12 октября 2005
4232

Наша задача - социально ориентировать бюджет

Законопроект "О бюджете города Москвы на 2006 год", принятый недавно Мосгордумой в первом чтении, вызвал активное обсуждение законодателей. В ходе рассмотрения документа они задали финансистам немало злободневных и актуальных вопросов. В сущности основная работа над ним только начинается: в настоящее время депутаты готовят свои поправки и предложения к доходной части бюджета. О том, как будет формироваться столичная казна в будущем году, какие подводные камни ожидают экономику мегаполиса и что следует предпринять, чтобы их избежать, мы попросили рассказать председателя бюджетно-финансовой комиссии Думы депутата Игоря АНТОНОВА.

- Прежде всего, приведу основные показатели бюджета. Документом предлагается сформировать бюджет города на 2006 год по доходам в сумме 493 млрд. 203 млн. руб., а по расходам - 549 млрд. 786 млн. руб. с превышением расходов над доходами в объеме 56 млрд. 583 млн. руб. Объем дефицита должен составить 11,5 процента к объему доходов бюджета. В структуре доходов основная часть (88,6 процента) приходится на налоговые поступления, объем которых прогнозируется на уровне 436 млрд. 861,3 млн. рублей.

В проекте бюджета на 2006 год существенная роль отведена доходам от использования государственной собственности, общий объем которых прогнозируется в сумме 28 млрд. 350,1 млн. рублей, или 5,7 процента, в том числе доходы от сдачи в аренду имущества - 23 млрд. 784,9 млн. рублей. В составе федеральных налогов, передаваемых в доходную часть бюджета Москвы, наибольший удельный вес занимают налог на прибыль организаций (42,6 процента) и налог на доходы физических лиц (34,4 процента). На долю основного регионального налога - налога на имущество организаций приходится 4,6 процента.

Необходимо отметить, что в связи с отсутствием до последнего времени утвержденных параметров федерального бюджета и бюджета Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации мы пока не располагаем сведениями о федеральных целевых и межрегиональных программах и проекте бюджета Фонда. Эта информация будет представлена сразу после согласования с соответствующими федеральными органами.

По мнению бюджетно-финансовой комиссии Думы, расчетная база бюджета 2006 года, заложенная в основу проекта, достаточно близка к реальной ситуации.

Следует обратить внимание на то, что по налогу на прибыль бюджет существенно зависит от платежей нефтяных компаний. Эти платежи на сегодняшний день выше ожидаемых. Кроме того, эти дополнительные доходы также в значительной степени обеспечиваются за счет роста объемов промышленного производства и товарооборота в городе.

Поданным Мосгоркомстата, объем промышленного производства за первое полугодие текущего года вырос по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 16,2 %, а товарооборот более чем на 6%. Таким образом, проектом бюджета предусматривается рост доходов по налогу на прибыль на 15,2 %.

Что касается налога на доходы физических лиц, то хотелось бы отметить следующее. В июне нынешнего года по этому источнику на 2005 год было увеличено задание - на один млрд. рублей (в целом - до 132,4 млрд. рублей). Тем не менее, за первое полугодие в бюджет поступило лишь 59,7 млрд., или 45% от общего объема.

Это свидетельствует о том, что базовая цифра, использованная для расчета доходов бюджета 2006 года по этому источнику, является весьма напряженной и потенциал ее роста на сегодняшний день весьма ограничен.

Коэффициент роста фонда оплаты труда равен 17,5%. Вместе с тем проектом бюджета запланирован рост поступлений по этому источнику в размере 28 %, что превышает показатель роста фонда оплаты труда в 2006 году на 10,5 %. Поэтому дальнейшее увеличение бюджетного задания по этому налогу мне представляется весьма рискованным. В то же время не имеет смысла уменьшать этот показатель и тем самым сокращать возможности расходной части бюджета.

В отношении налога на имущество организаций, который является нашим основным региональным налогом, целесообразно сообщить, что в 2005 году происходит реальное сокращение базы этого налога в результате проводимой налоговой реформы. К 2006 году его доля в общих доходах бюджета сократится с 6.5 до 3.5 %.

Учитывая, что база этого налога перераспределяется очень неравномерно ожидать значительного увеличения поступлений по этому налогу, к сожалению, не приходится. Я бы согласился с цифрой, заложенной в проекте бюджета 2006 года в размере 22,9 млрд. рублей, хотя это незначительно превышает показатель плана нынешнего года.

Помимо этого, проектом бюджета на 2006 год объем поступлений от использования государственной собственности предложено установить в размере 28,1 млрд. рублей. Это на 0.5 млрд. меньше уточненного задания этого года и практически соответствует фактическому объему 2004 года.

Основной причиной такой низкой динамики роста неналоговых доходов является сокращение плана по доходам от аренды государственного имущества, а также снижение задания по доходам от реализации имущества, что потребовало корректировки плана 2005 года в сторону уменьшения более чем на 6 млрд. рублей и соответственного снижения расчетной базы бюджета 2006 года.

Я уверен, что этот процесс носит объективный характер. Тем более что ситуация усугубляется сложностью наших отношений с федеральными органами, которые на сегодняшний день вообще не проявляют желания платить за занимаемую ими городскую недвижимость.

Тем не менее, перед имущественно-земельным комплексом города, как известно, поставлена задача по поиску новых идей и подходов в управлении имуществом. В частности, путем совершенствования системы компенсационных выплат, созданием эффективного института доверительных управляющих, совершенствованием учета. Цель - мобилизовать в 2006 году все имеющиеся резервы и повысить бюджетную эффективность столичного имущества. Насколько мне известно, в настоящее время такая работа активно ведется и мы, законодатели, как и все москвичи, вправе ожидать от нее положительных результатов.

Теперь хотелось бы затронуть и социальный аспект. Полагаю, что снижение ставки единого социального налога будет продолжать оказывать свое воздействие и в планируемом году. На реализацию городской программы обязательного медицинского страхования в 2006 году потребуется выделить из бюджета 13,2 млрд. рублей. На эту сумму мы будем вынуждены сократить расходы на городскую инвестиционную программу и финансирование ряда других актуальных направлений.

Учитывая, что городские инвестиционные программы каждый год финансируются недостаточно, немало жизненно необходимых городу объектов по-прежнему ожидают своей очереди.

Нелишне заметить, что доходная часть бюджета сверстана без учета Федеральных трансфертов, сумма которых на сегодняшний день до сих пор окончательно не согласована. Потребность городской экономики с учетом регионального мандата и действующих Федеральных и региональных программ составляет 52,7 млрд. рублей. Эта цифра обоснована и направлена в правительство Российской Федерации. Сколько из этой суммы реально поступит в бюджет города, пока не известно.

Кроме того, в Федеральном бюджете предусмотрено выделить 70 млрд. рублей на региональные инвестиционные программы. Из этой суммы Москва вправе рассчитывать на получение значительных инвестиций. Все это, вместе взятое, позволит нам скорректировать бюджет с учетом окончательных сумм Федеральных трансфертов. При этом следует учитывать, что отмена субвенций на выполнение столичных функций повлечет потерю порядка 14,5 млрд. рублей, "выпадающих" из городского бюджета. Надо признать: в таких условиях задача по финансированию потребностей хозяйственного комплекса, транспортной инфраструктуры и других нужд города становится весьма сложной. Сохранение темпов развития нашей экономики может быть достигнуто лишь за счет оптимизации расходов, изыскания дополнительных доходных источников и повышения эффективности использования бюджетных средств на всех уровнях городского хозяйства.

Безусловно, нельзя забывать и о совершенствовании практики размещения городского заказа на конкурсной основе, а также о необходимости инвентаризации тарифов и расценок на работы, оплачиваемые из городского бюджета. Весьма актуально для городского хозяйства сокращать объемы бюджетного кредитования на безвозмездной основе, оптимизировать расходы на содержание органов государственной власти, включая сокращение расходов на функции, отнесенные к полномочиям федерального бюджета.

Кстати, при подготовке проекта бюджета была проведена чрезвычайно кропотливая работа по сокращению перечня городских целевых программ, подлежащих финансированию за счет бюджета Москвы. И в этой работе самое активное участие приняли депутаты Мосгордумы. Эта деятельность будет продолжена и в дальнейшем.

Учитывая высокую напряженность бюджетных заданий, важное место по обеспечению необходимых финансовых ресурсов занимает работа по привлечению инвестиций, в том числе и кредитных ресурсов. Проектом бюджета предусматривается конкретная программа государственных заимствований города Москвы на 2006 год. Заемные средства будут направлены на покрытие дефицита бюджета и улучшение структуры долга. Общий объем государственного долга по отношению к доходам составит на конец года 32-%, а расходы на обслуживание составят 2,6 %. Важно указать на то, что это соответствует требованиям Бюджетного кодекса.

В целом представленный проект программы государственных заимствований можно оценить как достаточно сбалансированный и соответствующий действующему федеральному и городскому финансовому законодательству.

Помимо этого, проектом предусмотрено изменить основные принципы формирования доходов и расчетов во взаимоотношениях с бюджетами муниципальных образований по сравнению с практикой текущего года. Источником формирования доходов бюджетов муниципальных образований после отмены налога на наследование и дарение станет налог на доходы физических лиц по нормативам, обеспечивающим поступление необходимых средств в местные бюджеты. В то же время для покрытия возникающего дефицита документом предусмотрены средства для оказания финансовой помощи муниципальным образованиям.

Наконец, скажу и о самом главном. Структура расходной части проекта бюджета позволяет реализовать меры социальной защиты москвичей самым максимальным образом. Рост оплаты труда планируется в темпах, заметно превышающих плановую инфляцию.

Практически все социальные расходы заложены с ростом по отношению к параметрам бюджета текущего года. Это относится в первую очередь к финансированию образования, где рост бюджетных ассигнований составит 31,5 % от уровня этого года, а также к расходам на культуру - плюс 14,5 %, здравоохранение и спорт - плюс 19,6%.
Значительный рост доходов планируется по отрасли "социальная политика". В абсолютном выражении он составит почти 10 млрд. рублей. Надеюсь, предложения исполнительной власти, касающиеся этой сферы, " будут поддержаны депутатским корпусом, поскольку они отражают пожелания и требования москвичей, высказанные в процессе работы в условиях действия закона о монетизации льгот. Есть уверенность в том, что бюджет Москвы и в 2006 году будет иметь ярко выраженную социальную направленность, как это было в течение всех последних лет.


Подготовил В. Терещенко
Московское собрание, 12 октября 2005 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован