По данным Левада-Центра (опрос 19-21 мая 1600 россиян) 58% опрошенных считают возможным нарушение Россией моратория на смертную казнь, ради наказания бесланского террориста Нурпаши Кулаева, 25% - против такого решения. Тем не менее, Государственная Дума планирует ратифицировать 6-ой протокол к Европейской конвенции по правам человека, который предусматривает отмену смертной казни в России. Ситуацию, сложившуюся со смертной казнью в стране, мы попросили прокомментировать члена Комитета по безопасности и лидера партии "Свобода и Народовластие" Виктора Черепкова.
- Как Вы относитесь к смертной казни?
Я давно "за". Давайте вспомним, сколько мы расстреливали во времена Брежнева и Горбачева? Самая большая цифра - 115 человек в год. Это рецидивисты, убийцы, насильники. Остальных приговаривали, давали до 25 лет, изолировали. У нас была жестокая страна. И мы не были в Совете Европы. Что мы имеем сейчас? За прошлый год - 120 тыс. убитых в подъездах, офисах, автомобилях, на дорогах. Это целый город. 63 тыс. без вести пропавших, а это 90% убитых и спрятанных так, что их никогда не найдут. 51 тыс. повешенных, доведенных до самоубийств, или считающихся таковыми. За 10 лет - полмиллиона повешенных! 37 тыс. погибло от алкогольного отравления, 70 тыс. - от передозировки наркотиков. Полмиллиона молодых ребят потеряли в прошлом году. Эта цифра близка к потерям молодежи во время войны в 1944 году. На кладбищах родители ставят надгробья своим 16-25-летним детям. Самая лучшая возрастная категория, в которую вложили свои силы и средства родители, государство, а какая отдача? У нас средний возраст мужчины 59 лет потому, что молодые гибнут. Америка почему-то не отменила смертную казнь. Если западная цивилизация считает, что смертная казнь недопустима, то почему в России 120 тыс. убитых за год? Убийцам дают 6-7 лет, потом - условно-досрочное освобождение. Почему мы платим такую цену?
Наказание должно быть адекватно преступлению. На Востоке, где доминирует принцип "кровь за кровь", убийств меньше, чем у нас. Зато мы теперь в Совете Европы и считаем себя демократическим государством. Понятно, почему Совет Европы желает отмены смертной казни в России: мы для них те, кого надо ослабить. В сложившейся системе, где убивают самых незащищенных, я только за смертную казнь.
- Что Вы думаете о тезисе: неотвратимость наказания важнее, чем жесткость наказания?
Неотвратимость наказания должна быть всегда первостепенной. Преступник должен осознавать, что кара его постигнет. Но главное другое. Когда Екатерина поставила министром просвещения своего отставного генерала, в первом его декрете было сказано: "всяческими методами повелеваю в ученике побуждать нравственность и совесть". Это было правильно и емко. Сейчас называют не "система просвещения", а "система образования", которая свелась к покупке диплома в рассрочку. Из системы образования выброшен воспитательный процесс. Общественные молодежные организации все ликвидированы. Пусть паровоз идет в другую сторону, но можно было бы изменить названия пионерской или комсомольской организаций и оставить сам механизм воспитания молодежи. Смертная казнь это жестоко, но она объективно необходима ради меньшей крови и меньшей жестокости. Это даже гуманно по отношению к остальным, потому что 120 тыс. были бы живы. В Беслане погибло чуть более 300 детей и взрослых. Весь мир содрогнулся. Но сравним: 300 и 120 тыс. погибших, и мы не плачем. Задаю министру обороны вопрос: сколько покончили жизнь самоубийством в армии? Ответ: 2 тыс. А это единственные кормилицы своих родителей из самых необеспеченных семей, которые не смогли откупиться. Родители остались один на один с цинковым гробом, который даже похоронить не на что, поскольку государство не дает компенсации семьям самоубийц. 2 тыс. - это шесть "Бесланов". Кто-то же довел людей до такого состояния? Значит, должны быть жесткие меры. Почему в 19 лет столько самоубийц? Причина - насилие на телевидении, в компьютерных играх. А где там воспитательный процесс, формирование личности, нравственности? Демографическая ситуация в России это трагедия. У нас 15 тыс. детей в возрасте до 10 лет каждый год умирают в том числе от недоедания, а это - 50 "Бесланов"! И мы не плачем. И никого за это к стенке не поставили.
- Госдума, на Ваш взгляд, ратифицирует 6-ой протокол?
- Как скажет Кремль, так и Дума сделает. Дума как и Правительство - это филиалы Администрации. Скажет Сурков проголосовать "за" - проголосуют, скажет "нет" - не проголосуют. Если анализировать в целом европейское сообщество, то там совершенно другой общественный и интеллектуальный микроклимат. Всё, что происходит у нас, они давным-давно прошли. У них была смертная казнь. Мы же сегодня находимся на ином чем Европа уровне, и нормы нашей жизни должны быть адекватными сложившейся ситуации. По-сути, у нас сегодня военное положение. Мы теряем ежегодно один миллион граждан, 12 тыс. деревень стерты с лица земли, приблизительно столько же деревень имеют население до 10 человек. Даже Гитлер не мечтал о таких потерях. Но кто-то это делает! Смертная казнь должна вводиться не только за смерть граждан, но и за экономические преступления, включая организацию коррупции. Только так можно остановить вал организованной преступности. А пока все убийцы-коррупционеры, которые имеют деньги, на свободе. Поскольку многие наши суды судят не по кодексу, а по прейскуранту. А прокуроры живут безбедно на отпускные, размер которых зависит от того, за сколько кого отпустят. Смертная казнь нужна для высших эшелонов правоохранительной и надзорной систем, не говоря уже о самой власти на уровне министерств, контролирующих финансовые потоки. Я против того, что политически делал Сталин, но его опыт в борьбе с преступностью в России нужен хотя бы на год.
Сегодня, даже если будет введена расстрельная статья, этого недостаточно. Побуждение к нравственности и совести должны быть наивысшими ценностями, самой главной задачей. И это первое, что должно было бы прозвучать в Послании президента.
13.06.2006
http://asnv.ru/article/detail.php?ID=1106