Ответственная часть общества видит проблему: мы, страна, Россия оказались беззащитны перед напором наркомании.
Как остановить эту всеразрушающую лавину проказы мозга? Складывается впечатление беспомощности: хоть криком кричи – мы не знаем, что с этой напастью делать.
Наркотики, в том или ином виде, производились всегда, а проблема возникла относительно недавно.
Природа наркомании кроется в глубинах общественного устройства. Это хорошо видно по распределению этой гадости по территории планеты. Ареал катастрофической наркомании очерчен кругом стран, постоянно занятых борьбой за достижением приоритета прав человека и развитием демократии.
Исключением из этого правила был Китай, который обязан опийному периоду своей истории просвещенному Альбиону: в мае 1839 года после уничтожения властями Китая крупных запасов контрабандного опия, Англия напала на Китай. Было несколько, так называемых, «опийных войн», в которых Англия и Франция регулярно побеждали Китай, принуждая его силой оружия закупать наркотик. Сегодня, в коммунистическом Китае проблемы наркомании нет. Нет, наверняка, некое количество наркоманов есть и там, но проблемы – нет.
Современная, ведущая в катастрофический тупик, история наркомании в Европе и Америке начинается с аристократического-богемного периода: опий, абсент, марихуана… «Как это романтично! Новая эстетика мироощущения способствующая небывалому высшему творческому подъему!...» - это пустозвонство и много иной словесной дури было выплеснуто в общество. И «процесс пошел».
Элита всегда задает норму поведения для тех, кто стремится ей подражать.
И реализуется это с определенным временным лагом.
Рост материального достатка у населения развитых стран и увеличение доли незанятого трудом времени создали объективные предпосылки к распространению наркотической заразы.
Отметим, что по своей социальной сути наркомания, как и алкоголизм, является одним из способов использования свободного, точнее – незанятого, времени.
Эти извращенные формы времяпрепровождения и подобны, и различны.
При всей пагубности алкоголя, он является для человека продуктом в определенной мере естественным. Некоторое его количество всегда присутствует в нас. И вопрос только в мере.
Наркотик – субстанция абсолютно противоположная человеческому естеству.
И если алкоголь разрушает личность, то наркотик ее меняет. И в этом есть принципиальная разница.
Бурное развитие этих двух пороков – прямое следствие снижения (до состояния отсутствия) общественного контроля над членами общества. Именно отсутствие любого контроля и есть то, что образует основу такого общественного явления, которое называется личная свобода человека.
Мне неоднократно приходилось писать о том, что в окружающем нас мире нет ничего абсолютного. Нет ничего абсолютно хорошего и абсолютно плохого. Так обстоит дело и со свободой. И у свободы есть своя обратная сторона. Именно на этой, обратной, теневой стороне и разместилась наркомания.
Рынок любого порока – рынок покупателя. Это было неоднократно доказано. Прекращение производства одного варианта дури вызывает налаживание изготовления другого. Запрет продаж приводит к известным последствиям, о чем и свидетельствует всемирная история «сухого закона».
Традиционно борьба с алкоголизмом приводила к полной победе алкоголизма. То же сегодня происходит и с наркоманией.
Почему?
Причин основных – две.
Первая в том, что ликвидация одной формы занятия, признанной порочной, возможна лишь при условии ее замены на иную. Человек не пьет и взамен должен получить иную форму использования свободного времени. Конечно, приличный, по сути, эквивалент наркоте и алкоголю придумать невозможно.
Наркотики и алкоголь – самые доступные и привлекательные формы. Отказаться от них тем, кто вкусил этот плод – практически невозможно. Поэтому можно вести речь лишь о тех, кто этому пороку не подвержен.
И здесь следует сказать о второй причине непобедимости дурмана. Это - анонимность порока.
Сфера личного потребления чего угодно остается той областью жизни, которая сознательно выведена из области общественного контроля. Потребление наркотика, как и алкоголизм, не считаются явлениями достойными любой формы осуждения до той границы, когда носители этих «достоинств» не перейдут грань допустимого. Практика такова: пока ты пьянствуешь и колешься, не нарушая закон явно – ты достойный член общества. Когда все вскрывается – процесс деградации в 99% случаев уже необратим.
Вот с этим и надо кончать.
И здесь дилемма очень проста: хотите победить наркоманию – поступитесь частью своих прав, добавьте себе некоторую долю обязанностей.
Единственное, что общество сегодня в состоянии сделать, это создать систему обнаружения наркоманов и алкоголиков, с введением запрета для них учиться в Университетах и занимать определенные посты. Должна быть введена процедура анализа на употребление наркотиков при окончании школы, поступлении в ВУЗ и приеме на работу.
Неизбежность вскрытия порока – единственная преграда, которая нам доступно построить, не прибегая к изменению общественного устройства.
Не хотите?
Как хотите.
Но, думаю, всем понятно - природу не обманешь. Вам хочется упорствовать в своих заблуждениях, определяя причинами наркомании производство и распределение этого зелья? Пожалуйста. Ради Бога! Но, имейте в виду, что осознание истинных причин деградации нации все равно, скорее рано, чем поздно, ворвется в ваши дома.
Ведь есть и иной способ радикально решить проблему наркомании. И следа ее не будет в условиях диктатуры: тогда методы отработанные «Городом без наркотиков» покажутся детскими шалостями. Наркоманы уйдут на зоны, а пара - тройка принародно повешенных дилеров этой дури, резко положительно решит проблему распространения наркотиков.
Выбирайте. Поскольку ничего не меняя, мы скоро дойдем до состояния, когда нормальных людей просто не останется.