Вопрос 1. Бюджет России утвержден. Какова его военная составляющая?
Ответ.
Параметры расходов бюджета Российской Федерации на 2004 год определены Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. No 186-ФЗ `О федеральном бюджете на 2004 год`.
Также как и в 2003 году, государственная бюджетная политика сохранила в себе приоритетность расходов на национальную оборону.
По уровню значимости эти расходы в расходах федерального бюджета занимают второе место после расходов, предусмотренных на финансовую помощь бюджетам других уровней.
По разделу `Национальная оборона` на 2004 год предусмотрено 411,5 млрд. рублей. Прирост к 2003 году составил более 56 млрд. рублей.
Справочно.
Структура расходов по разделу `Национальная оборона` (млрд. рублей)
Макропоказатели
2003 год
2004 год
Отклонение
Строительство и содержание Вооруженных Сил
336,5
389,4
52,9
Военная программа Министерства по атомной энергетике
13,0
16,8
3,8
Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки
4,1
4,7
0,6
Обеспечение коллективной безопасности и миротворческой деятельности
0,9
0,2
-0,7
Обеспечение деятельности отраслей для национальной обороны
0,4
0,4
-
ИТОГО:
354,9
411,5
56,6
Доля Министерства обороны в разделе `Национальная оборона` на 2004 год превышает 380 млрд. рублей, то есть около 95,0 % всех ассигнований по данному разделу.
По структуре средства распределяются на обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных Государственной программой вооружений - порядка 40,0 %, более 57,0 % средств направляется на содержание и материально-техническое обеспечение войск, в том числе на боевую подготовку более 7,0 %.
Основными направлениями использования ассигнований по разделу `Национальная оборона` являются расходы:
на содержание и материально-техническое обеспечение войск и сил - 235,8 млрд. рублей;
на закупки и ремонт ВВТ, оплату НИОКР - 137,7 млрд. рублей;
на капитальное строительство - 14,4 млрд. рублей.
Процесс формирования бюджета на 2004 год отличался от аналогичной работы при подготовке бюджета 2003 года тем, что перед его формированием работала Комиссия Правительства Российской Федерации по оптимизации бюджетных расходов.
Основные цели в своей работе Комиссия сосредоточила на сокращении бюджетных обязательств государства, повышении эффективности бюджетных расходов, создании условий для снижения налоговой нагрузки, и как результат, на увеличении темпов экономического роста страны.
Результаты работы Комиссии, ее рекомендации стали основой формирования бюджетных заявок на этот и последующие годы для Министерства обороны и других органов исполнительной власти.
Работа по оптимизации бюджетных расходов продолжается в 2004 году в рамках проведения мониторинга бюджетного сектора.
По разделу `Военная реформа` на 2004 год Министерству обороны утверждено 6,4 млрд. рублей. В связи с уменьшением количества организационных мероприятий по сравнению с
2003 годом, объем ассигнований по разделу уменьшился на 3,6 млрд. рублей.
Этот объем позволит осуществить все запланированные на
2004 год мероприятия, связанные с реформированием Вооруженных Сил.
Из общего объема ассигнований по указанному разделу 5,3 млрд. рублей выделяется на капитальные затраты, связанные с обеспечением жильем военнослужащих, из них 1,3 млрд. рублей в рамках программы `Государственные жилищные сертификаты`.
Справочно.
Ассигнования на проведение военной реформы (млн. рублей)
Виды расходов
2003 год
2004 год
Отклонение
Денежное довольствие
620,7
486,9
- 133,8
Обеспечение льгот и компенсаций
103,3
31,7
-71,6
Транспортные расходы (грузовые перевозки)
555,3
128,1
- 427,2
Строительство жилья
6860,0
5300,0
- 1560,0
Содержание, эксплуатация и ремонт ВВТ
395,8
279,9
- 115,9
ФП `Реформирование военного образования`
-
139,7
139,7
Проведение эксперимента на базе 76 вдд
1496,5
-
- 1496,5
Итого
10031,6
6366,3
-3665,3
Сокращение ассигнований связано в большей степени с завершением активной, наиболее болезненной фазы преобразования Вооруженных Сил, связанной с большим количеством организационных и организационно-штатных мероприятий.
Сокращение численности Вооруженных Сил будет продолжено и в 2004 году, но не будет носить масштабного характера.
Выделенных ассигнований по разделу `Военная реформа` в целом достаточно для реализации мероприятий Плана строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации на 2004 год.
В составе расходов по разделу `Военная реформа` выделены ассигнования на реализацию первого этапа федеральной программы `Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года` в сумме 139,7 млн. рублей, из которых 85 процентов будет направлено на информационно-методическое обеспечение военно-учебных заведений.
Постановлением Правительства Российской Федерации принята Федеральная целевая программа `Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей` на 2004-2007 годы, чем сделан очень важный шаг в преобразовании Вооруженных Сил.
