодня нет сомнения, что потенциал республики мы можем реализовать только с привлечение крупных инвестиций.
Для этого мы должны создать максимум привлекательности, устранить все препоны и препятствия для вхождения сюда потенциальных инвесторов. Ведь помимо инвестиций бизнес дает рабочие места.
В настоящее время мы активно сотрудничаем с Акционерной Финансовой Корпорацией "Система", "Томсктрансгазом", группой компаний "ИТЕРА" и "Алемар", открытым акционерным обществом "Международный аэропорт "Шереметьево", ОАО "Алтай Вест" и рядом других серьезных фирм.
Так в рамках заключенного соглашения Правительство Москвы проводит разработку схемы размещения туристических объектов Республики Алтай.
Кроме того, мы решили передать москвичам недостроенное здание детского дома в с. Чепош Чемальского района. Предположительно здесь разместится санаторий по типу "Мать и дитя", так необходимый республике.
Решился вопрос по строительной площадке ООО "КатуньГЭСстрой". Здесь планируется строительство нового завода по производству железобетонных изделий и кирпича для нужд развивающегося строительного комплекса.
В прошедшем году республика получила статус особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, и уже сегодня, с опережением на два года, мы приступили к реализации этого проекта.
Почему мы сделали ставку на туризм?
Наш уникальный регион обладает не меньшими красотами и не меньшей энергетикой, чем Канары, Гавайи и Багамские острова. Таких уголков, где природа сохранена в ее первозданном виде, на Земле осталось немного. И не надо опасаться, что планомерное развитие туризма приведет к уничтожению заповедных мест. Гораздо опаснее "дикий" туризм. Именно он наносит колоссальный урон природе. Мировая практика подсказывает, что лучше перевести туризм в организованное русло, чем пожинать плоды туристической "дикости".
В настоящий момент завершается работа над генеральной схемой размещения туристических объектов особой экономической зоны на территории Республики Алтай. Схема даст представление о том, где и сколько туристических, спортивно-развлекательных, санаторных объектов должно находиться.
Сегодня рассматривается возможность использования двух площадок в Майминском и двух - в Чемальском районах. На территории будущих туристических объектов уже ведётся работа.
Французские специалисты подтвердили, что республика привлекательна для туристов не только в летний, но и в зимний период. Основной стартовой площадкой для развития зимнего туризма мы выбрали местность у Манжерокского озера. На озере будет организован летний отдых, а на горе Синюха планируется построить горнолыжный курорт мирового уровня. Этим летом будет заложен первый камень в строительство комплекса.
Как известно, именно туризм позволяет активно развивать сельское хозяйство, сферу услуг и производства товаров, создавать рабочие места, осваивать качественно новый уровень организации труда. Создание особой зоны в сфере туризма и рекреации поможет на деле реализовать возможности государственного и частного партнерства, сохранить природу Республики Алтай для будущих поколений, даст возможность населению жить и работать достойно уже сейчас.
Недавно республику посетили представители немецкой консалтинговой компании, которая будет заниматься разработкой концепции создания и развития туристско-рекреационной зоны на территории Республики Алтай. Они осмотрели площадки, одобрили наш выбор и приступают к работе. Параллельно идёт формирование органов управления зоны.
На втором этапе планируется создать площадки в Усть-Коксинском и Турачакском районах. Кроме того, уже сегодня ведется работа по созданию горноклиматического курорта "Золотое озеро" в Артыбаше.
Перспективы развития туризма в Горном Алтае большие, есть все возможности для совершенствования работы уже сегодня. На особом контроле должны быть вопросы защищенности населения и охраны общественного порядка. Необходимо предпринять все меры по обеспечению безопасности дорожного движения; по охране туристов, посещающих республику; создать мобильные группы по обеспечению безопасности и правопорядка в местах отдыха туристов.
Республика Алтай - один из регионов, который практически не производит собственной электроэнергии. И сегодня ощущается огромный энергодефицит, особенно в зимние месяцы. Это сдерживает социально-экономическое развитие республики.
Для полноценного развития нам нужны дополнительные объемы энергии. Нельзя построить ни турбазы, ни жилье, ни производственные объекты, не решив проблему их подключения к источникам электроэнергии. А с учетом создания особой экономической зоны энергии потребуется в два раза больше, чем потребляется сейчас. Кроме того, надо учитывать перспективы развития горно-металлургического и лесопромышленного комплексов.
В Послании Федеральному Собранию, говоря о развитии электроэнергетики, Президент России назвал приоритетными территориями по строительству объектов энергетического комплекса Сибирь и Дальний Восток. Таким образом, наши амбициозные планы по строительству ГЭС на реке Катунь и каскада малых ГЭС "Мульта", "Чибит", запуск мини-ГЭС на реке Тюнь являются составной частью проекта, обозначенного Президентом.
В Правительстве Республики Алтай разработана республиканская целевая программа по развитию энергетики и электрификации Республики Алтай на 2008-2011 годы. Она внесена сегодня в повестку сессии.
В рамках программы планируется создание собственных генерирующих источников, строительство второй высоковольтной линии электропередач и развитие сетевого хозяйства.
В этом году, предположительно в октябре, мы планируем завершить строительство ГЭС в селе Джазатор Кош-Агачского района. Ведется целенаправленная работа по строительству Алтайской ГЭС. Для начала строительства необходимо привлечь инвестиции до 7,0 млрд. рублей. Отрадно, что к развитию энергетики Республики Алтай проявляют интерес частные структуры. Ведь наша территория располагает двумя третями гидропотенциала Западной Сибири.
Целенаправленная работа ведется по газификации региона.
Соглашение, подписанное в сентябре с руководством республики и главой "Газпрома", реализуется уверенными темпами. 100 млн. рублей, выделенных компанией на газификацию, расходуются на проектные работы и строительство межпоселковых сетей.
В декабре 2008 года мы планируем довести нитку социального газопровода до Маймы и города. К этому времени нужно опережающими темпами строить газовые сети. В Майме планируется запустить более 16, а в городе семь с половиной километров сетей среднего давления. Протяженность сетей низкого давления, которые пойдут непосредственно к потребителю, составляет 341 км. Нам нужно работать с населением, юридическими лицами, то есть с потенциальными потребителями газа, чтобы сконцентрировать средства на приобретение газовых печей и другого необходимого оборудования. С этой целью в муниципальных образованиях уточняются списки пенсионеров, ветеранов и других незащищенных категорий граждан с целью решения вопроса о льготной газификации.
Для каждого частного дома, для каждого частного предприятия, которое изъявит желание пользоваться природным газом, необходимо подготовить проектно-сметную документацию. Владельцам домов усадебного типа необходимо будет оказать помощь в приобретении оборудования и поддержку - через кредитный ресурс, через субсидирование части процентной ставки по кредитам.
31 мая у меня состоялась встреча с председателем правления ОАО "Газпром" Алексеем Миллером. Принято решение о выделении дополнительных 1,5 млрд. рублей на газификацию Республики Алтай. В соответствии с нашей договорённостью "Газпром" берет на себя затраты на строительство трубы от Бийска до Горно-Алтайска и разводящих сетей в Майме и городе.
В связи с переходом на голубое топливо в Горно-Алтайске будет произведена модернизация 43, а в Майме 18 котельных. Также нами рассматривается возможность строительства в городе трех мини - ТЭЦ, общей мощностью до 10 мегаватт. В этом случае электроэнергия будет обеспечивать бесперебойную работу градообразующих предприятий, а побочный продукт - пар будет использован для отопления жилья.
Давние дружеские и деловые отношения связывают нас с "Томсктрансгазом", который представляет интересы "Газпрома" на нашей территории. В прошлом месяце я встречался с генеральным директором предприятия Виталием Маркеловым. Итогом стало подписание Соглашения, которое предусматривает развитие всесторонних связей, содействие Правительству республики в реализации социальных, экономических и этнических программ.
В рамках подписанного соглашения "Томсктрансгаз" окажет благотворительную и спонсорскую помощь детским домам, организует экскурсии выпускников школ, колледжей и вузов республики на объекты "Томсктрансгаза". Примет участие в организации обучения, переподготовки специалистов для последующей эксплуатации магистральных газопроводов и газораспределительных сетей в Горно-Алтайске и Майме. В рамках проекта "Газпром - детям" Виталий Маркелов передал республике три школьных автобуса.
Подготовкой к приему газа наше правительство занимается очень серьезно. Параллельно мы принимаем деятельное участие в положительном решении вопроса о прокладке магистрального газопровода на Китай. Задача строительства газопровода под условным названием "Алтай" была озвучена Президентом России В. В. Путиным в марте 2006 года во время визита в Китай.
Это глубоко продуманное стратегическое решение российских властей. Китайский рынок сбыта газа, по мнению экспертов, является очень перспективным для России. Но колоссальный рынок сбыта - не самое главное. Это стратегическая линия государства на укрепление международного сотрудничества.
Кроме того, большая газовая труба на территории республики - это газификация многих населенных пунктов, новые рабочие места, серьезные финансовые поступления в республиканский бюджет.
При прокладке газопровода будут использованы передовые технологии строительства, полностью исключающие нанесение какого либо ущерба природным комплексам и объектам парка, памятникам природы, археологического и культурного наследия народов Горного Алтая.
Сегодня Правительство вплотную занимается развитием дорожной сети, поскольку главной артерией республики являются автомобильные дороги. Мы намерены проводить в регионе внятную дорожную политику, которая направлена на создание необходимой сети автомобильных дорог, эффективно содействующей развитию экономики и решению социальных проблем.
Правительством разработана республиканская целевая программа "Автомобильные дороги Республики Алтай на 2008-2010 годы". Предусмотрено строительство и реконструкция автомобильных дорог и искусственных сооружений, их содержание, ремонт и капитальный ремонт. Программа также внесена в повестку сессии.
В начале июня я встречался с руководителем Федерального дорожного Агентства Олегом Белозеровым, который поддержал мои предложения по выработке новой стратегии развития дорожной сети в республике с учетом формирования туристической зоны и прокладки газопровода "Алтай". Решен вопрос о финансировании строительства мостов через реки Лебедь и Каракокша, чтобы обеспечить их ввод в действие в 2008 году.
В текущем году мы заканчиваем строительство двух мостов в Кош-Агачском районе, двух мостов - в Онгудайском, моста в Усть-Коксе и приступаем к окончанию строительства моста Соузар - Банное.
При поддержке "Единой России" в Госдуме РФ принято решение о выделении республике 70 млн. руб. на реконструкцию и ремонт дорог в городе и 50 млн. рублей на реконструкцию дорог сельских поселений.
Решён вопрос реконструкции Чуйского тракта. На эти цели из федерального бюджета будет направлено 4,6 млд. рублей, в том числе 800 млн. уже в 2008 году.
Это разгрузит трассу, позволит значительно быстрее и комфортнее добираться до туристических зон.
В своем Послании Федеральному Собранию Президент говорил об огромных потенциальных возможностях рынка перевозок на местных воздушных линиях. Он предложил использовать в финансировании аэропортовой деятельности принцип государственно-частного партнерства и проектного финансирования.
Таким же образом размышляли и мы, когда пригласили к сотрудничеству крупнейший аэропорт столицы "Шереметьево" и заложили деньги на совместное финансирование реконструкции аэропорта для приема самолетов средней и высокой дальности. Общий объём инвестиций превысит 2 млд. рублей.
Только в 2007 году из федерального бюджета выделено 300 млн. руб. Нам предстоит выполнить очень большой объём работы: удлинить взлетно-посадочную полосу до 2300 метров, установить новое оборудование, освещение, светосигнальное обустройство перрона. До конца года откроем регулярные рейсы на Томск, Омск, Новосибирск, Кемерово. Будем осуществлять стыковочные рейсы из Москвы.
С решением транспортной проблемы напрямую связано преобразование туризма в выгодную и перспективную отрасль экономики. До сих пор нашим многочисленным гостям, в том числе людям обеспеченным, приходится разъяснять, почему они за свои кровные деньги не могут быстро и комфортно добраться в наш туристический рай. Им проще до какой-нибудь Антальи долететь, чем к нам через Барнаул или Новосибирск.
Кроме того, без аэропорта не обойтись и "Газпрому". Ведь бригады газовиков будут работать вахтовым методом. Понадобятся даже два порта - в Горно-Алтайске и Кош-Агаче.
Сегодня Правительство республики рассматривает возможность строительства железной дороги Бийск - Горно-Алтайск. Вопрос находится в стадии разработки, и мы ждём заключения специалистов.
Для нашей республики во все времена наиболее актуальным остаётся вопрос сохранения и развития сельского хозяйства, поскольку абсолютное большинство населения живет и работает на селе. Стратегическая задача отрасли - увеличение объемов, номенклатуры и качества производимой продукции. Это приобретает еще большую актуальность с созданием особой экономической зоны и предстоящим строительством газовой магистрали "Алтай".
У нас уже есть определённые результаты, но их необходимо закрепить. Чтобы стабилизировать рост поголовья скота, следует увеличивать его продуктивность, внедрять прогрессивные технологии. И поскольку количество пастбищ и пахотных земель в Республике ограничено, резервы нужно искать только в интенсификации производства.
Важнейшим направлением сельского хозяйства республики является мараловодство. Я уверен, что при дальнейшем правильном реформировании отрасли мараловодство может стать одной из точек роста в стратегии экономического развития Республики Алтай. Нам удалось добиться включения мараловодства в приоритетный национальный проект "Развитие АПК", и, начиная с 2008 года, мараловоды начнут получать государственную поддержку из федерального бюджета.
Активное развитие туризма значительно расширит внутренний рынок сбыта пантовой продукции. Целебные свойства пантов могут использоваться и отдыхающими. При грамотном подходе это может стать одним из брендов, особенностей отдыха в Горном Алтае.
Сегодня стадо маралов в республике достигает почти 57 тысяч голов. Ежегодно из республики экспортируется около 40 тонн пантов. Любой турист едет не только отдыхать, но и восстановить здоровье. В этой связи изучается возможность создания центра восточной медицины.
Этим летом по моему приглашению в республике побывала группа специалистов из Кореи. Они проявили заинтересованность в совместной работе по переработке и применению препаратов, созданных на основе алтайских пантов. Принято решение объединить усилия по продвижению пантовой продукции.
Я глубоко убежден, что одной из перспективных отраслей экономики, которая в дальнейшем будет развиваться коммерческим путем, является рыбоводство. Это совершенно новое направление, которым в республике никто не занимался. А ведь мы имеем огромный потенциал, и он до сих пор не используется.
Сегодня Правительством принята программа развития рыбоводства, и первые шаги по её реализации уже сделаны. Изучаются аквакультурные ресурсы многочисленных озер Горного Алтая, где в последствие можно организовать промышленное рыболовство. Готов к сдаче в эксплуатацию новый рыбоводный комплекс, который способен полностью обеспечить мальками ценных пород рыб всех, кто желает заниматься этим крайне выгодным делом. И надо сказать, немало инвесторов проявляют заинтересованность в развитии этой отрасли.
Вместе с тем в республике крайне необходимо развивать переработку сельскохозяйственной продукции, создавать на базе перерабатывающих предприятий современные агрохолдинги. Уникальное производство по переработке молока на базе ООО "Майма-молоко" необходимо развивать именно в этом направлении. Создать агрохолдинг с поголовьем молочных коров и вовлечь в эту структуру хозяйства, располагающие необходимыми мощностями и землями.
Помимо этого ставится задача объединить производство скота на мясо с переработкой. Над решением этой проблемы уже работают в Усть-Коксе, и в ближайшее время в Сугаше будет создана хладобойня.
Органы исполнительной власти должны предпринимать все необходимые усилия для вовлечения в промышленное производство как можно большего числа личных подсобных хозяйств, объединяя их в кооперативы, создавая условия для оснащения этих кооперативов доступной техникой, семенами, племенным высокопродуктивным скотом, а главное - возможностью выгодной реализации продукции.
В этом главную роль должны сыграть муниципальные образования и главы сельских поселений. Ведь лучше них никто не знает каждого жителя и реальные возможности территории. Они должны постоянно находиться в контакте с кредитными организациями и работать над тем, чтобы у производителей сельскохозяйственной продукции не возникало проблем с получением кредитов. Особенно в рамках нацпроекта "Развитие АПК".
