Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
02 ноября 2022
624

Национальная стратегия современной России: основные факторы формирования

В любом вопросе стратегии теория не может выносить жесткого решения, а должна апеллировать к мудрости решающего[1]

А. Свечин,  военный теоретик

Письменная традиция сохранила для человечества некоторое – по определению небольшое – количество работ, позволяющих при тщательном их изучении если и не стать стратегом…, но освоить методологию и приобрести навыки стратегического мышления….Европейская же традиция подарила миру всего два – два с половиной, если считать незаконченную книгу Клаузевица – сочинения… – «государь» Макиавелли... и «Стратегия непрямых действий… Бэзила Лиддл Гарта[2]

А. Лактионов, автор предисловия к книге Б.Л. Гарта

 

28 октября 2022 году президент России В.В. Путин на встрече с министром обороны С.К. Шойгу сформулировал задачу «внести коррективы» в развитие ВС и даже начать новый этап военной реформы, «план которой уже согласован», о которой министр должен доложить в декабре 2022 года[3]. Эта естественная инициатива в условиях реального проведения военной СВО на Украине, которая высветила разного рода потребности изменений в военной политике и военном искусстве. Похоже, однако, широкой и открытой дискуссии в России по этому вопросу не будет: основные решения уже приняты и их доложат  в декабре президенту, хотя, на мой взгляд, такая дискуссия даже в условиях военного конфликта обязательна потому, что, как давно известно, армия сама себя реформировать не может. Все предыдущие попытки подобных «реформ» закончились откровенным провалом.

И начинать надо, безусловно, с попытки вычленить наиболее важные факторы, под влиянием которых уже формируется и, тем более, будет формироваться национальная стратегия России.

Главная проблема заключается в том, что военная сила – один из силовых инструментов государства (и даже нации), который может использоваться только в комплексе, системно с другими силовыми инструментами – экономическими, политико-дипломатическими, информационными и пр. Соответственно и министерство обороны, и Генеральный штаб являются только частью военной организации страны, которая может эффективно действовать только в рамках согласованной политики с другими институтами государственной власти, более того, всего общества. Но, похоже, в России такая взаимосвязь формальна.

Есть принципиальная разница между понятиями «национальная стратегия», «государственная стратегия» и «военная стратегия», которые являются базовыми понятиями в предлагаемой работе. К сожалению, в российской политической практике и политологии эти понятия не всегда разделены, хотя разница между ними принципиальная[4]. Особенно когда речь идет о разнице в определении «национальная», «государственная» и «военная» стратегии, что прямо влияет, например, на понимание специфики Стратегии национальной безопасности России и конкретных мер по её реализации.[5]

Так, если говорить коротко, то:

– «Национальная стратегия» предполагает выбор наиболее эффективных общенациональных средств и мер для достижения общенациональных целей и реализации национальных приоритетов. В настоящее время такой реальной общенациональной целью стало выживание российской нации в условиях прямой агрессии западной военно-политической коалиции.   

Вероятность её уничтожения – не иллюзия, а новый этап в развитии отношений России, которые до этого не раз становились на уровень уничтожения. Примеров – множество, начиная с первого тысячелетия нашей эры, «выдавливания» Руси из Европы, нашествия «интернациональных орд» крестоносцев, поляков, французов, немцев, которые в действительности объединяли многие (большинство) народов Европы. Например, в 1914 году, когда правительство Австро-Венгрии начало геноцид русских в Галиции. За 1935 год сообщается, например, что по доносам украинцев («мазепинцев») было казнено более 60 000 активистов старорусинского движения.

Ситуация повторилась на Украине после государственного переворота 2014 года: против русских и русскоязычных был развязан откровенный геноцид, который основывался на опыте геноцида 1914 года в Галиции и гитлеровской Германии и ОУН 1941-1945 годов.   На юбилее Великого Новгорода 21 сентября 2022 года В.В.Путин прямо заявил: «За 1160 лет мы твердо усвоили, что для России смертельно опасно даже на время ослабить свой суверенитет, отказаться от национальных интересов, — сказал Путин, подчеркнув, что в такие периоды под угрозой оказывалось существование самой России. — Больше от нас подобных ошибок не дождутся, мы не поддадимся шантажу и запугиванию и никогда не предадим, не утратим свой суверенитет, а укрепляя его, мы развиваем нашу страну»[6].

