31 августа 2006
3983

Наталья Римашевская: Кто в столице самый средний?

Социологи высчитали "золотое сечение" московских жителей

Исследовательская компания КОМКОН провела среди москвичей исследование с целью выяснить, что собой представляет в столице средний класс, то есть люди, чьи доходы не самые низкие и не самые высокие, а как раз находятся между ними. Кто же является в Москве "золотой серединой"?

По мнению социологов, это горожане, ежемесячно получающие в среднем 1000 долларов. Если они живут в семье, то доход на каждого члена не может быть ниже 500 долларов. К тому же представители этого класса должны иметь в доме не менее пяти из 12 предметов не первой необходимости, указанных в списке: цветной телевизор, видеомагнитофон, видеокамера, два (или более) автомобиля, фотоаппарат, персональный компьютер, электродрель, фритюрница, радиочасы, вторая квартира (или загородный коттедж). Отметим, что в сравнении с некоторыми зарубежными странами московский денежный порог не так уж велик. Например, в Великобритании "средняя зарплата средних" составляет 2640 долларов, ее получают почти 55 процентов жителей. Среди москвичей ежемесячной тысячей долларов могут похвастаться только 15 процентов - каждый седьмой горожанин.

Как подчеркнула Мария Вакатова, директор по коммуникациям компании Комкон, люди, относящиеся к среднему классу, должны соответствовать многим критериям: высшее образование, профессиональный статус, потребительская активность. "Они много работают и много тратят, - сказала она. - Современный Корейко, хранящий заветный миллион в "чемодане", или, например, "ночные бабочки", имеющие большие заработки, не могут быть отнесены к этой категории".

Из кого же состоит средний класс? Из одних бизнесменов? Отнюдь - они составляют всего 16,2 процента от общего числа, все остальные работают по найму. В управленческо-административной сфере занято 17,3 проц., в производстве товаров и услуг - 15,3, в сбыте и маркетинге - 11,1, в финансовой сфере и бухгалтерии - 10,9, информационно-технологическом обеспечении - 6,6, кадрами занимаются - 5, снабжением - 3,3, безопасностью и охраной - 2,7, рекламой и PR -2,3. Еще 24,1 процента выбрали другую деятельность. Всего 28 процентов "средних" руководят компаниями и подразделениями, большинство же из них - квалифицированные специалисты с высшим образованием. Среди них больше мужчин - 53,7 проц., женщин соответственно - 46,3 проц.

Что удивило социологов, так это молодость московской "середины": 15,8 процента из них в возрасте от 18 до 24 лет, 28,1 процента - до 34 лет. В ряде зарубежных стран дослужиться до кресла топ-менеджера, можно только разменяв четвертый десяток. В российской столице главами самых разных фирм зачастую становятся те, кому двадцать с "хвостиком", - энергичные, амбициозные, знающие языки, владеющие компьютером и, главное, обладающие незашоренным взглядом на жизнь и готовые принимать нестандартные решения. Свой карьерный разбег они начинают с курса 3-4-го, а окончив вуз, как правило, многие получают стремительное повышение.

Молодежь и примкнувшие к ним представители среднего поколения предпочитают не складывать получку в чулок, а активно ее тратят. Мужчины не жалеют деньги на продукты питания, автомобиль и одежду. У женщин на первом месте в числе трат как раз то, что у мужчин на последнем: одежда, затем следуют продукты питания и косметика. "В европейских странах, только начиная взрослую жизнь, человек имеет: машину, дом и многие другие вещи, о которых большинству молодых москвичей остается только мечтать, - отмечает Мария Вакатова. - Западная молодежь, помня о полученных кредитах, живет достаточно экономно. Зато ее старость будет обеспечена. Жители нашей столицы со средним достатком экономить не настроены, они хотят жить "здесь и сейчас", на их банковские счета деньги приходят быстро, но так же быстро и уходят".

Большинство зажиточных москвичей живут в отдельной приватизированной квартире - 58,9 проц., 22,4 проц. - в отдельной государственной квартире, 7,6 проц. - в отдельной кооперативной квартире. Однако и среди них есть те, кто вынужден снимать "чужой угол", - таких 6,7 проц. Частными хоромами на одну семью могут похвастаться только полтора процента... Зато "фазенду" имеют 47 проц. В среднем на каждого обладателя ежемесячной тысячи долларов приходится 2,35 комнаты, а на москвичей в целом всего 1,99 комнаты. "Середнячки" мобильны: машина есть у 74,6 проц. мужчин. Их количество догоняют и дамы, из них 69,7 проц. сидят за рулем.

Средний класс, как выяснилось, не любит экстремальные виды спорта, предпочитая те, которыми можно заняться в городе. Большинство плавает в бассейне. На втором месте - катание бильярдных шаров, затем - сбивание кеглей в боулинге и физразминка на домашних тренажерах. "Середнячки" берегут свое здоровье больше, чем остальные москвичи. На вопрос: "Вы курите?", "нет" сказали 55,6 проц. состоятельных горожан против 52,9 проц. остальных москвичей.

Наталья Римашевская, доктор экономических наук, директор Института социально-экономических проблем народонаселения:

- Я не совсем уверена, что все данные правильны. По моему мнению, московскую семью можно отнести к среднему классу в том случае, если на каждого ее члена приходится не менее 1000 долларов. Во многих странах Европы к нему относятся 50-60 процентов жителей. Конечно, там доходы намного выше. Только минимальная зарплата в развитых европейских странах - тысяча евро с "хвостиком", а в США она составляет примерно 700 долларов. К сожалению, средний класс в России находится в зародыше, но активнее всего он, конечно, развивается в столице, и с этим ее можно поздравить.

http://www.rg.ru/2006/08/31/seredina.html

Ирина Пуля

"Российская газета" - Федеральный выпуск No4158 от 31 августа 2006 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован