В 1999 году на выборах в Госдуму экс-мэр города Мирный Александр Корыгин уступил всего 0,4% ставшему депутатом по южному, тогда еще 60-му одномандатному, округу Василию Предыбайлову. В преддверии новой кампании в Госдуму редакция ИА REGNUM - Архангельские Новости решила вспомнить перипетии прошлых выборов. Предлагаем вашему вниманию интевью с Александром Корыгиным.
- Александр Алексеевич, как проходили выборы в Архангельской области в 1999 году, на ваш взгляд? Вы, если помните, избирались тогда по южному, тогда еще 60 округу.
- Выборы проходили очень грязно. На первом этапе - пытались снять тех кандидатов, которые успешно зарегистрировались. Причем механизм отсеивания был таким: сначала казалось, что у всех все в порядке, а потом стали проверять списки и на основании недостоверности подписей в избирательных списках уже отсеивали тех или иных кандидатов. У меня ситуация была очень интересной, я прошел регистрацию по залогу и лишь после этого собрал необходимые подписи. Это было в самом начале кампании. А потом нежелательных кандидатов стали просто отрезать от тех или иных коллективов.
- Как это "отрезать"?
- Конкретный пример. Мне повезло, я был мэром Мирного и мог более или менее встречаться с жителями города, но в воинские части и меня - бывшего мэра - не пускали. А вот когда приехал господин Предыбайлов со своими представителями и прямо на торжественном собрании вручал в гарнизонном Доме офицеров у всех на глазах телевизоры в воинские части, то это вызывало некоторое удивление. И при этом избирательная комиссия никаких мер не принимала.
- А телевизоры-то были от кого?
- Северная железная дорога впервые в своей истории вспомнила, что на космодроме служат солдаты-срочники и в воинские части привезли подарки. А потом учебный центр, которому был подарен телевизор буквально накануне выборов, по моим сведениям, голосовал единогласно за Предыбайлова.
- А кроме телевизоров еще какие-нибудь подарки вручались?
- А как же. Практически вся агитация велась товарищем Предыбайловым с агитационного поезда, на котором он ездил как начальник Ярославского отделения железной дороги. И вся избирательная кампания им велась с этого поезда - а ведь все основные населенные пункты в округе находятся на железной дороге. Что еще интересно, в самом начале административный ресурс был направлен на Вячеслава Калямина, а потом поступила команда из Москвы, и Калямина попросту бросили, все силы были направлены на поддержку Предыбайлова. Потому Калямин тогда и ходил такой расстроенный.
- А административный ресурс был московский или архангельский?
- Административный ресурс шел из Архангельска, но был направлен из Москвы. Причем я что скажу - сначала я выяснил с рядом ответственных работников в администрации области, уточнил каков интерес исполнительной власти. И сначала я думал, что администрация будет поддерживать Вячеслава Ивановича и к этому относился нормально, так как Калямина всегда уважал. Но сильнее всего административный ресурс проявился при подведении итогов голосования.
- Да, у вас с Предыбайловым ситуация напоминала выборы Гора с Бушем, там тоже разница составляла тысячу голосов, но ведь и считали там две недели, а у нас управились куда быстрее...
- Ну у нас куда интереснее было! Осталось последних пять процентов голосов подсчитать, и когда уже шли звонки и меня поздравляли с победой, я говорил: "Ребята подождите, я не верю, что администрация Архангельской области и избирательная комиссия у нас так плохо работают". Почему я уверен в том и у меня остается это мнение, что была подтасовка при подсчете голосов. Это связано с тем, что когда результаты голосования были объявлены, мы обратились с просьбой на ряд избирательных участков просто проверить правильность подсчета голосов. Нам было отказано.
- Так ведь у нас не штат Флорида, Александр Алексеевич, холодно пересчитывать-то...
- После этого отказа мы обратились в прокуратуры Вельского района, Котласского района и города Котласа с просьбой провести повторный подсчет голосов, в связи с обращением наших представителей. У нас действительно такие обращения представителей по конкретным участкам были. Так самое интересное было с прокуратурой Вельского района. Другие прокуроры сразу отказали, а исполняющий обязанности прокурора Вельского района сначала прислал нам приглашение принять участие в повторном подсчете голосов с указанием времени и места и что мы можем направить своих представителей принять в нем участие. А потом вышел из отпуска прокурор Вельского района и прислал нам новое извещение - извините, но никакого пересчета голосов не будет, поэтому никого никуда отправлять не надо.
- В центральную избирательную комиссию вы не обращались?
- А в центральную избирательную комиссию не стали обращаться, так как я проработал долгое время в таких структурах и эту механику знаю очень хорошо. И могу сказать, что ряд руководящих работников в области поздравляли меня и говорили "Мы не ожидали, что вы победите, но поймите, что депутатом должен стать Предыбайлов".
- А вы не опасаетесь, что все может повториться снова?
- Суть не в том, что опасаюсь. Я могу сказать лишь одно - никакие эти соглашения, которые на сегодняшний день подписывают, они ведь не действуют уже сегодня. Что сегодня разворачивается на юге области, и какая предвыборная кампания, агитация ведется уже двумя кандидатами, я ведь прекрасно вижу.
- А кто второй?
- А первого, значит, вы уже знаете? Второй - представитель коммунистической партии Гурьев. Ну, а административный ресурс полностью задействован на Валерия Андреевича Мальчихина, то есть на первого.
- Александр Алексеевич, почему и сейчас вы снова собираетесь избираться по южному округу? Или вы не допускаете, что административный ресурс может быть опять использован в двадцать первом веке?
- Он не может быть пущен, он уже пущен. И это касается не только публикаций в СМИ. Есть ряд общественных организаций, которые есть на юге области, они созданы специально под Валерия Андреевича Мальчихина, например, совет глав муниципальных образований, который он возглавляет. Причем, поймите правильно - я очень уважаю Валерия Андреевича, лично его. Есть отношение к человеку, и есть отношение к системе. Я выступаю против системы.
- Вам не кажется, что система пока работает на областном уровне, а из Москвы нет импульсов?
- Пока нет, но они появятся, сто процентов гарантирую. Когда в прошлый раз я пошел на выборы, и мне сказали, убеждали, что по югу нет команды из Москвы, я не верил, что команды нет, поэтому я и дошел до финиша. А ведь, давайте так, те, кто могли тогда дойти и победить - сняли свои кандидатуры.
- Кто, например?
- Воробьев. Его раскрутили тогда так на юге, так, что когда увидели его рейтинги, что он перехлестывает всех по югу, его сняли. Его снятие было связано с работой Архангельского ЦБК. Снял свою кандидатуру и заместитель начальника областного УВД.
- То есть административный ресурс проявлялся на прошлых выборах, помимо всего, и в снятии кандидатур? А как будет в этом году?
- Меня очень неприятно удивило заявление в газете главы областной администрации: я знаю, кто будет депутатами от Архангельской области. То есть он это знает заранее. Такого не должно быть. Ну, нельзя заранее знать победителей!
- Если знать - это сильно хотеть, то тогда можно и знать. А кто будет опираться на поддержку областной администрации по северному округу?
- По северному округу от администрации пойдет Тамара Дмитриевна Румянцева, представляющая, как известно, Северодвинск, и ее победа зависит от того, удастся ли к Северодвинску "пристегнуть" еще и Архангельск. Если у нее будут сильные конкуренты-женщины в Архангельске, то она может и не пройти. Да и мы пока не знаем всех кандидатов по Архангельскому избирательному округу. Очень может быть, что в выборах примут участие и неожиданные кандидаты.
www.regnum.ru
05.09.2003