На заседании Бюро Отделения общественных наук (ООН) РАН под председательством академика РАН, экс-секретаря Совета безопасности РФ А.А.Кокошина рассмотрен комплекс вопросов методологии и практики социально-экономического прогнозирования, а также вопросы интерактивного индикативного планирования.
Докладчиками по вопросу о методологии и практике прогнозировании выступили академик РАН В.В.Ивантер (директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН) и академик РАН В.А.Макаров (директор Центрального экономико-математического института РАН). Академик РАН В.М.Полтерович сделал доклад об институтах промышленной политики, в котором он особо осветил и вопросы интерактивного индикативного планирования.
Академик Полтерович поставил вопрос о развитии имеющегося законодательства по стратегическому планированию.
Кокошин сказал, что все три докладчика – крупнейшие, авторитетнейшие ученые. Кокошин отметил, что в РАН накоплен большой опыт по развитию методологии и методов социально-экономического прогнозирования, по разработке конкретных прогнозов, имеющих высокий уровень достоверности. Благодаря индикативному планированию в прошлом выдающихся успехов в своем развитии достигли Япония, Республика Корея, Тайвань, Сингапур, сказал Кокошин. Полезным было применение этого вида планирования и во Франции, сказал Кокошин.
По словам Кокошина, многие чиновники в России до сих пор не видят или не хотят видеть различие между директивным планированием и планированием индикативным. Кокошин признает, что «индикативное планирование, особенно в интерактивном варианте, – это более сложный метод управления экономикой, нежели просто макроэкономическое регулирование». Но при этом, считает академик, интерактивное индикативное планирование отнюдь не отменяет макроэкономического регулирования со стороны Правительства и Центробанка.
Академик В.М.Полтерович рельефно показал, отметил Кокошин, что субъектами интерактивного индикативного планирования должны быть не только органы федеральной исполнительной власти, но и различные ассоциации предпринимателей, агентства развития, госкорпорации и даже профсоюзы.
Кокошин считает важным, чтобы в федеральном законе «О стратегическом планировании», принятом в 2014 г. Федеральным собранием, появились поправки, дающие возможность внедрять и использовать интерактивное индикативное планирование.
В частности, считает экс-секретарь Совета безопасности РФ, предметом интерактивного индикативного планирования должна была бы стать реализация политики «новой индустриализации», предложенная Президентом России Владимиром Путиным в 2012 году. Особая важность реализации такой политики на основе интерактивного индикативного планирования, сказал Кокошин, становится еще более очевидной в нынешних условиях экономического кризиса в России. Этот кризис, сказал Кокошин, еще раз обнажил неприемлемость для нашей национальной конкурентоспособности и национальной безопасности чрезмерной зависимости от добычи и экспорта углеводородов.
Пресс-служба Отделения общественных наук РАН