Управление развитием организации, как область корпоративного управления, одно из самых сложных и, тем не менее, актуальных направлений деятельности. Несколько десятилетий назад управление развитием воспринималось как сакральная область отношений, в которой инициатива была наказуема. Сейчас управление проектом и управление развитием приобрело массовый характер, это привело к тому, что любая организация, которая претендует на использование инновационных технологий в управлении, содержит штат сотрудников, занятых проектами по развитию. Одна из тенденций, связанных с массовым применением инструментов развития, связана с возникновением отраслевых особенностей в управлении развитием. Подобные отраслевые ограничения привели к формированию самостоятельных направлений, для которых разработаны своя терминология, методология, а зачастую, и отраслевые стандарты качества управления развитием. В результате отраслевой несогласованности методов управления развитием возникают проекты, которые ограничены масштабом отрасли (вида деятельности) и не учитывают требования комплексного подхода.
К примеру, разработка проекта транспортной логистики организации на краткосрочную перспективу не учитывает ни объем грузоперевозок в регионе, ни региональные программы дорожного строительства. Стандартный проект развития организации в таком направлении учитывает лишь внутренние резервы, конкурентные преимущества и базовые тренды рынка. Однако этого оказывается недостаточно, поскольку при рассмотрении проекта развития в большем масштабе, очевидными становятся ошибки планирования. Это приводит к низкой эффективности реализации проекта и снижению возможностей по управлению проектом развития. Ряд исследований Института современного развития (1)
показывает, что разработка проектов развития в различных сферах корпоративного управления отличает несогласованность и отсутствие учета принципа территориальной целостности и перспективных направлений развития региона.
Изменение описанных подходов в управлении развитием организации становится возможным, если исключить подмену задачи управления развитием задачей развития проекта. Подобного рода подмена возникает, когда в корпоративном управлении поддержку получает только тот проект, который обещает развитие, при этом параметрам управления развитием уделяется второстепенное значение. Таким образом, будущее развитие продается уже сегодня, и это правило относится практически ко всем областям корпоративного управления.
Эффективное использование методов управления развитием организации предполагает учет характеристик не столько процессов развития, сколько процессов функционирования, воспроизводства и утилизации (2). В отсутствие гармоничного управления характеристиками по совокупности процессов увеличивается вероятность ценностного сдвига в сторону какого-либо из процессов, в нашем случае - процесса развития. Этот неразумный подход, безусловно, снижает результативность управления развитием, поскольку, когда процессы функционирования не отлажены должным образом, то процессы развития происходят с ошибками.
Практика корпоративного управления, особенностью которой является отраслевая специализация в использовании методов управления проектами и отсутствие достаточного числа источников открытой аналитической информации о рынке, инструментах и технологиях управления развитием, приводит к тому, что оценка эффективности проекта развития или проекта управления развитием зависит от эффективности использования маркетинговых технологий по продвижению проекта.
Манипулирование совокупностью аналитических данных при разработке прогноза и проектирования проекта развития является результатом применения маркетингового подхода при управлении проектом, а не причиной применения указанного подхода.
Практика показывает, что в корпоративном управлении организации стремятся усилить функции развития вместо того, чтобы должным образом организовать управление развитием. Усложняется методика управления проектом, развивается инструментарий по реализации и контролю мероприятий, связанных с развитием проекта, однако, организация управления развитием остается на низком уровне. По этой причине даже высокая эффективность отдельного проекта по отношению к эффективности системы взаимосвязанных проектов развития дает нулевой результат.
К примеру, организация, получившая высокий результат от реализации маркетинговой политики по продвижению одного из товаров своей линии продукции, не может оценить удовлетворительно результаты общей маркетинговой стратегии организации, и еще менее удовлетворительной получится оценка реализации стратегии отдельного товара в масштабе рынка. Поэтому оценка товарной или маркетинговой политики на самом деле является оценкой одного успешного продукта, успех которого распространяется на весь товарный ассортимент организации. Если брать масштаб производства отдельного продукта на соответствующем отраслевом рынке, то обеспеченные рядом организаций точки роста рассматриваются как их конкурентные преимущества и не имеют ничего общего со стремлением равномерного и последовательного насыщения рынка отдельным товаром.
Именно конкурентный порядок и стремление максимально быстро получить результаты развития проекта, создают предпосылки для стремительного устаревания даже не самого товара или технологии его развития, или продвижения на рынке, а собственно показателей эффективности реализации проекта. Но даже этот фактор рассматривается в корпоративном управлении только как причина для усовершенствования методики развития проекта, а не как основание для внедрения инструментов управления развитием.
Опасность такой тенденции заключается в том, что определенная организацией программа развития реализуется в разрыве с процессами функционирования, воспроизводства и утилизации продукта, и с еще большим разрывом между подобными программами в масштабе отраслевого рынка. На определенном этапе развития рыночных отношений в будущем это станет проблемой уже не корпоративного управления, последствия таких разрывов необходимо будет решать на государственном уровне и даже международном уровне. Проекты развития имеют высокую цену на рынке сегодня, но последствия нарушения целостности системы универсумальных процессов и сопутствующее им искаженное восприятие эффективности проектов развития будут стоить несоизмеримо больше.
__________________________________________________________________________________
1. Институт современного анализа [Электронный ресурс] / Экономические сценарии - Режим доступа: http://www.riocenter.ru/ru/node/298. Альтернативы российской модернизации. Аналитический доклад, выполненный по заказу РИО - Центр. - Яз. рус.
2.Примечание: Система универсумальных процессов включает процессы функционирования, воспроизводства, развития и утилизации.
доцент кафедры Государственного и муниципального управления
ГОУ ВПО "Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)"
Н.А. Мамедова
25.03.2010
www.viperson.ru