Х#1257;рм#1241;тле депутатлар! Х#1257;рм#1241;тле кунаклар!
Уважаемые депутаты и участники научно- практической конференции!
Позвольте приветствовать вас и пожелать успехов в работе конференции, а также приятного общения и обмена мнениями в ходе встречи в таком составе. А главное, хочу сказать всем вам огромное спасибо за ту конструктивную работу, которую мы с вами проводили за все эти очень непростые перестроечные для страны и республики годы. Бик зур р#1241;хм#1241;т барыгызга да. Парламентаризм в Республике Татарстан, как и всюду в мире, - огромное завоевание общества. Он во все времена был очень неудобным, но необходимым инструментом для развития цивилизованного государства. История парламентаризма Татарстана не сводится только к последним десятилетиям перестроечных лет, хотя я бы хотел особо подчеркнуть важную роль Государственного Совета нашей республики в эти годы. Как бы мы сегодня ни оценивали революцию 1917 года, именно тогда зарождались Советы как органы народовластия. В марте 1917 года был избран Казанский Совет рабочих и солдатских депутатов, в мае - Советы крестьянских депутатов. В декабре 1917 года они были преобразованы в Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
Так зарождался парламентаризм в республике. Полноценный представительный орган появился в республике после созыва Первого учредительного съезда Советов ТАССР 25 сентября 1920 года, где был образован Центральный исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских, красноармейских депутатов нашей республики. Между съездами ТатЦИК выполнял функции высшего законодательного, исполнительного и контрольного органа государственной власти нашей республики.
Верховный Совет как высший законодательный орган власти заменил ТатЦИК после принятия первой Конституции ТАССР на одиннадцатом Чрезвычайном съезде Советов Татарии 25 июня 1937 года. Верховный Совет республики действовал с 1938 по 1995 годы и был однопалатным, состоял из 250 народных депутатов, избираемых населением на 5 лет. Он выбирал Председателя, Президиум, Верховный суд, образовывал правительство, постоянные и временные комиссии, принимал решения по важнейшим государственным, социальным, хозяйственным вопросам, осуществлял контроль над выполнением бюджета.
По сути, до перестройки Татарстан, находясь под тотальным контролем союзного центра был республикой сугубо номинально. Когда говорят о становлении государственности, потерях и приобретениях в этой сфере, почему-то многие, включая даже ряда ученых, аналитиков, не хотят заглядывать в более раннюю нашу историю. Думаю, от этого трактовка истории государственности нашей республики стала бы более объективной.
1990-й год стал переломным, многие из вас являются свидетелями этих событий. Объявление государственного суверенитета республики придало реальные функции высшему законодательному органу республики. Верховный Совет взял на себя функции высшего законодательного органа республики при огромной его политической роли в годы неопределенности.
Прошло пятнадцать лет после этого этапного для всех депутатов и самого Верховного Совета события. Оглядываясь назад, можно сказать, что в эти непростые годы республика избежала серьезных конфликтов благодаря скоординированной работе различных органов государственной власти, партий и общественных организаций и общественности, средств массовой информации. Трудно переоценить роль нашего парламента как коренника в этом процессе, если вспомнить какие политические решения принимались в тот период: проведение референдума 1992 года по статусу республики, выработка позиций по заключению Федеративного Договора, заявление по Конституционному Совещанию Российской Федерации 1993 года, а также разработка и принятие Конституции Республики Татарстан. Причем мы с вами до сих пор переживаем очень здорово, когда дотрагиваемся до нашего Основного закона. Это действительно так, потому что мы с вами его принимали. В то же время нельзя забывать, что Конституция нашей республики была принята намного раньше, чем новая Российская Конституция. Рассчитывать на то, что они могли по всем статьям соответствовать друг другу нереально и несбыточно. Стремление к максимальной самостоятельности после заявления о наших правах в Декларации о государственном суверенитете создало то несоответствие, с которым мы с вами сталкиваемся. Хотя уже тогда для многих было ясно, что определенное отступление неизбежно. Любые революции всегда ставят очень высокие цели, у них высочайшие устремления, но они потом приземляются. Потому что революции совершать легче, намного сложнее послереволюционное устройство государства, самого общества, сложнее обеспечивать всем необходимым для повседневной жизни.
Далее в течение трех лет мы вели очень сложные переговоры по проекту Договора " О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан". Как сложно проходили переговоры по договору, по межправительственным соглашениям, знают участники переговоров. Думаю, что эта история и оценена реально. Это было огромным завоеванием. Высочайшая цена Договора от 15 февраля 1994 года в том, что нам удалось уйти от острой политической конфронтации и не разделить наши народы. Если бы не было Договора, не было бы и сегодняшней встречи. И мы можем во весь голос говорить о роли Татарстана, его парламента в сохранении целостности Российской Федерации.
В дальнейшем законодательная база республики, благодаря продуманной профессиональной деятельности Государственного Совета, стала основой успехов в социально-экономическом развитии республики. Программные, этапные решения в нашей республике никогда не принимались единолично, хотя в республике есть давно работающий Президент и влиятельное на всех этапах Правительство. Депутаты, избранные народом, своим мнением, своей позицией помогали, иной раз заставляли нас принимать более взвешенные решения. Это очень важно. Мы не доходили до открытой конфронтации. Легко нам не бывало, но у нас у всех хватало ума для того, чтобы находить взаимопонимание в интересах многонационального народа нашей республики. Так было, так есть, надеюсь, что так и будет. Спасибо вам всем, что в республике создана такая ситуация. Насколько вырос авторитет Государственного Совета республики видно не только через его голос в Российской Федерации, но и из обширных межпарламентских связей нашего парламента как в рамках Российской Федерации, так и за рубежом, а также активного участия в работе специализированных учреждений Совета Европы. Может быть мы не всегда это недооцениваем, но международная общественность следит за поведением парламентов, нас изучают больше чем мы сами себя.
Времена меняются. Мы впервые провели с вами выборы по смешанной системе, где партии заговорили во весь голос. В этом созыве представительство депутатов от партии "Единая Россия" имеет большинство. Мы не должны этого бояться. Если в нашем обществе есть конструктивная оппозиция в лице какой-либо другой партии, то и она должна достойно участвовать в выборах и прийти в парламент. Мы должны находить во всем общий язык и принимать, как я уже говорил, взвешенное решение. Это только начало, время быстро идет, будущий парламент будет представлять больше партий. Я призываю все партии, общественные движения в подготовке к выборам в парламент республики и органы местного самоуправления исходить не из личных амбиций, а из того, чем привлекательна та или иная партия, насколько влиятельны их лидеры, и как их слово доходит до населения.
Сколько бы ни говорили об административном ресурсе, о его возможностях, они ослабевают с каждым годом. В последующих выборах мы с вами станем свидетелями этого, что еще раз подтвердит правдивость сказанного с этой трибуны в эти минуты. Иного пути нет и к этому надо быть готовыми всем. Не к запрету, а к диалогу. Призвал бы общественные движения, которые поддерживают идеологии иных партий, исходить прежде всего из интересов нашего многонационального народа. Поэтому мы и в дальнейшем будем придавать немалое значение тому, чтобы еще более массовым стало движение "Татарстан - новый век", которое поддержало "Единую Россию". Вообще пренебрегать общественными организациями в условиях, когда партии имеют свои штабы только на федеральном уровне, нельзя. Они могут во многом еще сыграть решающую роль. Последние выборы в ряде регионов это показывают. Их голос оказывается весомым, хотя они не оформлены как партии. Это очень важно. Поэтому можно сказать, что движение "Татарстан - новый век" соответствует требованиям времени. И в дальнейшем он должен усилить работу и не откладывая, очень внимательно посмотреть программу своих действий, потому что у нас впереди самые массовые выборы нашей республики, выборы в органы местного самоуправления на уровне районов и городов.
Я в своей программной речи на днях говорил об этом. Мы, безусловно, используем весь авторитет власти для того, чтобы в органы местного самоуправления пришли конструктивные силы.
Безразлично наблюдать - это даже не демократично, я бы сказал. Я готов аргументировать сказанное. Мы должны объяснить людям, как будут происходить выборы, какая отныне будет власть. В данном случае их власть, именно власть непосредственно самого населения. Кто есть кто? Кто мог бы достойно возглавить власть того или иного уровня? Мы об этом будем говорить, хотя отдельные силы в средствах массовой информации уже пытались меня по этому поводу критиковать. Президент республики является гарантом социальной, экономической и политической стабильности республики, в своих действиях прежде всего я исхожу из этого.
Есть одна практика, о которой я сегодня не могу не сказать. Будучи сенаторами Совета Федерации, я, Ф.Х.Мухаметшин, В.Н.Лихачев наблюдали роль законодательных органов власти для того, чтобы Россия без большой потери времени стала федеративным государством. В первые годы работы Совета Федерации по всем вопросам в основном выступали республики, и очень активно. Когда мы выступали в защиту федеративного устройства нашего государства, они не в состоянии были нас понять. И нас воспринимали как сепаратистов, потому что в областях и краях не было до этого самостоятельных законодательных органов власти. Только из-за этого тогда мы потеряли судебную власть на местах. Мы несколько раз заседали, не хватало одного - двух голосов. Если бы тогда они проголосовали за сохранение самостоятельной судебной власти, то разделение властей в России на уровне субъектов федерации не было бы нарушено. Это понимание пришло очень поздно, для этого надо было потерять два срока созыва Совета Федерации.
Немало сделано нашим парламентом в процессе разграничения полномочий, хотя по нашим оценкам канат перетянут в пользу федерального центра. Но время берет свое. Или этот канат будет натянут поровну в обе стороны, а может быть, сместится в пользу регионов. Потому что такое государство как российское не может управляться только из центра. Это понимание тоже придет, но через определенные потери. Особенно на фоне неработающей административной реформы, задуманной федеральными органами государственной власти. Они до сих пор и сами не понимают, что это такое. То, что она не жизненная, видно было с самого начала реформы. Из наших уст эта конструктивная критика звучит часто и настоятельно. Если мы думаем о демократическом федеративном государстве и о роли республик в федерации, мы всегда во весь голос должны заявлять об этом и отстаивать свои позиции. Все эти годы мы не были пассивными игроками на политическом поле общества во благо Татарстана и самой Российской Федерации. Желаю вам успехов на важном и ответственном поприще укрепления парламентаризма, демократии и государственности.
Бик зур р#1241;хм#1241;т. Большое спасибо.
Информация предоставлена Пресс-центром Президента РТ, 4 апреля 2005 г.