17 января 2008
2860

Наталия Корзун: Позитивный имидж русскоязычной диаспоры - актуальная задача России

1. Исходной посылкой статьи является мысль о том, что новой России необходима и ее диаспора, и высокий имидж этой диаспоры в мире и в отдельных странах. Только в этом случае диаспора сможет быть реально полезной для России, а этой деятельностью Россия исполнит свой долг перед соотечественниками за рубежом. Этот проект является составной частью нашего мега-проекта "Всемирная Россия".
Поскольку формирование позитивного имиджа и есть основное содержание PR-деятельности, я вынужден говорить о том, чего, к сожалению, нет, хотя должно быть.
2. Мировой опыт показывает, что диаспоры могут быть отрезаны от родины, которая к ним безразлична, а режим враждебен. Они могут к ней относиться враждебно - точнее не к родине, а к режиму, к государству. Диаспоры могут быть нейтральны, а могут быть исключительно полезны. Ярким примером такой полезности остается китайская диаспора, кстати, помогающая своей исторической родине при несогласии с идеологией и режимом. Есть и другие примеры.
3. Несколько слов по поводу обозначения диаспоры словом "русскоязычная", а не более привычным "русская". Это определение связано с тем, что за рубежом русскими называют и воспринимают всех приехавших из многонациональной России и из бывшего СССР, еще более многонационального. Это обстоятельство должно быть учтено при оценке имиджа русской диаспоры. Ведь за рубежом всех наших соотечественников называют именно так. В дальнейшем я буду называть диаспору - русской.
4. Сложность необходимой работы по формированию имиджа русской диаспоры усугубляется историческими реалиями России. Эмигрант, "отъехавший" издавна воспринимался властью как изменник. Вспомним Ивана Грозного и случай с князем Андреем Курбским. В XIX и в начале ХХ века эта линия частично прервалась, хотя Пушкина за границу не выпускали. При советской власти, идея вновь возродилась с параноидальной силой.
5. Основные волны эмиграции советского периода ("белая" эмиграция, "перемещенные лица" II мировой войны, еврейская эмиграция 70-80-х годов) сразу и окончательно отрывались от исторической Родины. Последней волне было чуть полегче - можно было переписываться с родственниками и звонить, но возвращение в СССР, даже в качестве туриста, было нереальным.
Надо признать, что это было время активного советского PR, который тогда назывался пропагандой - время создания абсолютно негативного образа всех волн эмиграции и, соответственно, всех русских диаспор. Не так важно был ли этот PR успешен, важнее другое - создавался образ людей и социальных групп, оторванных и отвергнутых Родиной.
6. Возникновение новой демократической России изменило ситуацию коренным образом. Представители всех волн русской эмиграции, их дети и внуки в 90-е годы стали желанными гостями в России. Восстановилась связь людей и времен, в Россию стали приезжать потомки высшего дворянства, знаменитых промышленников и меценатов, писателей и деятелей культуры. Даже Главы Русского царствующего дома - Великие княгини Леонида Георгиевна и Мария Владимировна. Сам факт возможности посетить Россию, русское гостеприимство усилили позиции дружественно настроенных соотечественников, уменьшили, возможно, уничтожили ненависть эмигрантов, врагов России. Можно даже сказать, что врагов России в русской диаспоре сейчас нет. Возобновление связи с Родиной скорее всего улучшило имидж самой русской диаспоры, хотя, разумеется, это не было целенаправленной работой.
7. Вышеназванные положительные изменения имиджа, связанные с фактическим открытием границ, имели и негативную сторону. За границу уезжают не только ученые, артисты и спортсмены, на что мы нередко сетуем. За границу поехали и преступники, чьи криминальные таланты развернулись на новом поле. К ним надо добавить и бизнесменов, "новых русских", которые и в России не особенно затрудняли себя соблюдением законов. Возник жесткий, обидный и не вполне справедливый штамп "русская мафия". Заметим слово "русская" с отнесением к ней преступников всех национальностей, приехавших из России и стран СНГ. Устойчивый штамп "русская мафия", настойчиво внедренный западными СМИ и Голливудом сильно подпортил имидж русской диаспоры в целом.
8. Наш анализ показывает, что "русская мафия" - это экзотический миф, тем более не имеющий отношения к русской диаспоре в целом. Мы не говорим, что за рубежом нет преступников из России, но говорить о мафии, то есть организованном и глубоко коррумпированном преступном сообществе, скажем, для США - явное и сознательное преувеличение.
По сути, это "черный" PR против России через очернение образа русской диаспоры. Возможно, этот негативный образ рождается случайно, хотя бы частично. Но легко представить, что кто-то формирует его сознательно, а кто-то вполне серьезно оплачивает. Это могут быть и реальные национальные мафии, желающие натравить полицию на русских, и влиятельные лица, которые против сближения с Россией, и коммерческие конкуренты.
