ГАЗЕТЕ стали известны подробности предварительных выводов экспертов о причинах гибели авиалайнеров Ту-134 и Ту-154, которые легли в основу доклада полпреду президента в Южном федеральном округе (ЮФО) Владимиру Яковлеву. Опираясь именно на эти сведения, Яковлев, пожалуй, первым из высокопоставленных чиновников вчера заявил о большой вероятности взрывной версии происшедших трагедий. В частности, выяснилось, что за мгновение до катастроф тревожные кнопки успели нажать пилоты обоих самолетов. Причем, если с Ту-154, разбившегося в Ростовской области, был послан сигнал SOS, то экипаж Ту-134, упавшего в Тульской области, успел передать в эфир: `Нападение на самолет`.
Взрывы в хвостовой части
На пресс-конференции в поселке Глубокий полпред президента в ЮФО Владимир Яковлев заявил, что, несмотря на то что версий произошедшего по-прежнему достаточно много, эксперты `склоняются к версии взрыва`.
Источник, близкий к штабу по расследованию ЧП, также подтвердил ГАЗЕТЕ, что `сегодня уже практически все специалисты сходятся на том, что причиной обеих катастроф были спланированные террористические акты`, жертвами которых стали 90 человек. Вначале взрывотехников смутило то, что ни в пассажирских салонах, ни в носовых частях обоих самолетов не было обнаружено следов взрыва. Однако при обследовании хвостовой части Ту-154 оказалось, что в том месте, где находился туалет, кусок обшивки вместе с иллюминатором вырван, что называется, с мясом. По мнению экспертов, это свидетельствует о небольшом локальном взрыве, в результате которого хвост оторвало, после чего самолет вошел в штопор, развалившись на части. Это подтверждается также результатами поисковых работ на земле. В обоих случаях - и в Тульской, и в Ростовской областях - картина схожая: по ходу движения самолета сначала лежит фюзеляж, затем - носовая часть с кабиной пилотов, а впереди - хвостовая часть судна. Если бы самолет распался в воздухе без взрыва, хвостовая часть, согласно законам аэродинамики, неминуемо оказалась бы сзади. Вперед ее могло выбросить лишь при взрыве.
Что касается самого взрывного устройства, то оно вероятнее всего было безоболочным и обладало небольшой мощностью (до 500 граммов в тротиловом эквиваленте). Этого было вполне достаточно для того, чтобы самолеты разнесло на части. Пронести же взрывчатку размером с два куска хозяйственного мыла на борт самолета террористам-смертникам труда не составляло. Сейчас спецслужбы проверяют личности всех, кто мог это сделать. Особое внимание уделяется уроженцам Северного Кавказа. По некоторым данным, таковых на разбившихся авиалайнерах было несколько, в том числе четыре женщины. Председатель госкомиссии по расследованию причин авиакатастроф Игорь Левитин заявил, что проверяются сведения в частности о некой С. Джебирхановой, летевшей в Сочи, - единственной на этом рейсе, у кого до сих пор не объявились родственники и в отношении которой практически отсутствует какая-либо информация. В то же время Левитин подчеркнул, что пока власти не располагают данными, которые бы `позволяли говорить о возможной причастности этой пассажирки к террористической деятельности`. Аналогичная ситуация и с направлявшейся в Волгоград уроженкой Чечни Амантой Нагаевой, родственники которой до сих пор не заявили о себе.
По предположениям взрывотехников, в действие СВУ были приведены смертницами в хвостовых туалетных комнатах. Поэтому в салонах и не было пожара, а большая часть тел оказалась не обуглена и не изуродована взрывом.
В пользу версии о теракте свидетельствует и телеграмма, полученная центром управления полетами авиакомпании `Сибирь` (которой принадлежал Ту-154) от начальника смены военного сектора главного центра Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации сразу же после исчезновения самолетов с экранов радаров. В ней говорится о том, что с борта одного из самолетов был послан сигнал о захвате воздушного судна. Все решили, что речь идет о Ту-154, потерпевшем катастрофу в Ростовской области. Действительно, местные авиадиспетчеры подтвердили, что за несколько минут до исчезновения с экранов радара самолета на диспетчерский пульт в ростовском аэропорту поступила информация о возникновении нештатной ситуации на борту. Однако источник ГАЗЕТЫ уточнил, что с Ту-154 был послан сигнал о помощи - SOS, в то время как пилот Ту-134 успел выдать в эфир сигнал: `Нападение на самолет`. Эту информацию корреспонденту ГАЗЕТЫ фактически подтвердили и в московском центре управления воздушным движением во Внуково (Тульская область - его зона ответственности). `С Ту-134 действительно поступил короткий закодированный сигнал о захвате самолета`, - заявил собеседник ГАЗЕТЫ. Вчера же стало известно о том, что найденные на месте трагедий `черные ящики` в разгадке тайны гибели самолетов пока помочь не могут. По словам Владимира Яковлева, `они вышли из строя еще до падения лайнеров`. Впрочем, специалисты надеются, что повреждения самописцев не настолько серьезные и экспертам в конце концов удастся восстановить записи всех пяти `черных ящиков`.
Между тем, как стало известно ГАЗЕТЕ, уже в ближайшее время ст. 263 УК (`Нарушение правил эксплуатации воздушного судна, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц`), по которой сейчас расследуются дела, уже в самое ближайшее время может быть переквалифицирована на ст. 205 (`Терроризм`). В пользу этого говорят не только вышеприведенные факты, но и то, что формулировка `нарушение правил эксплуатации` - фактически обвинение либо экипажу воздушного судна, либо тем, кто это судно готовил к полету. Ни то ни другое не подтверждено объективными данными. Ошибки пилот допускает, как правило, при взлете и посадке. Между тем оба самолета к моменту катастрофы вышли или выходили на заданную высоту.
Если речь идет о неисправности лайнера, обнаруженной во время полета, то у пилотов наверняка было бы время оповестить об этом диспетчерскую службу.
Несостоятельна, видимо, и версия о некачественном топливе, которым якобы могли быть заправлены оба самолета. Да, при заправке некачественным горючим действительно может образоваться опасная керосино-воздушная смесь и любая искра способна вызвать взрыв. Но во-первых, следов мощного взрыва и возгорания в салонах не обнаружено. Во-вторых, чрезвычайно странно, что и предполагаемые `ошибки пилотов`, и взрывы `некачественного топлива` произошли в одно и то же время.
Пять `черных ящиков`
Вчера в Ростовской области были завершены поисковые работы. Спасатели обнаружили все 46 тел пассажиров и членов экипажа Ту-154. Погибших искали на территории площадью около 500 гектаров. Теперь родственникам, прибывшим в поселок Глубокий, предстоит трагическая процедура опознания тел, которая началась вчера. Всю работу по организации поездки родственников пассажиров и членов экипажа к месту трагедии ведет оперативный штаб авиакомпании `Сибирь`, расположенный в московском аэропорту Домодедово, и штаб, созданный в Ростове-на-Дону. Наиболее крупные фрагменты самолета - фюзеляж и хвостовая часть - будут направлены в Ростов-на-Дону для дополнительной экспертизы, которая должна помочь специалистам получить полную картину трагедии. Первая группа родственников, сопровождаемая бригадами психологов, вчера прибыла в Ростов-на-Дону, а в 16.00 отправилась в город Каменск-Шахтинский Ростовской области.
Тем временем государственная комиссия под руководством министра транспорта РФ Игоря Левитина вчера также вылетела в Ростов-на-Дону, завершив работу в Тульской области, на месте крушения еще одного лайнера - Ту-134 компании `Волга-Авиаэкспресс`, следовавшего по маршруту Москва - Волгоград. Напомним, что в Тульской области работы по поиску тел погибших были завершены еще вечером в среду. По данным местного управления ГО и ЧС, в результате поисков были обнаружены все 44 погибших. Их тела направлены в морги райцентров Новомосковск и Узловая, где их опознают родственники. По информации специального штаба, работающего на месте катастрофы, Ту-134 упал на землю кверху шасси. Фюзеляж лайнера практически полностью сохранился, а хвостовая часть была обнаружена в 400 метрах от него. `Это дает основания предположить, что взрыва на борту в воздухе не было. Возможно, самолет сорвался в штопор и рухнул`, - в этой связи отметил представитель штаба. По его словам, пожара на земле не произошло, и, по-видимому, двигатели отключились еще в воздухе. Перед отлетом в Ростов-на-Дону с родными жертв катастрофы пообщались члены госкомиссии, попутно проверив работу медучреждений, в которых проводится опознание. Как сообщила пресс-служба Минтранса, Игорь Левитин вчера съездил в больницу города Узловая, а также провел совещание с членами технической комиссии и следственной бригады, работающими на месте происшествия. На совещании обсуждались координация работы различных ведомств и вопросы технического обеспечения их деятельности. В нем принял участие губернатор Тульской области Василий Стародубцев, также входящий в состав госкомиссии. Прилетев в Ростов-на-Дону, Левитин дал брифинг для прессы. В частности, он заявил, что экипаж самолета Ту-154 перед падением активизировал кнопку SOS (а не `тревожную` кнопку, сигнализирующую о захвате самолета террористами, как говорилось ранее. - ГАЗЕТА). `Экипажем самолета Ту-154 была активизирована кнопка SOS, однако голосового подтверждения от экипажа получено не было`, - сказал Левитин. Он также отметил, что `сегодня-завтра два `черных ящика` и самописец будут приведены в рабочее состояние, необходимое для снятия показаний. Самописцы - это часть расследования, проливающая свет на причины катастрофы`, - сказал глава госкомиссии. Первые предварительные выводы работы госкомиссии могут быть сделаны не ранее понедельника. Игорь Левитин подчеркнул, что сейчас рано делать выводы о причинах трагедии. `Что произошло - сказать сегодня мы не можем`, - подытожил глава госкомиссии и отправился на встречу с родными и близкими погибших пассажиров и летчиков. К сожалению, работа госкомиссии проходит в закрытом для журналистов режиме. Всем ведомствам, кроме Минтранса, запрещено давать какие-либо официальные комментарии по существу дела. `Игорь Левитин распорядился предоставлять всю информацию о ходе расследования этих катастроф только через свою пресс-службу`, - сказали ГАЗЕТЕ в Межгосударственном авиационном комитете (МАК), который является официальным уполномоченным органом по расследованию авиапроисшествий на территории СНГ. По словам статс-секретаря - зампредседателя МАК Олега Ермолова, при расшифровке `черных ящиков` с погибших лайнеров, специалисты столкнулись с проблемами: пленка в устройствах оказалась поврежденной. Когда специалисты ведомства вскрыли корпуса бортовых самописцев, магнитная пленка оказалась поврежденной. Поэтому сначала экспертам предстоит склеить порвавшуюся пленку. А затем уже снимать с нее показатели, в том числе и речевые. По словам Олега Ермолова, сроки расшифровки будут зависеть от степени повреждения пленок. Всего на расшифровке в МАК находятся 5 `черных ящиков`. Три с Ту-154 - звуковой, аварийный и эксплуатационный. И два с Ту-134 - звуковой и параметрический. Как стало известно ГАЗЕТЕ, пленка оказалась повреждена только на звуковых самописцах, параметрические приборы находятся в рабочем состоянии. В ближайшие дни следует ожидать первых результатов их расшифровки. Однако, по данным источника ГАЗЕТЫ, близкого к работе госкомиссии, предварительный анализ показаний уцелевших аппаратов не дал подтверждения того, что кто-то пытался захватить кабину пилота или привести в действие бомбу в салоне. `Но при более глубоком изучении показаний самописцев выводы вполне могут измениться`, - отметил собеседник.
2001-2002 АНО Редакция ежедневной Газеты all rights reserved
http://nvolgatrade.ru/