На сегодняшний день очень болезненной остаётся проблема земельных паёв. От решения этого вопроса зависит экономическое развитие, благополучие людей и социальная стабильность на селе. Хотелось бы отметить, что согласно действующему законодательству большая часть земельных вопросов находится в компетенции органов местного самоуправления.
Наша задача - создать все условия для беспрепятственного оформления документов на паевые земли. И этот процесс зависит во многом от самих людей, районных администраций, руководителей бывших сельхозкооперативов. Некоторые районы идут навстречу гражданам и дополнительно выделяют специалистов, организуют разъяснительную работу. На этом уровне необходимо активнее реализовывать имеющиеся полномочия.
Основой российской экономики является малый и средний бизнес, развитие которого обеспечивает экономическую, социальную и политическую стабильность страны. Мы тоже должны к этому стремиться, потому что малый бизнес - это не только торговля, но и производство продуктов питания, строительных материалов, оказание услуг. То есть та сфера, которая предполагает создание рабочих мест.
Природные условия нашего региона позволяют заниматься продажей и переработкой экологически чистых продуктов природы. Я неоднократно говорил о перспективах получения прибыли на продуктах питания из дикоросов. Однако на сегодняшний день на полках наших магазинов - преимущественно привозные материалы. Хотя ту же клубнику, бруснику, грибы, консервированные продукты, мясо в вакуумной упаковке могут производить и поставлять наши предприниматели.
Мы намерены всемерно способствовать развитию малого бизнеса и в бюджете 2007 года на его поддержку заложили 10 млн. рублей для субсидирования части процентной ставки по кредитам банков. Кроме того, определён лимит предоставления гарантий на сумму 70 млн. рублей. В последнее время мы наблюдаем тенденцию увеличения числа малых предприятий.
Чтобы создать благоприятные условия для развития малого бизнеса, Правительством заключено Соглашение о сотрудничестве с Алтайским филиалом Сбербанка России. Подобные соглашения планируется заключить и с другими финансово-кредитными учреждениями.
Говоря о развитии малого предпринимательства, хотел бы обратить внимание на планирование социально-экономического развития муниципальных образований. Мы подошли к завершающей фазе формирования комплексных программ, разработку, согласование и утверждение которых нам надо завершить до 1 декабря 2007 года. Без программ не будет финансирования, и если где-то работа по программе продвигается медленно, надо поторопиться.
В этом году Правительство Республики Алтай активно проводит выездные совещания, встречи с населением. Дни Правительства РА прошли в Кош-Агачском, Майминском, Улаганском, Усть-Коксинском районах.
Население республики в основном поддерживает наши начинания, и само активнее включается в процесс работы. Люди интересуются получением кредитов, наращиванием личного подсобного хозяйства.
Кто привык трудиться, тот находит выход, зарабатывает, кормит и одевает свою семью. Другая категория людей - это те, кто привык жаловаться и ругать власть. Таким не интересны никакие проекты.
В настоящее время необходимо тесно и усиленно работать с органами местного самоуправления. С этой целью нами изменена схема взаимодействия с муниципальными образованиями. Мы проводим ежеквартальные мониторинги, их итоги рассматриваются на уровне экономического совета. Эффективность такой работы очевидна: по итоговым показателям видны результаты деятельности каждой районной администрации. Мы не можем повлиять на формирование муниципальной власти, но можем сказать населению, что такая - то команда не справляется с поставленными задачами. Думаю, муниципалитеты это тоже понимают. От их активной работы зависит реализация тех проектов, над которыми мы сегодня работаем.
В этой связи хотел бы отметить - особую важность для местных бюджетов приобретают поступления налоговых доходов от субъектов малого предпринимательства. Роль муниципальных образований в развитии налоговой базы и формировании благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата трудно переоценить.
Другая задача - создание придорожного сервиса. На местный уровень переданы большие полномочия и муниципальная власть должна думать, как организовать придорожный сервис и как разбудить активность сельчан, страдающих от безработицы и безденежья. Надо, чтобы люди сами налаживали жизнь на селе, обустраивали свой дом и прилегающие территории. Наводили порядок и приучались культурно хозяйствовать.
Второй год мы бьёмся с проблемой обустройства территории Аржан Суу. Не можем добиться от сельской администрации Манжерока конкретных решений. Но ведь в каждом сельском поселении есть частные структуры, их надо просто организовать, сконцентрировать усилия на конкретной задаче.
Аржан Суу сегодня - визитная карточка республики, и мы не можем равнодушно смотреть на безобразное содержание этой уникальной территории. И это не единственное сельское поселение, где так поставлена работа. Больше всего по развитию и имиджу республики бьёт инертность, неразворотливость, отсутствие должной ответственности.
Говоря о наращивании производства, хотел бы отметить, что для самодостаточного развития мы вполне можем использовать собственный потенциал и внутренние резервы региона. Такие перспективные направления, как лесоперерабатывающая и горнодобывающая отрасли, должны получить импульс к устойчивому и стабильному развитию.
В Правительстве республики разработана и обсуждена Концепция республиканской целевой программы "Развитие мощностей по глубокой переработке древесины и освоению новых лесных массивов в Республике Алтай на период до 2015 года". Также поставлена задача разработать республиканские программы по углубленной переработке древесины и освоению лекарственного технического и пищевого сырья.
Поскольку "природные" полномочия переданы сейчас на уровень республики, надо создать для муниципалитетов упрощенный порядок лицензирования на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Это позволит на законном основании и с минимальными затратами обеспечить потребности индивидуальных застройщиков в строительных материалах.
Хорошую перспективу имеют горнодобывающие предприятия. Проведен комплекс работ по возрождению этой отрасли. В прошлом году завершен монтаж производственного оборудования на волластонитовой фабрике в с. Сейка Чойского района.
Предприятие, построенное под патронажем Правительства Москвы, не имеет аналогов в стране. Это практически безотходное производство, поскольку параллельно с волластонитом будет извлекаться гранат, который также востребован промышленностью. Важной особенностью технологического цикла этой фабрики является экологическая безопасность.
Проектная мощность фабрики 57 тысяч тонн руды в год. Чистый выход концентрата при этом составит около 50 процентов. При полной загрузке фабрики и работе в две смены здесь будет занято 85 человек. Рабочих будут набирать в основном из местных жителей. Запасы руды в прилегающем Синюхинском месторождении обеспечат фабрику сырьем на десятки лет.
Ведется работа по возрождению Калгутинского и Каракульского месторождений в Кош-Агачском районе. Наметился живой интерес инвесторов к этой отрасли. Компания "Алтайрудметалл" намерена инвестировать в разработку Каракульского месторождения кобальта около 200 миллионов долларов. Изучается возможность разведки на территории республики других месторождений полезных ископаемых.
Строительную политику в регионе мы осуществляем исходя из имеющихся ресурсов и возможностей.
Во-первых, строить одновременно 700 объектов, не имея средств и строительной индустрии, просто невозможно.
Во-вторых, со временем меняются и стройматериалы, и строительные технологии. И поэтому нужно быстро перестраиваться, менять подходы. Строительная политика должна быть динамичной, реальной и не обременительной для бюджета республики. Этот подход к объектам капитального строительства позволит от долгостроя перейти к современным срокам строительства, сконцентрировать бюджетные средства на пусковых объектах.
Линия правительства на сокращение числа возводимых объектов уже вполне оправдала себя.
В рамках подготовки к празднованию 250-летия добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства и ликвидации последствий землетрясения удалось завершить и ввести в эксплуатацию ряд важнейших объектов.
Сдана в эксплуатацию школа в с. Карагай Усть-Коксинского района, школа в с. Чаган-Узун Кош-Агачского района, Дом культуры в Соузге Майминского района, буквально на днях сдали школы в селах Купчегень и Каракол Онгудайского района.
Проведены масштабные работы на строительстве и реконструкции Усть-Коксинской, Турочакской, Онгудайской, Шебалинской, Кош-Агачской, Чойской, Чемальской районных больницах. Построена новая участковая больница в с. Сейка, введены в строй после реконструкции Чергинская участковая больница, поликлиника с аптекой в с. Акташ. Построено, отремонтировано и сдано в эксплуатацию 10 фельдшерско-акушерских пунктов, 5 офисов для врачей общей практики. Продолжается строительство пристройки к Республиканской детской больнице.
В текущем году планируется сдать в эксплуатацию Реабилитационный центр детской больницы, ввести первую очередь Турачакской, Усть-Коксинской, Онгудайской, Кош-Агачской больниц.
Нами проведена работа по разработке перспективного плана строительства на ближайшие 2-3 года. В план включены жилье, объекты образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры, жилищно-коммунального хозяйства. Необходимо сократить количество стоящихся объектов. Привести в порядок то, что есть и достойно содержать.
В целях обеспечения реализации нацпроекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" начата работа по подготовке градостроительной документации. С прошлого года на эти цели в порядке софинансирования мы выделяем средства из республиканского бюджета. Однако нам необходимо ещё 200 млн. рублей.
Чтобы ускорить решение вопроса, мы обратились в Правительство Российской Федерации с просьбой оказать поддержку. Надеемся, что нам помогут.
Решая проблемы жилищного строительства, за 2006 год Агентство по ипотечному жилищному кредитованию выдало кредитов на сумму 107,233 млн. рублей, что на 305 % больше 2005 года. Вместе с тем, сегодня ипотека доступна не всем.
Агентству будут выделены государственные гарантии в виде облигационного займа, что позволит за 3 года построить 300 квартир.
Государственная поддержка жилищного строительства не прекращается, однако мы не можем, как раньше, строить жильё на бюджетные деньги. У нас просто нет такого права.
Один из путей решения жилищной проблемы - развитие индивидуального строительства. Для решения этого вопроса Правительством Республики Алтай принимаются меры по расширению границ города Горно-Алтайска и сельских поселений.
Необходимо срочно решать данные вопросы. Театр, бассейн - это хорошо, но людям надо строиться. Правительство республики предложило администрации города включить в границу города новые земли, использовать прилегающие сельскохозяйственные угодья под застройку, резервировать территории под жилищное, производственное строительство и развивать инженерно-транспортную инфраструктуру.
Говоря о развитии экономики, мы осознаём, что делаем это для грядущих поколений. Поэтому важнейшей составляющей нашей деятельности должна быть работа с молодёжью.
Молодежь - один из факторов обеспечения развития государства и общества. Весной этого года я встречался со студентами Горно-Алтайского университета и убедился, что сегодняшняя молодежь живо интересуется нашими делами, поддерживает наши проекты и озабочена завтрашним трудоустройством. Задача власти - пойти навстречу, создать все условия для раскрытия потенциала молодых людей во благо республики.
Особенное внимание необходимо обратить на решение проблем сельской молодежи. Сейчас молодая семья не в состоянии взять даже минимальный кредит на обзаведение скотом, элементарной сельскохозяйственной техникой. Что уж говорить об ипотеке или постройке жилья. Мною дан ряд поручений по оптимизации деятельности в данном направлении.
Молодежная политика - это не только и не столько проведение развлекательных мероприятий. Это поддержка молодых талантов, специалистов, молодых семей, военно-патриотическое воспитание, развитие общественных молодежных движений и тому подобное.
Нужно ставить вопросы по проблемам молодежи, как перед федеральной властью, так и самим решать на республиканском и муниципальном уровнях. Демографическую проблему на селе без комплексного подхода к проблемам молодой семьи решать весьма проблематично.
Учитывая, что реализация таких крупных проектов, как газификация, развитие туризма и других отраслей потребуют кадрового обеспечения, в Правительстве принята Концепция программы развития кадрового потенциала.
Такая концепция должна быть сегодня в каждом районе. При формировании планов социально-экономического развития нужно обязательно учесть этот аспект. Дефицит квалифицированных кадров ощущается уже сегодня, а в дальнейшем будет нарастать.
В учреждениях профессионального начального образования мы намерены открыть отделения для подготовки специальностей рабочих профессий, которые будут обслуживать сети газоснабжения в Горно-Алтайске и Майме.
В этой связи надо повсеместно вести работу по профессиональной ориентации выпускников. Главы сельских поселений, директора школ должны знать, какие профессии нужны на селе, и где им можно обучиться.
Ещё в январе я озвучил необходимость срочного решения проблемы детских садов. Нужно предпринять все необходимые меры к тому, чтобы облегчить, а в дальнейшем снять, проблему нехватки мест в дошкольных учреждениях. Если на данном этапе возможности республиканского бюджета не позволяют строить новые детские сады, необходимо начать хотя бы их проектирование. Где-то вести работу по возвращению зданий бывших детских садов, где-то оптимизировать использование имеющихся площадей в школах.
В течение года нам удалось увеличить сеть дошкольных образовательных учреждений на два детских сада, на две начальных школы-сада, открыто 7 групп кратковременного пребывания детей. Но этого недостаточно, возможности надо искать и использовать.
Муниципальным образованиям нужно тоже более творчески подходить к решению этих проблем. Люди вынуждены записывать только что родившегося ребенка в очередь, чтобы только годам к шести, если повезет, получить место в детском саду. Понятно, что вопрос открытия детских садов зависит от финансовых средств, но отсутствием денег нельзя оправдываться. Нужно искать и находить выход.
Предпринимая меры по качественному изменению социально-экономической ситуации в регионе, мы не должны забывать о культуре, духовном развитии человека. Не случайно вопрос развития традиционной народной культуры стал темой обсуждения на Государственном Совете. В соответствии с поручениями Президента, мною принято решение 2008 год в Республике Алтай объявить годом культуры. Конечно, за один год нельзя кардинально изменить ситуацию в этой области, но на проблемы культуры надо обратить пристальное внимание. Мы сегодня чётко осознаём, что без духовного развития наши грандиозные проекты могут оказаться несостоятельными.
Я бы сказал больше. Вопросы культуры и спорта являются вопросами выживаемости населения. Именно поэтому необходимо обратить внимание на развитие и сохранение культурных традиций народов, проживающих на территории республики, популяризацию спорта и качественное обеспечение спортивными площадками и стадионами.
В республике должна быть выстроена такая политика поддержки культуры и искусства, которая бы позволила развивать ее с максимальной отдачей. Мы сегодня имеем глубокий разрыв между богатейшими возможностями имеющегося культурного потенциала и неудовлетворительным состояние материально-технической базы.
Однако, несмотря на сложности, нужно приближать к народу достижения культуры, и я поставил задачу организовать регулярные выезды в районы и села с гастролями, концертными программами.
Вторая задача, которая поставлена перед министерством культуры - это повышение привлекательности Горного Алтая, как туристической зоны. Сотни тысяч туристов приезжают в республику ежегодно. Мы можем знакомить туристов с искусством Алтая, национальными обрядами, обычаями. Да, и сами артисты смогут на этом не плохо заработать. Колоритное искусство нашего региона востребовано, и оно должно быть использовано во благо.
Уважаемые депутаты и приглашённые!
В своём докладе я лишь вкратце перечислил крупные экономические программы, над которыми работает наше правительство. Мы с самого начала стремились позиционировать себя как правительство, настроенное на перспективу, на развитие и созидание. Мы не сможем объять необъятного и построить красивую, благополучную жизнь ни через год, ни через два. Но мы должны сделать все, чтобы пришедшие после нас встали на твердую экономическую почву.
Сегодня мы четко знаем свои цели и чувствуем уверенность в своих силах. Эту уверенность подкрепляет наличие общественного согласия, консолидация здоровых сил на конструктивную деятельность.
Мы сообща решаем сложные вопросы. Сессии высшего законодательного органа проходят в деловой, доброжелательной атмосфере. По большинству вопросов нам удаётся достичь взаимоприемлемых решений.
Ведь ни для кого не секрет, что дела идут хорошо, если исполнительная и законодательная власти несут равную ответственность за положение в регионе, а общественность понимает и поддерживает прогрессивные начинания.
От нашей слаженной работы зависит процветание Республики Алтай и благополучие его народа. Поэтому будем делать всё возможное, чтобы сохранить очаг стабильности и национального согласия.
Благодарю за внимание!
http://altai-republic.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=4470
06.07.2007