Соответственно, национальная стратегия России в 2020-е годы – стратегия выживания нации, поставленной Западом на грань уничтожения. Это стратегия, сформулированная в СНБ РФ 2021 года, - синтез защиты суверенитета государства в двух направлениях: укрепления безопасности и социально-экономического развития.

– «Государственная стратегия» – выбор эффективных государственных средств и мер для достижения значимых целей государства (РФ). Деятельность В.В. Путина в наибольшей степени охватывала именно области государственной стратегии и управления государственными институтами[7] и политическими институтами[8]. Более того, В.В. Путин не раз озвучивал мысль о том, что его главным политическим приоритетом является «укрепление суверенитета государства»[9].

– «Военная стратегия» – выбор конкретных военно-силовых средств и мер их использования для достижения военно-стратегических целей. Как правило, этот документ ориентирован на потребности оперативного искусства и тактики применения вооруженных сил, отдельных видов и родов войск.

В силу ряда специфических российских причин понятия «Национальная стратегия» и «государственная стратегия» нередко практически совпадают, что существенно и, как правило, негативно сказывается на эффективности обеих стратегий, а также отчасти и на военной доктрине и военной стратегии России как части военного искусства. Так, например, фактически военная доктрина России до начала СВО на Украине была ориентирована на ведение локальных войн типы осетино-грузинского или сирийского конфликтов, что прямо отразилось на способности ВС и ОПК страны.

В.В. Путин, принимая указ о Стратегии национальной безопасности в 2021 году, в основном ориентировался на цели укрепления государственного суверенитета, которые он делил на цели безопасности и развития. Прежде всего, имея ввиду институты управления государства. С точки зрения национальной безопасности игнорировались многие факторы, не относящиеся к государственному управлению. Прежде всего, в части использования национальных ресурсов – общественных, бизнес, гражданских, личных и др., которые сами проявились в виде волонтерских организаций и ЧВК. Это негативно отразилось на проведении СВО. В частности, многочисленные гражданские НПО и личные инициативы действовали по своей инициативе, встречая иногда сопротивление властей. Так, в октябре 2022 года одним из руководителей МО РФ было заявлено, что «в армии все есть и ей ничего не надо», что, мягко говоря, не только не соответствовало действительности, но и прямо мешало развитию патриотических инициатив.

В отличие от российской практики в США происходит разделение между Стратегией национальной безопасности, Стратегией военной безопасности, Национальной военной стратегией (NDS), Ядерной стратегией и несколькими более частными стратегиями (региональными, космическими  ПРО и т.д.  В США – надо признать – более совершенная общенациональная организация и стратегия, когда используется широкий комплекс средств и мер самого разного диапазона. Причем, согласованных между собой и действующих в тесной координации.

Сроки появления этих стратегий в США не оговорены. Как и их последовательность. У Д.Трампа они были опубликованы последовательно в течение 2 месяцев в самом начале его президентского срока, у Д. Байдена – только через 6 месяцев стал известен отчасти секретный первый вариант СНБ. В октябре 2022 года была обнародована полная не секретная версия Стратегии национальной безопасности, которая через 2 недели была конкретизирована в Военной стратегии и нескольких более частных стратегиях. Как пишет автор статьи, посвященной этой теме, Инсина В.,[10] «После шестимесячных задержек администрация Байдена сегодня опубликовала незасекреченную версию своей стратегии национальной обороны — и, несмотря на вторжение России в Украину, ведомство по-прежнему уверено, что долгосрочная угроза исходит не от Москвы, а от Пекина».

Надо признать, что отсутствие такой последовательности в России серьезно мешает. Так, если базовый документ стратегического планирования (СП) – Стратегия национальной безопасности, - был принят в июле 2021 года, то его логическое развитие – Военная доктрина – не была принята вообще, но другой этап СП – Морская доктрина – была принята летом 2022 года. Бюджет на 3 года в первом чтении – в октябре 2022 года,- без принятия Стратегии социально-экономического развития.

Не было акцентировано ни в СНБ, ни в прежнем варианте Военной доктрине, переход силового противоборства в военно-силовое. Общество в России, как и промышленность и ОПК, в 2022 году оказалось психологически (в отличие от украинского) не готово к ведению военных действий, которые назывались вводящим в заблуждение термином «СВО».

В базовых документах должны отражаться самые современные реалии, чего не было в СНБ РФ. В США, например, сосредоточение внимания на Китае как на «более крупной угрозе» — в отличие от одновременного внимания на Китае и России — является одним из самых больших различий между последней Стратегией национальной обороны и ее предшественником (2018 г. – А.П.), заявил журналистам высокопоставленный представитель министерства обороны США перед официальным представлением.

Стратегия национальной обороны 2018 года ознаменовала собой серьезный сдвиг в деятельности Пентагона, поскольку она сосредоточилась на проблеме соперничества великих держав с Китаем и Россией после более чем десятилетнего внимания на борьбе с терроризмом на Ближнем Востоке. В значительной степени NDS 2022 года «удваивает» эту структуру, называя Китай «временной проблемой» для министерства, а Россию оценивают как «острую угрозу» ,как видно из ее продолжающейся войны с Украиной. Далее  в списке угроз следуют Северная Корея, Иран и воинствующие экстремистские организации.

В СНБ США, кроме того, делается акцент на приоритетах в выборе средств и мер достижения превосходства над Китаем и Россией.  Так, в новой редакции СНБ США 2022 года в документе изложены три приоритета, каждый из которых связан с концепцией безопасности.

Первое, - комплексное сдерживание , является «основой стратегии министерства обороны. Он призывает вооруженные силы «беспрепятственно» работать во всех областях, театрах военных действий и спектрах конфликтов с другими правительственными учреждениями США и международными союзниками и партнерами в надежде на то, что они укрепят несколько вариантов сдерживания вражеской агрессии». Этот подход не сводится только к набору собственно военных средств и мер, но предполагает широкую координацию всех силовых средств и способов воздействия. «Комплексное сдерживание означает использование всех инструментов, имеющихся в распоряжении Министерства, в тесном сотрудничестве с нашими коллегами в правительстве США, а также с союзниками и партнерами, чтобы гарантировать, что потенциальные противники осознают безрассудство агрессии »[11], — написал министр обороны Ллойд Остин в меморандуме, сопровождающем стратегия.

Второй приоритет — проведение «кампаний» — включает в себя военные действия и инициативы, направленные на последовательное продвижение стратегических приоритетов , например, учения, которые позволяют вооруженным силам США тренироваться , как они будут мобилизоваться и осуществлять тыловое обеспечение во время конфликта.

Наконец, в-третьих,  стратегия призывает к «созданию устойчивых преимуществ». Это включает в себя внутренние реформы Пентагона, такие как инвестиции в рабочую силу Пентагона, усовершенствование процессов приобретения и повышение устойчивости военной инфраструктуры США. В этом отчетливо просматриваются идеи, существовавшие в се последние десятилетия[12].

Последовательности и логике администрации США можно позавидовать. Отмечают, например, что впервые Пентагон создал Национальную военную стратегию (NDS) параллельно с «Обзором ядерной политики» и «Обзором противоракетной обороны» — двумя другими стратегическими документами, помогающими формировать боевой потенциал министерства и будущие бюджеты, - ПРО и сухопутных сил - NPR и MDR.

В то же самое время,  качественно новое состояние МО-ВПО в 2022 году её активное участие в кризисе этого года, потребовало от России внесения существенных корректив в стратегию, тактику политики безопасности и (в последующем) в основные документы стратегического планирования[13], прежде всего, Стратегию национальной безопасности, Военную доктрину, Концепцию внешней политики и, естественно, планы военного строительства. Но, надо признать, оперативно это сделано не было. Более того, специальными решениями пришлось создавать специальные органы управления[14]. Иными словами, в очередной раз практика в развитии стратегической мысли в 2022 году в России опережает теорию государственного управления, в частности, СП, но отнюдь не отменяет её[15].

В это же время стал нарастать процесс изменений в стратегическом общенациональном целеполагании.  Более того,  после начала специальной операции на Украине в России почти стихийно начался бурный процесс пересмотра доминировавших в обществе и у значительной части правящей элиты либерально-западнических систем ценностей и политических приоритетов, который потребовал новых научных обобщений и анализа, радикально отличавшегося от насаждавшихся либералами в последние 30 лет в общественных науках и образовании[16].  Дискуссии (как правило, завуалированные, ограниченные властью) вызвала и сама СВО на Украине. В том числе и в международном сообществе, где она периодически становилась в центре внимания[17].

Общество стремительно делилось на тех, кто поддерживает СВО, и тех, кто активно выступает против, причем значительная часть наиболее привилегированного общества стала в скрытую оппозицию к власти, чему способствовала удивительно примитивная пропагандистская позиция власти в СМИ.

Интересно, что такие расхождения в 2022 году во многом повторяли споры об Азове и войне с Турцией в 1641-1642 годах. Как писал в свое время  Н.И. Костомаров, «Здесь как нельзя резче выразились различия и противоположность между интересами и взглядами двух половин…, на которые разбивался русский народ, – служивых и не служивых»[18].  Соответственно и стратегия России в 2022 году в ходе не только СВО, но и в более широком контексте, формировалась под влиянием двух основных социальных групп, представлявших «государственников» и «не государственников» – обывателей и либералов.

Прежние оценки и модели, характерные для периода господства либерализма в 80-е и 90- гг. прошлого века – начала нового века, оказались не просто бесполезными, но откровенно вредными. На новом историческом этапе потребовались новые теоретические и методологические подходы и оценки, к которым российская общественно-научная мысль (привыкшая компилировать западную политологию) оказалась фактически не готова[19]. Стихийный процесс осмысления новых реалий набирал силу, но не был сколько-нибудь подготовлен теоретически. Как справедливо  писал ещё в 20-е годы прошлого века идеолог Коммунистической партии Н.И.Бухарин, «для общественно-политических построений является требование историчности. Это значит, что всякую полосу общественного развития нужно понять в особых, ей, и только ей свойственных чертах; духу настоящей общественной науки прямо претит бестолковое повторение «вечных истин»…»[20].

Для России в 20-е годы нового века особенно актуальным стало переосмысление и возвращение многих базовых  теоретических положений политической науки, учитывая российскую специфику, которую российские либералы тщательно отметали предыдущие десятилетия как «посконно-сермяжную» науку. Мне приходилось практически ежедневно сталкиваться с этим в 90-е годы. Тем удивительнее, что критики «Русского мира» и имперскости вдруг стали популяризаторами этих идей после 2022 года, как говорили, «переобулись» в полете. Это относится к очень многим представителям правящей элиты и научно-образовательного сообщества[21].

Для политики и стратегии это было особенно важно. Так, по-прежнему,  например, остается актуальной мысль Сунь-цзы, который говорил, что «опытный воин вначале создает ситуацию, исключающую собственное поражение, а затем изыскивает возможность разгромить врага»[22].

Насколько к февралю 2022 года руководство России сумело успеть (я уверен, что оно пыталось это сделать с 2014 года, как минимум, в ВС и ОПК)  «создать ситуацию» перед началом специальной военной операции на Украине, которая зависела во многом от фактора времени и добросовестности исполнителей, покажет дальнейшее развитие уже не только специальной операции, но и ВПО в Европе  и в мире. Но в 2022 году казалось, что руководство страны в очередной раз оказалось «не готовым» к развитию мировых событий. И не только с точки зрения спасения активов ЗВР и импортозамещения, но – что хуже – политически.

Точная информация по этому вопросу недоступна по очевидным причинам и вряд ли будет доступна в ближайшем будущем. Это затрудняет работу потому, что, напомню:  жанр работы – исторический очерки[23], – в которых делается попытка обоснованных с научной точки зрения рассуждений о современной стратегии и политике России. Но по целому ряду косвенных признаков (настойчивому вниманию В.В. Путина к созданию и производству ВВСТ, реформам в ВС РФ, попыткам импортозамещения и пр.) можно сказать, на мой взгляд, достаточно обоснованно, что он лично сознательно, напряженно и целеустремленно готовился к военному конфликту после 2014 года с Западом, хладнокровно пытался обеспечить относительно благоприятные политико-дипломатические[24] и экономические условия в рамках имевшихся у России возможностей[25]. Но его личные усилия торпедировались правящей элитой, которая сопротивлялась из всех сил, готовясь капитулировать.

Прямо скажем, – не очень больших возможностей России относительно совокупной мощи Запада. Но, как оказалось в скором будущем, и не вполне адекватно оцененных на Западе, очевидно заниженных: востребованность сырьевых ресурсов, например, оказалась не менее важным фактором, чем технологическое превосходство и финансовая монополия.

