Все это знают, или, по крайней мере, слышали – около 300 миллиардов долларов валютных резервов России были заморожены финансовыми властями США.
По этому поводу было уже сказано много резких слов.
Михаил Хазин, например, ведущий непримиримую словесную войну с председателем ЦБ РФ Набиуллиной Эльвирой Сахипзадовной, потребовал для нее самой суровой кары.
Многие граждане нашей страны с мнением Михаила Леонидовича солидарны. Подавляющее большинство из них имеют о золотовалютных резервах самые смутные представления, но это никак не влияет на категоричность их суждений.
А что в результате мы имеем реально?
Да, это правда - мы не можем распоряжаться гигантской суммой своих валютных накоплений размером в треть триллиона долларов.
А раньше могли?
И мы собирались ими воспользоваться?
Когда?
Как?
Каким способом и с какой целью?
Эти запасы были когда-то кем-то названы «подушкой безопасности».
Предполагалось, что в «черный день» власти наши кубышку с денежкой откроют и это позволит нам всем пережить годину (а может и больше) экономического лихолетья.
Правда, есть одна, как любил говорить первый президент свободной России, «загогулина».
Германия, половина золотого запаса которой находится на хранении в США, хотела, его забрать, но американцы сказали, что беспокоиться по поводу сохранности немецких сокровищ не надо и в возвращении золота отказали.
Так ведут себя с, можно сказать, ближайшим союзником. Что же тогда говорить о резервах Ирана, Сирии, или Афганистана… Их просто, без затей и политеса, забрали.
А что действительно случилось после того, как наши резервы «заморозили»?
Да, валютные спекулянты оживились.
Они бы и дальше разгоняли стоимость доллара до ожидаемых Байданым 200 рублей за штучку. Но, поскольку реально ничего в стране не сломалось, то и завышенный доллар постепенно медленно сдувается, огорчая этим наших «партнеров».
Вроде бы возникли сложности в организации выплат дохода по российским валютным облигациям. Но, во-первых, это проблема не у нас, а у них, и, во-вторых, и на той стороне ничего сверхординарного не произошло – проценты недавно выплатили.
Кому-то даже в валюте, а кому-то рублями.
Не нравится рублями?
Не берите.
Тут можно было бы задать вопрос: а зачем вообще наш Минфин валюту на рынке занимал?
Представьте: у вас есть миллион, а вы ходите и занимаете по сто рублей и причем «за дорого». Зачем?
Никакого другого объяснения, кроме поддержания механизмов заимствований в работоспособном состоянии, наверное, и нет. Никто же не предполагал, что настанет время, когда эти механизмы просто не понадобятся.
То, что случилось с золотовалютными резервами России, суперэкстремальность, неординарность происходящего, позволяет кое-что понять.
Обнажилось главное: никаких валютных резервов в реалиях просто нет. Ни у кого.
А что есть?
Есть дань, которую все страны мира исправно платят мировому сюзерену – Соединённым Штатам Америки. И эта дань вассалов оформлена очень оригинально - в виде долга всемирного лидера. Только отдавать этот долг никто не собирался и не собирается.
В человеческой истории мы находим массу аналогий. Это называлось по-разному: ясак, дань, поборы, неэквивалентный обмен…
Со временем форма менялась. Содержание оставалось прежним.
Мировой гегемон собирает и потребляет ренту. Ее в разнообразных видах платят зависимые от него страны. На эти средства он поддерживает собственное величие.
И раньше существовали великие империи. Они были очень разными, но было у них и общее: и Тамерлан, и английские короли, и османы, и римские императоры… - все завоеватели обирали покоренные народы. В этом был смысл бороться за лидерство. В этом же он и сегодня.
Ныне США не получает дары от покоренных народов, как это было во время Великого Могола, но суть не изменилась: не золото, не камни, не благовония, и не на слонах, верблюдах, ишаках и лошадях свозят на Капитолийский холм, а вассалы переводят Минфину США деньги. Все стало проще для исполнения. Но и сложнее для понимания.
Вот мы, например, продали бочку нефти за 100 долларов. И на 20 долларов купили трежерис – американских облигаций. Вроде бы дали 20 долларов им в долг. А на самом деле – заплатили ренту. Никто и никогда эту двадцатку нам отдавать не собирался. Это знают все, кто понимает что-то в этом деле.
Обратите внимание: цена на нефть без дани американскому владыке должна быть ниже. Если вы не собираетесь покупать трежерис, то рынок вам диктует цену без этого обязательного платежа. Так поучается дисконт. И сегодня мы продаем нефть с дисконтом, но зато дань США не платим, поэтому в итоге имеет то, что и раньше имели.
Что-то решает переход на юани?
Нет.
Как только появятся сильная китайская валюта, так сразу же появятся и невозвратные платежи, возникнут китайские аналоги трежерис.
Человечество имеет большой опыт смены глобального сюзерена, но не научилось существовать без него.