В результате ее реализации в течение ближайших четырех лет на контрактную основу будут переведены 147 тысяч должностей солдат и сержантов.
Справочно.
На реализацию мероприятий указанной программы на 2004 год по разделу `Национальная оборона` выделено 7,8 млрд, рублей, из них:
на капитальное строительство и ремонт объектов социальной и инженерной инфраструктуры 6,2 млрд. рублей или 80 процентов;
дополнительное обеспечение личного состава войск (сил) -1,0 млрд. рублей;
содержание, эксплуатацию, текущий ремонт ВВТ, поставку и модернизацию технических средств охраны, восстановление учебно-материальной, технической базы учебных центров - 200 млн. рублей;
совершенствование учебно-материальной и технической базы, тыловое и информационное обеспечение -по 100 млн. рублей.
Для практической проверки положений программы `Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей` проведен эксперимент на базе 76-й воздушно-десантной дивизии по комплектованию воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
В ходе эксперимента определился значительный спектр проблем, которые при теоретических рассуждениях и разработках программы не были спрогнозированы.
Это касается не только социальных аспектов. В частности, стало понятно, что для эффективной боевой учебы и работы одной только денежной мотивации и перспективы получения служебного жилья недостаточно.
Необходимы новая система морально-политического воспитания военнослужащих и более тщательный отбор кандидатов, а не их набор.
Эксперимент подтвердил правильность линии на постепенность перехода на контрактную основу. Министерство обороны рассматривает перевод подразделений и частей на контрактную основу как средство повышения боеготовности Вооруженных Сил. Результатом деятельности в этом направлении должно стать повышение качественных параметров войск и реальный рост обороноспособности нашей страны.
Вопрос 2. Вырос ли военный бюджет в 2004 году и на сколько? Отразится ли это на денежном довольствии военнослужащих?
Ответ.
Собственно Министерству обороны на 2004 год выделено по всем разделам бюджета 469,9 млрд. рублей или на 53,3 млрд. рублей с превышением против 2003 года.
По разделу `Национальная оборона` на 2004 год предусмотрено 411,5 млрд. рублей. Прирост средств к 2003 году составил 56,6 млрд. рублей.
Справочно.
При планируемом росте расходов федерального бюджета на 10,0 %, расходы по разделу `Национальная оборона` в 2004 году увеличились почти на 16,0 %. Доля этих расходов в валовом внутреннем продукте (15300,0 млрд. рублей) выросла до 2,69 % или на 0,01 % выше уровня 2003 года, а в расходах федерального бюджета до 15,5 %, что на 0,77 % больше аналогичного показателя 2003 года.
С превышением около 3,0 % показателей 2003 года утверждены ассигнования на горючее и смазочные материалы. Общий объем этих расходов определен в размере 17,8 млрд. рублей. Практически, закупаемые объемы горючего останутся на уровне прошлого года, что позволит сохранить достигнутый в 2003 году уровень боевой подготовки.
На продовольственное и вещевое обеспечение военнослужащих в бюджете на 2004 год предусмотрено 26,4 млрд. рублей, что обеспечит потребности Вооруженных Сил по продовольствию и вещевому имуществу на уровне 2003 года.
В 2004 году по экономическим соображениям выплата компенсации взамен продовольственного пайка предусмотрена в размере 20 рублей, ограничен размер выплаты денежной компенсации за вещевое имущество.
Ассигнования на транспортные расходы утверждены в размере 13,4 млрд. рублей, в том числе на обеспечение предусмотренного законодательством Российской Федерации проезда в отпуска и на лечение - 3,3 млрд. рублей.
Как и в предыдущие годы, это одна из напряженных статей затрат, которая в значительной степени зависит от роста тарифов на транспортные услуги.
Несмотря на некоторое уменьшение объемов, практически сохранились на уровне 2003 года квартирно-эксплуатационные расходы. При их определении были учтены рост тарифов и сокращение физических объемов потребляемых энергоресурсов, обусловленное проведением мероприятий по передаче в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального назначения и социально-культурной сферы, ранее находившихся на балансе Вооруженных Сил.
Расходы на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы гражданскому персоналу определены в объеме 130,2 млрд. рублей.
Это на 17,0 млрд. рублей превышает объем аналогичных расходов 2003 года. Увеличение объясняется тем, что потребность на эти цели рассчитана с учетом состоявшегося в 2003 году повышения размеров денежного довольствия и заработной платы.
При подготовке проекта федерального закона `О федеральном бюджете на 2004 год` Министерством обороны направлялись предложения о повышении размеров денежного довольствия в 2004 году на величину прогнозируемого индекса цен на товары и услуги.
Однако изыскать необходимые для этого денежные средства, к сожалению, не представилось возможным. Объем бюджетных ассигнований, выделенный Министерству обороны в 2004 году, повышений окладов денежного содержания военнослужащим не предусматривает.
Вопрос 3. В настоящее время идет много рассуждений о том, что оклады военных приравнены к окладам государственных служащих. А будет ли задействован механизм автоматического повышения или компенсации денежного довольствия военным при инфляции?
