06 октября 2004
250

Наталья Акиндинова: `Речь идет не о недостаче денег в стране на финансирование льгот. А о неравномерном распределении`

Главы регионов настойчиво предлагают правительству удвоить предусмотренные в резервах Минфина средства на покрытие `разрывов` при реализации закона о льготных выплатах. В противном случае, полагают некоторые губернаторы, не исключены перебои при переводе льгот из натуральной в денежную форму. Насколько реальна опасность неисполнения обязательств государства перед льготными категориями граждан? На этот вопрос Стране.Ru ответила ведущий эксперт Центра развития Наталья Акиндинова.

- Наталья Васильевна, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов на заседании комиссии по социальным вопросам попросил удвоить резервы Минфина, предназначенные для нивелирования сбоев в процессе монетизации льгот. Пока размер этих резервов установлен в 36,7 млрд. рублей. Как вы считаете, существует реальная возможность невыплаты льгот?

- Аналитики уже предоставили свои расчеты о том, что в случае каких-либо несостывок минимальный размер недостатка финансовых средств может составить 100 миллиардов рублей. Следует учесть, что эти расчеты делались на основании правительственного сценария, который достаточно консервативен в отношении доходов как региональных, так и федерального бюджетов. Если сегодняшние макроэкономические тенденции в экономике сохранятся, то в реальности дефицит региональных бюджетов может быть больше. При этом речь не идет только о монетизации льгот. Ведь изначальное предназначение этих резервов - обеспечение сбалансированности региональных бюджетов. А в будущем году нас, кроме перевода льгот из натуральной формы в денежную, одновременно ожидают реформа межбюджетных отношений и перераспределение полномочий между уровнями бюджетной системы. Поэтому суммарно сбои в платежах могут быть весьма серьезными по размеру. Но при этом речь не идет о какой-то реальной недостаче денег в стране. Проблему может составить неравномерное распределение обязательств и доходов по регионам.

- Сколько регионов могут в будущем году попасть в разряд проблемных?

- По данным за январь-август этого года в России насчитывалось 13 регионов, имеющих дефициты своих бюджетов. При этом консолидированный бюджет регионов имел в этот период профицит в размере 3 % ВВП - это очень большая цифра. При этом следует учесть, что в этом году доходы регионов оказались намного больше ожидаемых цифр.

- Как вы считаете, насколько переход к денежным выплатам льготникам может разбалансировать финансовое положение регионов?

- На этот вопрос напрямую очень тяжело ответить. Ведь монетизация льгот в целом снимает с регионов обязательства, но оставляет им право решать, какие льготы они будут брать на себя. Поэтому сами регионы могут урезать свои расходы, сохранив финансовый баланс. Но при этом могут пострадать льготники. Как все будет происходить на самом деле - сегодня тяжело ответить.

- Насколько удачно, по вашему мнению, реализуется замена натуральных льгот денежными выплатами?

- Я вижу здесь два аспекта. Позитивно то, что выплата компенсаций деньгами с точки зрения бюджетного процесса - несомненный шаг к оздоровлению. Эта мера значительно повысит прозрачность распределения средств, заметно упростит все расчеты. Одновременно станет более простым и, можно надеяться, более эффективным, контроль за целевым использованием средств. Уход от закупок товаров в натуральной форме уменьшит и степень коррупционности льготной системы в целом. Я также считаю положительным изменением и то, что обязательства по выплатам, наконец, привязаны к источникам финансирования. Я имею в виду, что выплаты производятся с того бюджетного уровня, который по закону несет ответственность за их выплату. Негативным я считаю некое произвольное деление льготников на `черных` и `белых`. Я хочу сказать, что разнесение льгот по разным уровням бюджетной системы приведет к тому, что кто-то будет гарантированно получать деньги в установленном размере из федерального бюджета, а кто-то из регионального - в том размере, который установит регион. Ведь по нынешнему закону регион сам решает в зависимости от своего финансового положения, сколько он будет платить. Такое положение дел - произвольное деление на две категории, независимо от уровня дохода, стажа или выслуги - означает нарушение принципа социальной справедливости.


Николай Чеховский
Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован