Еве и ее маме Всевышний дал уникальный шанс выстоять и выжить: они были освобождены советскими солдатами. Ее рассказ продолжается с того места, где обрывается дневник подруги детства Анны Франк. Уцелевшая в аду концлагеря, как самую дорогую реликвию женщина бережно хранит затертую гимнастерку и солдатскую юбку. Так ее "нарядили" освободители, поскольку других вещей у нее не было. О русских воинах Ева вспоминает с теплом:
- Они нас кормили, берегли, одевали, следили за нами. Они помогли нам выжить! Несмотря на то, что мы стали свободными, бои продолжались. Вместе с советскими солдатами мы были направлены в Советский Союз. В мае 1945 года мы вновь вернулись в Голландию.
Когда Ева и ее мама приехали в Амстердам, они все еще верили, что отец и брат тоже найдутся. Увы, пришли страшные новости: оба погибли незадолго до освобождения лагеря.
- Я не могу передать степени ненависти к нацистам, которую я тогда испытывала, - признается Ева. - Я не могла с этим справиться. Это была настоящая злость.
Вскоре Еву и ее маму навестил Отто Франк, отец Анны. Он был безутешен: его дочери и жена тоже стали жертвами Катастрофы.
- Мы с тобой хотя бы вместе, мы есть друг у друга, так говорила мне мама, а у Отто вообще никого нет, он один-одинешенек остался, - рассказывает Ева. - Единственное, что удержало его - дневник дочери, который ему передали. Он показал нам его однажды. Мы читали и плакали. У Отто появился смысл в жизни, он перечитывал записи дочери, знал, что с ней происходило. Ему советовали опубликовать дневник. А еще, несмотря на страшную трагедию, он никогда не опускался до злобы и ненависти. Я не слышала, чтобы он хоть когда-то сказал что-то плохое о немцах.
В 1947 году дневник Анны Франк был впервые опубликован в Нидерландах. Шло время, но справиться с трагедией утраты близких Еве не удавалось. В 1951 году Отто Франк посоветовал ей продолжать учебу, было принято решение поехать на год на стажировку к профессиональному фотографу в Лондон. Находиться в Амстердаме девушке все еще было очень больно. В Лондоне Ева встретила свою любовь - израильтянина Цви Шлосса, который приехал в столицу Великобритании изучать экономику.
- Через полгода он сделал мне предложение, но я отказалась. Я сказала ему, что мне надо возвращаться в Амстердам и поддерживать маму... И тогда меня навестил Отто. У нас были очень доверительные отношения, я ему рассказала, что влюбилась. И он признался в ответ, что у него с моей мамой - тоже любовь. И сказал, что они поженятся только после моей свадьбы.
Так произошло, что я вышла замуж в 1952, мама - в 1953. Отто стал моим приемным отцом.
- Почему столько лет Вы молчали о Вашей истории? - спросила я Еву Шлосс.
- Все дело в памяти. Трудно вспоминать эти события... Я молчала о них сорок пять лет.
- А почему спустя столько времени Вы все же решились заговорить?
- Я почувствовала, что мне нужно начинать делиться своими воспоминаниями, чтобы люди помнили о Катастрофе, о тех жутких событиях. Я была приглашена на выставку, посвященную Анне Франк в Лондоне. С этого все началось. С 1985 года я выступаю перед людьми и не собираюсь останавливаться. Люди во всем мире должны знать правду о Холокосте, чтобы эта трагедия никогда не повторилась. Особенно часто я выступаю перед детьми и молодежью.
Еве Шлосс восемьдесят два года, у нее три дочери и пятеро внуков. Она написала несколько книг о своей жизни, является попечителем Фонда Анны Франк, много делает для сохранения памяти о подруге детства и сводной сестре. Ева - удивительно красивый, добрый, открытый и чуткий человек. Доверительно и искренне, простыми словами, она рассказывает обо всем, что пережила, участвует в мероприятиях, посвященных Холокосту. Именно такие встречи запоминаются на всю жизнь и служат мостами памяти, которые связывают поколения и не позволяют исторической памяти быть утраченной.
Ева Шлосс всегда хотела снова вернуться в Россию. Спустя шестьдесят шесть лет ее мечта сбылась. В стенах Мемориальной синагоги на Поклонной Горе она встретилась с тремя русскими солдатами, освобождавшими Освенцим. Зал приветствовал освободителей и освобожденную стоя, долгими аплодисментами. В глазах всех, кто пришел на встречу с Евой Шлосс, стояли слезы. Память о Катастрофе, Надежду и Стремление к Жизни хрупкая мужественная женщина постаралась передать всем тем, кто не равнодушен к событиям прошлого и будущего.