Ответ.
В соответствии с законодательством денежное довольствие военнослужащих повышается одновременно с оплатой труда государственных служащих.
Как известно, с 1 октября 2003 г. оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, проиндексированы в 1,11 раза.
Вопрос 4. Каковы основные задолженности Министерства обороны перед оборонными предприятиями, участниками контртеррористической операции (в количественном эквиваленте)?
Ответ.
Текущей задолженности Министерства обороны перед участниками контртерористической операции по установленным действующим законодательством выплатам не имеется.
Вместе с тем, отдельные военнослужащие предъявляют требования по выплате этого вознаграждения за весь период службы на территории Чеченской Республики, что противоречит действующему законодательству. При этом некоторыми судебными органами эти требования удовлетворяются, что наносит ощутимый удар по бюджету Министерства обороны.
В целях упорядочения нормативной правовой базы по вопросам предоставления дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, участвующим в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона издано постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. No 65.
В соответствии с законодательством военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи на территории Чеченской Республики, выплачиваются оклады денежного содержания (оклады по воинскому званию и по воинской должности) в полуторном размере, надбавка за особые условия службы в размере 100 процентов от оклада по воинской должности с учётом его повышения и полевые (суточные) деньги в двойном размере установленной нормы (200 рублей).
Указанные выплаты производятся ежемесячно в установленные сроки без задержек.
В данном регионе с 1 января 2004 г. в соответствии с Федеральной целевой программой `Переход к комплектованию должностей ряда соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту` на 2004 - 2007 годы переводится на новый способ комплектования 42 мед.
Размер денежного довольствия военнослужащих указанного соединения составит от 15 518 рублей (старший стрелок) до 20 716 рублей (командир взвода) в месяц, что выше уровня денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в центральной части Российской Федерации в среднем в 4 раза.
Справочно.
Размер денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в центральной части Российской Федерации, составляет в месяц:
старшего стрелка - 3234 рубля;
командира отделения - 3828 рублей;
инструктора - 4417 рублей;
командира взвода - 6047 рублей.
Кроме этого, военнослужащим, привлекаемым в установленном порядке к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, установлена выплата денежного вознаграждения за каждый день фактического участия в этих операциях исходя из расчета 20 000 рублей в месяц пропорционально количеству дней участия в конкретных операциях.
На начало текущего года за Министерством обороны числилась задолженность за поставку ВВТ и выполненные работы в 2001 - 2003 годах. Ее погашение предполагается в рамках бюджета текущего года.
Вопрос 5. Сколько в 2004 году выделяется на строительство жилья и ГЖС?
Ответ.
Ассигнования на капитальное строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений определены на уровне 30,6 млрд. рублей, из них на жилищное строительство приходится около 28,0 % средств, на строительство объектов социальной сферы - около 20,0 %, на капитальный ремонт действующего жилищного фонда -более 16,0%.
Инвестиции наиболее ярко отражают социальную направленность бюджетных расходов Министерства обороны. Однако для решения жилищных проблем выделенных инвестиций недостаточно.
Для того чтобы не допустить снижения общегодовых показателей по строительству жилья для военнослужащих, удержать планку хотя бы на уровне 2003 года, принято решение использовать внутренние резервы, активно привлекать инвесторов к строительству на неиспользуемых землях, закрепленных за Министерством обороны. За счет этого планируется получение около 5 тыс. квартир.
В дальнейшем схема обеспечения жильем в Министерстве обороны будет совершенствоваться по двум взаимосвязанным направлениям. Это развитие фонда служебного жилья и переход к так называемой накопительной системе.
Создание служебного фонда является важнейшим системообразующим фактором, определяющим темпы строительства Вооруженных Сил Российской Федерации в процессе военной реформы, особенно в условиях их комплектования преимущественно на контрактной основе.
Из средств по разделу `Военная реформа` Министерству обороны на 2004 год планируется направить 1,3 млрд. рублей для обеспечения жильем по государственным жилищным сертификатам около 1,5 тыс. военнослужащих, увольняемых в ходе проведения военной реформы.
Кроме того, по программе `Государственные жилищные сертификаты`, финансируемой по федеральной адресной инвестиционной программе, планируется получить порядка 2,7 млрд. рублей на субсидии по 3,1 тыс. жилищным сертификатам, выдаваемым военнослужащим, увольняемым в плановом порядке.
Дополнительно к указанным государственным жилищным сертификатам распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 января 2004 г. No 100-р предполагается выпустить в четвертом квартале 2004 года для Министерства обороны 2,5 тыс. сертификатов.
С учетом выданных, но не реализованных в 2003 году 2 тыс. сертификатов, предполагается в общей сложности обеспечить около 9,1 тыс. очередников Министерства обороны.
4 марта 2004 г.
Министерство Обороны РФ
http://nvolgatrade.ru/