9. Все вышеизложенное описывает и объясняет ситуацию с имиджем русской диаспоры. Что же делает Россия в этом направлении? А ничего! Кто и как создает позитивный образ русской диаспоры? А никто! А кто проводит и кто отвечает за PR всей России, за создание и продвижение позитивного имиджа России в мире? Наверно, кто-то проводит, кто-то отвечает, в СМИ публикуются цифры выделенных денег. Хорошо, что это не тема моего выступления.
10. Так что же делать? Первое - ответить на вопросы: нужна ли России позитивно настроенная, влиятельная и желающая помогать родная диаспора? Второе - нужно ли диаспоре улучшение ее имиджа, с точки зрения диаспоры? Может быть большинство этим имиджем довольно? С точки зрения России - нужен ли нашей стране высокий имидж диаспоры, безусловно влияющий на образ самой страны? Третье - что и как делать?
Легче всего ответить на третий вопрос - это к профессионалам. Возможно, на Западе не знают, что PR в России делать научились. Наши самые продвинутые специалисты глубоко изучили западный опыт, дополнили его собственным, в том числе опытом советской пропаганды. Она достаточно умело создавала образ Советского Союза - тогда у нашей страны было много друзей и сторонников. И сегодня наш PR решить эту задачу может.
Первые два вопроса - к политикам, к лицам, принимающим решения. Здесь дело обстоит сложнее. Можно даже честно сказать, что проблемы русской диаспоры на Западе не первостепенны. Намного острее и тяжелее проблемы русских, притом в большей степени этнических русских диаспор в странах СНГ. Обычно называют 25 миллионов русских, оставшихся за рубежом. Многие из них оказались в тяжелой, а некоторые в угрожающей ситуации (Азербайджан, Туркмения). Много легче ситуация на Украине, хотя и там закрываются русские школы, практически нет проблем в Белоруссии. То есть цифру можно уменьшить, но от этого не легче. Для большинства республик главная проблема - психологическая: у них формируется представления, что России они не нужны, что страна их бросила. Защитники русских в СНГ с досадой, иногда с завистью говорят: "Вот американцы, если обидят хотя бы несколько их граждан, посылают военные корабли".
Мы вовсе не призываем к дипломатии канонерок, действовать надо умом, политикой, экономикой, культурой. Важно доказать оторванным от родной земли соотечественникам, что Родина их не забыла.
Кстати, возвратимся к нашей теме: уверенность, что страна на с не забыла повышает самоуважение диаспоры, увеличивает уважение властей страны пребывания, по сути, повышает образ диаспоры. Это самый лучший PR - PR действия, а не только слов.
11. Теперь о действиях. Еще в начале 90-х Дягилевъ Центръ предложил законопроект "О соотечественниках". Проект был передан еще в Верховный Совет, затерялся в его коридорах, частично был растащен для других подобных законов.
Главное в нем, что запомнилось - было предложено понятие "соотечественник" не вполне совпадающие с понятием "гражданин". Соотечественником мог добровольно объявить себя человек, чьи родители независимо от причин выехали из России.
Широкое распространение самой идеи, если она будет принята, даст небывалое увеличение числа людей в диаспорах, которые почувствуют более тесную связь с Россией.
Естественно, что соотечественник имеет преимущественное и облегченное право на получение гражданства. К этой идее и к этому закону мы намерены вернуться уже для новой Госдумы.
В конце 90-х закон о поддержке соотечественников был принят, но его реальное воздействие на ситуацию незначительно.
12. В те же годы нами было введено понятие "русскофония" (по типу известной "франкофонии"). Речь идет о распространении, повышении влияния, система обучения русскому языку как одному из мировых языков, носителю великой культуры. К сожалению, русский язык порой забывают представители русской диаспоры, особенно первой волны. Нам известны потомки великого русского писателя, которые говорят по-русски как на плохо выученном иностранном. Родной язык должен и может служить социальным клеем для русской диаспоры, как впрочем, и для любой другой.
В последние годы о значении русского языка для России и русских диаспор сказано много хороших слов. Что-то и делается, но явно не достаточно. Это особенно странно, что этот вопрос курирует первая леди России.
13. Нетривиальная мысль: в России многие родители, даже стесненные в средствах, отправляют детей учиться за границу, в том числе для обеспечения свободного владения языком. Было бы нормально и полезно для членов русской диаспоры отправлять своих детей учиться в Россию. Широкая распространенность этого явления, хорошая организация, правильное освещение может стимулировать и остальных родителей посылать детей в Россию. Это снова поднимает имидж и России, и диаспоры.
14. Тема, как я уже отметил, абсолютно не разработана, поэтому я иногда отвлекалась от PR к проблемам самой диаспоры. Возможно, PR-предложения выглядят отрывочно. Сам наш Конгресс был стимулом обратиться к этой теме и вернуться к нашим старым проектам.
В наших силах разработка и осуществление большого проекта почти с тем же названием, которое носит статья. Работа начата. Здесь представлен плод первых размышлений. О дальнейших результатах - научных и практических - на наших сайтах и в публикациях.

2004 г. При участии Ю. Я. Любашевского

24.10.2007 г. Незначительные изменения
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован