К разговору о текущей ситуации в сфере информатизации страны и конкретно Челябинской области, а также о перспективах развития онлайновых государственных услуг мы пригласили специалистов - генерального директора московского агентства "Стратег" - генподрядчика работ по созданию крупных государственных сайтов, эксперта по электронному правительству Екатерину Аксенову и председателя комитета информационного и программного обеспечения правительства Челябинской области Дмитрия Тарасова.
- Что можно сказать о сегодняшнем уровне информатизации общества?
Екатерина Аксенова:
- Технически доступ к Интернету сейчас может получить любой гражданин России. Если компьютера с подключением к Интернету нет дома или на работе, можно выйти в сеть в центрах общественного доступа или отделениях почтовой связи, через мобильный телефон. Конечно, дешевые безлимитные тарифы стали обыденностью в крупных городах, а в деревнях доступ до сих пор весьма ограничен (я сама живу в Подмосковье и вижу огромную разницу в цене и качестве подключения по сравнению с Москвой). Но если человек точно знает, что ему нужно на государственном сайте или на портале госуслуг, он всегда найдет способ выйти в Интернет.
Дмитрий Тарасов:
- В Челябинской области города и районы находятся на разном уровне зрелости по использованию информационных технологий в органах местного самоуправления. Наиболее они развиты в таких городах, как Магнитогорск, Челябинск, Миасс, Сатка. В целом же по региону уровень информатизации можно оценить как средний. Федеральные программы интернетизации школ, организации пунктов общественного доступа к сети Интернет в отделениях Почты России, государственных и муниципальных библиотеках, организации универсальной услуги связи (таксофонов) есть в каж-дом населенном пункте. Это позволило приблизить информационные технологии к жителям удаленных сельских поселений Южного Урала. Но в целом готовность к переходу на использование электронного правительства в сельских поселениях муниципальных районов остается невысокой, в том числе по причине низкой степени компьютерной грамотности населения в этих территориях.
- Какие госсайты и госуслуги уже доступны населению? Что в проекте?
Екатерина Аксенова:
- Сейчас официальные сайты имеют практически все государственные ведомства. С января 2010 года вступил в силу федеральный закон (ФЗ N 8 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"), который требует от госоргана размещать на сайте подробную информацию о своей деятельности. Благодаря этому закону качество государственных сайтов заметно улучшилось, ведь теперь чиновники несут ответственность за информацию, которую они размещают.
Информация о государственных услугах и доступ к тем госуслугам, которые уже переведены в электронный вид, доступны на федеральном портале gosuslugi.ru, на портале Росреестра www.rosreestr.ru (там сосредоточены сервисы, связанные с владением земельными участками) и на региональных порталах госуслуг.
Дмитрий Тарасов:
- На Южном Урале в сети Интернет созданы и действуют два официальных сайта - www.gubernator74.ru и www.pravmin74.ru, где можно найти всю представительскую, экономическую и деловую информацию администрации губернатора и правительства Челябинской области. Здесь же есть и интернет-приемная губернатора Челябинской области. В большинстве органов исполнительной власти региона, во всех городских округах и муниципальных районах области созданы официальные интернет-сайты.
Функционирует информационная система "Государственные услуги органов исполнительной власти Челябинской области", включающая региональный реестр и портал государственных услуг (pgu.pravmin74.ru). Сейчас на региональном портале доступна информация о более чем 80 государственных услугах Челябинской области: где их можно получить, в какое время, какие документы необходимо предоставить для получения услуги. Указаны сроки, в течение которых предоставляется услуга, и так далее. Кроме того на портале можно скачать бланки заявлений и других документов, необходимых для получения услуги. Жителю области достаточно зайти на портал, скачать необходимые шаблоны документов, заполнить их и уже с готовым пакетом документов идти по указанному адресу.
В ближайшее время на портале будет размещена информация о муниципальных услугах - а это еще около 70 услуг для каждого города или района Челябинской области.
