26 мая 2009
2406

На пути к равным возможностям

На днях в Москве в рамках проведения Административного совета и рабочих комиссий Всемирной ассоциации крупнейших городов "Метрополис" прошло заседание "круглого стола" по теме "Город без барьеров".

В сентябре 2008 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах инвалидов. Для ее реализации необходимо, чтобы города проводили планомерную, целенаправленную работу по интеграции инвалидов в общество, формировали в этих целях необходимую законодательную и нормативную базы, вели постоянный диалог с неправительственными организациями и объединениями.

Эта задача сегодня в той или иной степени стоит перед каждым мегаполисом мира, и решать ее весьма сложно хотя бы по причине многоплановости. Обсуждению возникающих при этом проблем, а также обмену опытом и было посвящено заседание "круглого стола". Российскую столицу представлял заместитель руководителя департамента социальной защиты населения города Москвы Игорь Гордеев, который рассказал о том, какие реалии сегодня в Москве, как власти видят ситуацию, какие действия предпринимают и на какие перспективы можно надеяться.

Несколько цифр

В Москве более 1,2 млн людей с ограниченными возможностями. Это почти каждый десятый житель города. В числе лиц, имеющих инвалидность, 229 тыс. человек трудоспособного возраста; инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата около 26 тыс., в том числе на креслах-колясках - более 7,3 тыс.; незрячих и слабовидящих - свыше 10 тыс. лиц; глухих - около 5,5 тыс. человек.

В семьях или самостоятельно проживают около 100 тысяч москвичей, нуждающихся в постороннем уходе. Около 16 тыс. инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата используют вспомогательные опоры для передвижения. Около 60 тыс. инвалидов не выходят из дома по разным причинам. Более 14 тыс. инвалидов, страдающих особенно тяжелыми заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, находятся на полном государственном обеспечении в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Около 1,5 тыс. детей-инвалидов со сложными дефектами, в основном дошкольного возраста (987 чел.), все еще не включены в системный образовательный процесс и получают преимущественно медицинские реабилитационные услуги. Все эти москвичи нуждаются в специально приспособленных условиях и требуют повседневной помощи в бытовой и общественной жизни.

Доступность инфраструктуры

И.Гордеев сказал, что Москва в последние годы перешла от "заявительного" принципа работы с инвалидами к конкретной последовательной и планомерной работе в этом направлении, отметив также, что степень вовлечения в активную жизнь таких людей отстает от их реальных потенциальных возможностей. Отсутствие приемлемого трудоустройства создает как дополнительные социальные проблемы, так и неоправданно сокращает численность экономически активного населения города, дефицит которого становится все более острой проблемой. В условиях нарастающего дефицита рабочей силы в Москве более широкое трудоустройство инвалидов могло бы улучшить ситуацию на городском рынке труда. Тем более что для многих людей с ограниченными возможностями сам факт занятости является важным доказательством их полноценности для общества.

2009 год объявлен мэром Москвы Годом равных возможностей, но стратегические планы - превращение Москвы к 2020 году в город, где реально обеспечены равные возможности для развития всем ее жителям. Столичное правительство считает, что сделать это реально.

Сегодня акцент делается на направлении "Город без барьеров". Суть его в том, что городская инфраструктура должна быть полностью доступна для людей с ограниченной подвижностью. Задача очень трудоемкая, ибо реально поставлена впервые за всю историю города. Москва - красивейший город, но он практически не приспособлен для передвижения и функционирования людей, ограниченных в возможности передвижения.

Город с барьерами и без

Начнем с транспорта. В наш традиционный автобус не может попасть без посторонней помощи не только инвалид-колясочник, но и обыкновенная пожилая женщина (к великому сожалению, старушка Шапокляк, легко взбирающаяся на крышу поезда, в наш традиционный менталитет не вписывается). Сегодня этой проблеме уделяется самое серьезное внимание. В Москве сейчас 1429 низкопольных автобусов и 322 адаптированных троллейбуса, и все они закреплены на маршрутах, охватывающих социальную инфраструктуру (поликлиники, больницы, реабилитационные центры и пр.). К концу года все соответствующие объекты будут реально доступны для инвалидов. Кроме того, существует плановая замена муниципального транспорта. Москва сегодня не закупает ни одного автобуса, неадаптированного для людей с ограниченной подвижностью. К 2015 году этот вопрос будет полностью закрыт. Но это, по мнению И.Гордеева, не проблема, это решаемая задача.

Главная проблема, как это ни обидно, кроется в наших мозгах, в головах "нормальных людей". Типичный пример. По московским законам, сегодня ни один объект не проходит госприемку, если он не адаптирован для людей с ограниченной подвижностью. По всем бесконечным документам адаптирован он полностью. Но вот на объект приезжает инвалид-колясочник Николай Чигаренцев (председатель Московской городской организации Всероссийского общества инвалидов) и выясняет, действительно ли он может без посторонней помощи свободно передвигаться в пределах объекта. Зачастую выясняется, что не может.

С надеждой в будущее

Итак, как воспринимают ситуацию сами люди с ограниченными возможностями? Нам удалось задать несколько вопросов Н.Чигаренцеву. Первым ответом его был встречный вопрос (в лучших одесских традициях) - считаем ли мы, что наши возможности неограниченны? Пришлось ответить отрицательно и признать, что неограниченные возможности имеет только Господь Бог. Вообще, по мнению Н.Чигаренцева, не надо поддаваться западной политкорректности. Инвалид в нашем обществе - это человек, постоянно преодолевающий препятствия, и потому звучит гордо. А препятствий предостаточно. Начнем с работы, наличие которой для инвалида столь же важно, как и для остальных граждан. Сам Н.Чигаренцев в положенное время закончил исторический факультет МГУ, но преподавательская работа сразу была для него закрыта и вовсе не потому, что кто-то был против. Просто он только в этом году получил возможность без посторонней помощи выбираться из собственного подъезда. Пришлось заняться переводами, благо в активе имелось знание языков.

С трудовым законодательством у нас серьезные проблемы, ибо для инвалидов здесь существует множество абсолютно иррациональных ограничений. К сожалению, огромное количество реформ направлено не на конкретное улучшение качества жизни людей, а на решение каких-то чисто умозрительных бюрократических задач. Сначала в результате этих реформ образуются зияющие дыры, потом все кидаются их затягивать, бросаться грудью на амбразуру, тратить бешеные деньги. В российской жизни всегда есть место подвигу, а если его нет, то это "вакантное место" нужно создать.

Сегодня ситуация безусловно меняется в лучшую сторону, но есть такое понятие, как временной лаг, должно пройти время для того, чтобы эти изменения реально "заработали". Совершенно необходима нормальная биржа труда для таких людей, и есть надежда, что она будет создана, ибо существует мощная и совершенно конкретная поддержка московских властей, что вселяет оптимизм. Главное, что работа стала планомерной и систематической, ибо начинать пришлось с нуля, ведь старая советская система социальной системы инвалидов пропала, не вписавшись в рыночные отношения.

mp.stroi.ru

26.05.2009

Елена Введенская
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован