Виталий Третьяков, Главный редактор еженедельника "Московские новости", главный редактор журнала "Политический класс"
Выступление Виталия Третьякова, главного редактора журнала "Политический класс" на "круглом столе" по теме: "Политические ценности и просвещение - выбор молодежи" на Форуме "Европа: итоги года перемен", 30 июня 2005 года.
Вышло всего шесть номеров моего журнала "Политический класс", и я сомневаюсь, что на какую-то молодежь, кроме моего сына, оно успело воздействовать. Но то, что это издание родилось из ощущения дефицита идей в российском обществе, в российском политическом классе, и в российской молодежи в том числе, это точно. Я не оправдываю нашу молодежь, хотя она мне в основном очень не нравится, во всяком случае, так, как я ее вижу, особенно по телевизору. В жизни я с молодежью общаюсь меньше, в основном, со студентами, да и с ними тоже печальный опыт общения бывает. В моих двух группах, 3 и 4 курс МГИМО - это международных институт по названию никто не был в Армении. Никто не знает, какая главная гора у армян. А это не худший вуз. То есть, это самое постсоветское пространство - Казахстан, Армению, Узбекистан, наша нынешняя молодежь просто не знает, она туда не ездит.
Я не хочу говорить о теории, на мой взгляд, неважно кто будет заниматься молодежными проектами - Кремль, Министерство образования, "Наши", или какие-то другие организации, - но если российские молодые люди не будут осуществлять поездки постоянно и массово по пространству СНГ, то мы, естественно, потеряем друг друга просто по незнанию.
В нашей молодежи, опять же я сужу по своим контактам, преобладает здоровый антиамериканизм. Это могло бы успокаивать, но дело в том, что в ней еще наличествует громадная доза здорового или нездорового недоверия к российской власти.
Западная молодежь сначала проходила через этап революции политической, затем проходила путь приобщения к политическим свободам, массовому обществу, обществу потребления, потом сексуальная революция, потом информационная революция. А наши молодые люди с 85-го, 89-го или 91-го, - не важно, от чего считать, сразу все революции, все свободы получили, и сексуальные, и информационные, и политические, и гедонистические, одновременно. Ясное дело, что из всех этих вещей, политика - самая неинтересная вещь, особенно когда тебе 20 лет. Плюс еще оказалось, что в этой политике максимальное число запретов. Вот во всем остальном, в информационном, в том числе, полная свобода. Залез в Интернет и пиши что угодно и читай что угодно. Ты можешь перед своим профессором на коленях стоять на занятиях, а потом зайти в Интернет и написать о нем такое... А раньше что - только в стенгазету заметку мог написать, да и то неизвестно, напечатают или нет. А Интернет - такая гигантская всемирная стенгазета, куда пиши все что угодно. Как ни странно, вроде всегда наша страна была поборником революции, а теперь оказывается, что революционеры на Западе, а мы все здесь как будто контрреволюционеры.
Конечно, нужно что-то делать с образованием, совершенно точно, что в гуманитарной сфере оно ухудшается с каждым днем. Какие кто бы реформы ни проводил, по моим наблюдениям, они только ухудшают положение. Для меня проблема нашей молодежи - это часть нашей гигантской демографической проблемы. У нас молодежи крайне мало, если бы у нас было много, можно было бы пустить на самотек, пусть развивается как хочет, самая лучшая выживет и все равно будет чем-то созидательным, нужным заниматься. Но у нас, помимо всего прочего, молодежи очень мало.
12.07.2005
http://kreml.org/other/91675730