Также информация о 30 государственных услугах передана из регионального реестра для размещения в федеральной государственной информационной системе "Сводный реестр государственных и муниципальных услуг".
- Однако нужно отметить, что пока настоящих электронных госуслуг в России мало...
Екатерина Аксенова:
- Это действительно так, ведь не решены достаточно сложные вопросы: как идентифицировать получателя услуги? Как обеспечить передачу результата оказания электронной госуслуги в электронном виде? Как защитить систему оказания электронных госуслуг от хакерских атак?
Дмитрий Тарасов:
- Самый надежный способ обеспечить юридически значимую идентификацию пользователя - это электронная цифровая подпись. Пока вы храните секретный ключ ЭЦП в недосягаемости для других людей, никто не сможет подписываться электронной подписью от вашего имени. Но как выдать сертификаты ЭЦП всем гражданам России? Будет ли эта процедура платной или стоимость выпуска и обслуживания подписей оплатит государство? Вопрос пока остается открытым.
Екатерина Аксенова:
- Тем не менее, согласно утвержденному правительством России плану перехода к электронным госуслугам, уже в 2015 году мы должны получить полноценные электронные сервисы.
- Существуют ли рейтинги государственных сайтов?
Екатерина Аксенова:
- До недавнего времени у нас не было системы объективной оценки качества государственного сайта. Теперь они появились. Проверкой интернет-сайтов федеральных органов госвласти занимается Министерство экономического развития РФ. Несколько общественных организаций и СМИ периодически составляют собственные рейтинги.
Лучшим каталогом и системой оценки государственных сайтов я считаю проект Госсеть www.govweb.ru моего хорошего товарища Ивана Бегтина. На этом ресурсе вы можете найти информацию о пяти тысячах госсайтов.
- Многие чиновники и даже первые лица страны сейчас имеют собственные блоги в социальных сетях, в том числе в "Живом журнале", "Твиттере"...
Екатерина Аксенова:
- Большая часть государственных блогов ведется по примеру президента. Но даже если это мода, то мода хорошая и полезная. Это нормально, когда первое лицо демонстрирует, как нужно работать чиновнику.
Дмитрий Тарасов:
- Подобное общение стало новым популярным в определенных социальных группах средством коммуникации. Его специфика - в особой демократичности и оперативности. Поэтому подобная обратная связь при ее правильном использовании дает представителю власти, принимающему решения, своевременную информацию о социально-экономических процессах от первоисточника, то есть самих граждан, общественных организаций.
Екатерина Аксенова:
- Кстати, помимо блогов есть и другие возможности. Например, отличный инструмент - обсуждение в Интернете ключевых документов и вопросов. Характерный пример: Министерству здравоохранения важно было обсудить документ, касающийся реформы системы здравоохранения. Для этого был создан сайт zdravo2020.ru, где этот документ был выложен. Было проведено большое экспертное обсуждение этого документа, что привело к отличным результатам. Так что блог - не единственный инструмент для онлайн-взаимодействия.
- В конце сентября правительство России утвердило масштабную программу "Информационное общество", рассчитанную на период с 2011 до 2020 года (проект "Электронное правительство" стал частью этой глобальной программы)...
Екатерина Аксенова:
- По мнению экспертов, это будет мощный прорыв в сфере информатизации страны, поскольку программа ориентирована на развитие всей интернет-инфраструктуры. Стратегия посвящена сразу шести направлениям - улучшению качества жизни граждан, развитию электронного государства, российского рынка информационных технологий, инфраструктуре информационного общества, безопасности, переводу культурного наследия в цифровой контент.
Эта глобальная стратегия выведет Россию на один уровень с самыми развитыми в сфере интернет-технологий странами.
ТАТЬЯНА СТЕФАНИВ,
tan-stefan@bk.ru
К разговору о текущей ситуации в сфере информатизации страны и конкретно Челябинской области, а также о перспективах развития онлайновых государственных услуг мы пригласили специалистов - генерального директора московского агентства "Стратег" - генподрядчика работ по созданию крупных государственных сайтов, эксперта по электронному правительству Екатерину Аксенову и председателя комитета информационного и программного обеспечения правительства Челябинской области Дмитрия Тарасова.
- Что можно сказать о сегодняшнем уровне информатизации общества?
Екатерина Аксенова:
- Технически доступ к Интернету сейчас может получить любой гражданин России. Если компьютера с подключением к Интернету нет дома или на работе, можно выйти в сеть в центрах общественного доступа или отделениях почтовой связи, через мобильный телефон. Конечно, дешевые безлимитные тарифы стали обыденностью в крупных городах, а в деревнях доступ до сих пор весьма ограничен (я сама живу в Подмосковье и вижу огромную разницу в цене и качестве подключения по сравнению с Москвой). Но если человек точно знает, что ему нужно на государственном сайте или на портале госуслуг, он всегда найдет способ выйти в Интернет.
Дмитрий Тарасов:
- В Челябинской области города и районы находятся на разном уровне зрелости по использованию информационных технологий в органах местного самоуправления. Наиболее они развиты в таких городах, как Магнитогорск, Челябинск, Миасс, Сатка. В целом же по региону уровень информатизации можно оценить как средний. Федеральные программы интернетизации школ, организации пунктов общественного доступа к сети Интернет в отделениях Почты России, государственных и муниципальных библиотеках, организации универсальной услуги связи (таксофонов) есть в каж-дом населенном пункте. Это позволило приблизить информационные технологии к жителям удаленных сельских поселений Южного Урала. Но в целом готовность к переходу на использование электронного правительства в сельских поселениях муниципальных районов остается невысокой, в том числе по причине низкой степени компьютерной грамотности населения в этих территориях.
- Какие госсайты и госуслуги уже доступны населению? Что в проекте?
Екатерина Аксенова:
- Сейчас официальные сайты имеют практически все государственные ведомства. С января 2010 года вступил в силу федеральный закон (ФЗ N 8 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"), который требует от госоргана размещать на сайте подробную информацию о своей деятельности. Благодаря этому закону качество государственных сайтов заметно улучшилось, ведь теперь чиновники несут ответственность за информацию, которую они размещают.
Информация о государственных услугах и доступ к тем госуслугам, которые уже переведены в электронный вид, доступны на федеральном портале gosuslugi.ru, на портале Росреестра www.rosreestr.ru (там сосредоточены сервисы, связанные с владением земельными участками) и на региональных порталах госуслуг.
Дмитрий Тарасов:
- На Южном Урале в сети Интернет созданы и действуют два официальных сайта - www.gubernator74.ru и www.pravmin74.ru, где можно найти всю представительскую, экономическую и деловую информацию администрации губернатора и правительства Челябинской области. Здесь же есть и интернет-приемная губернатора Челябинской области. В большинстве органов исполнительной власти региона, во всех городских округах и муниципальных районах области созданы официальные интернет-сайты.
Функционирует информационная система "Государственные услуги органов исполнительной власти Челябинской области", включающая региональный реестр и портал государственных услуг (pgu.pravmin74.ru). Сейчас на региональном портале доступна информация о более чем 80 государственных услугах Челябинской области: где их можно получить, в какое время, какие документы необходимо предоставить для получения услуги. Указаны сроки, в течение которых предоставляется услуга, и так далее. Кроме того на портале можно скачать бланки заявлений и других документов, необходимых для получения услуги. Жителю области достаточно зайти на портал, скачать необходимые шаблоны документов, заполнить их и уже с готовым пакетом документов идти по указанному адресу.
В ближайшее время на портале будет размещена информация о муниципальных услугах - а это еще около 70 услуг для каждого города или района Челябинской области.
Также информация о 30 государственных услугах передана из регионального реестра для размещения в федеральной государственной информационной системе "Сводный реестр государственных и муниципальных услуг".
- Однако нужно отметить, что пока настоящих электронных госуслуг в России мало...
Екатерина Аксенова:
- Это действительно так, ведь не решены достаточно сложные вопросы: как идентифицировать получателя услуги? Как обеспечить передачу результата оказания электронной госуслуги в электронном виде? Как защитить систему оказания электронных госуслуг от хакерских атак?
Дмитрий Тарасов:
- Самый надежный способ обеспечить юридически значимую идентификацию пользователя - это электронная цифровая подпись. Пока вы храните секретный ключ ЭЦП в недосягаемости для других людей, никто не сможет подписываться электронной подписью от вашего имени. Но как выдать сертификаты ЭЦП всем гражданам России? Будет ли эта процедура платной или стоимость выпуска и обслуживания подписей оплатит государство? Вопрос пока остается открытым.
Екатерина Аксенова:
- Тем не менее, согласно утвержденному правительством России плану перехода к электронным госуслугам, уже в 2015 году мы должны получить полноценные электронные сервисы.
- Существуют ли рейтинги государственных сайтов?
Екатерина Аксенова:
- До недавнего времени у нас не было системы объективной оценки качества государственного сайта. Теперь они появились. Проверкой интернет-сайтов федеральных органов госвласти занимается Министерство экономического развития РФ. Несколько общественных организаций и СМИ периодически составляют собственные рейтинги.Лучшим каталогом и системой оценки государственных сайтов я считаю проект Госсеть www.govweb.ru моего хорошего товарища Ивана Бегтина. На этом ресурсе вы можете найти информацию о пяти тысячах госсайтов.
- Многие чиновники и даже первые лица страны сейчас имеют собственные блоги в социальных сетях, в том числе в "Живом журнале", "Твиттере"...
Екатерина Аксенова:
- Большая часть государственных блогов ведется по примеру президента. Но даже если это мода, то мода хорошая и полезная. Это нормально, когда первое лицо демонстрирует, как нужно работать чиновнику.
Дмитрий Тарасов:
- Подобное общение стало новым популярным в определенных социальных группах средством коммуникации. Его специфика - в особой демократичности и оперативности. Поэтому подобная обратная связь при ее правильном использовании дает представителю власти, принимающему решения, своевременную информацию о социально-экономических процессах от первоисточника, то есть самих граждан, общественных организаций.
Екатерина Аксенова:
- Кстати, помимо блогов есть и другие возможности. Например, отличный инструмент - обсуждение в Интернете ключевых документов и вопросов. Характерный пример: Министерству здравоохранения важно было обсудить документ, касающийся реформы системы здравоохранения. Для этого был создан сайт zdravo2020.ru, где этот документ был выложен. Было проведено большое экспертное обсуждение этого документа, что привело к отличным результатам. Так что блог - не единственный инструмент для онлайн-взаимодействия.
- В конце сентября правительство России утвердило масштабную программу "Информационное общество", рассчитанную на период с 2011 до 2020 года (проект "Электронное правительство" стал частью этой глобальной программы)...
Екатерина Аксенова:
- По мнению экспертов, это будет мощный прорыв в сфере информатизации страны, поскольку программа ориентирована на развитие всей интернет-инфраструктуры. Стратегия посвящена сразу шести направлениям - улучшению качества жизни граждан, развитию электронного государства, российского рынка информационных технологий, инфраструктуре информационного общества, безопасности, переводу культурного наследия в цифровой контент.Эта глобальная стратегия выведет Россию на один уровень с самыми развитыми в сфере интернет-технологий странами.
ТАТЬЯНА СТЕФАНИВ,
tan-stefan@bk.ru
http://up74.ru/rubricks/obshhestvo/2010/nojabr-10/na-puti-k-ehlektronnoj-rossii-/