В еще большей степени сказалось недооценка Западом готовности России к сопротивлению, которая стала примером для многих государств – КСА до Никарагуа.

Это означало только одно: радикальные изменения в состоянии МО и ВПО требуют переосмысления в России национальной стратегии и прикладных (военных, политических, экономических и т.д.) стратегий, доктрин и концепций еще до того как она ложатся в основу государственной политики.

 

_________________________________________

[1] Свечин А. «Стратегия». // Свечин А. Стратегия / Вступит. слово И.С. Даниленко; М.: Кучково поле, 2003, с. 38.

[2] Бэзил Лиддл Гарт. Стратегия непрямых действий: (пер. с анг.). М.: АСТ, 2018, СС. 5–6.

[3]См.:Новостивосточнойленты,28.10.2022//https://novostivl.ru/news/20221028/1043623/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

[4] В США, наоборот, эти понятия стали вполне устоявшимися. См., например, последний вариант СНБ США «National Security Strategy. The White House, Oct., 2022, p. 8. / https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf».

[5] См., например: опыт создания Координационного комитета. Указ Президента Российской Федерации от 21 октября 2022 г. №763 «О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по обеспечению потребностей Вооруженных Сил РФ, других войск, военных формирований и органов» / https://rg.ru/documents/2022/10/24/document-koordinacionnyjsovet.html

[6]ПодробнеенаРБК:https://www.rbc.ru/politics/21/09/2022/632b34cd9a7947bedd8c52f2?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

[7] Встреча Президента России с руководителями предприятий оборонно-промышленного комплекса / ВПК, 23.09.2022 / https://vpk.name/news/633534_vstrecha_prezidenta_rossii_s_rukovoditelyami_predpriyatii_oboronno-promyshlennogo_kompleksa.html

[8]Путин В.В. Указ президента № 756 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации, в связи с Указом Президента от 19 октября 2022 года» / http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210190003?index=0&rangeSize=1

[9] Путин В.В. Выступление на Валдайском форуме 27 октября 2022 г. / РИА Новости, 28 октября 2922 г.

[10] Инсина В. Новая стратегия национальной обороны позволяет Пентагону сосредоточить внимание на Китае. Срочные военные новости, 27 октября 2022 / https://breakingdefense.com/2022/10/the-new-national-defense-strategy-keeps-the-pentagons-focus-locked-on-china/

[11] Инсина В. Новая стратегия национальной обороны позволяет Пентагону сосредоточить внимание на Китае. Срочные военные новости, 27 октября 2022 / https://breakingdefense.com/2022/10/the-new-national-defense-strategy-keeps-the-pentagons-focus-locked-on-china/

[12] См., например: Лиддел Гарт Б. Стратегия непрямых действий: перевод с англ. М.: Издательство АСТ, 2018. 508 с.,

[13] Процесс стратегического планирования в России описан крайне скупо в нескольких работах и отдельных фрагментах, прежде всего, в работе бывшего заместителя Секретаря Совета Безопасности России В.П. Назарова. Развитие теоретических и методологических основ стратегического планирования: монография / В.П. Назаров; под общ. ред. Т.А. Алексеевой. М.: КНОРУС, 2022. 332 с.

[14] Указ Президента Российской Федерации от 21 октября 2022 г. №763 «О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по обеспечению потребностей Вооруженных Сил РФ, других войск, военных формирований и органов» / https://rg.ru/documents/2022/10/24/document-koordinacionnyjsovet.html

[15] Этому я посвятил несколько работ после февраля 2022 года, в частности: Подберезкин А.И. Государственная стратегия безопасности России после февраля 2022 года / Обозреватель, 2022, №5-6, cc. 5-27.

[16] Этот процесс широко охватил общество и политический дискурс в результате сменил акценты, за которыми последовали многочисленные частные организационные и административные решения – от отказа от системы оценки западными научными критериями и пересмотра участи России в Болонском процессе, до введения традиции поднятия флага в школе перед началом занятий.

[17] Путин В.В. Стенограмма выступления Путина на пленарном заседании Восточного экономического форума. Президент России, 7.09.2022 / http://prezident.org/tekst/stenogramma-vystuplenija-putina-na-plenarnom-zasedanii-vostochnogo-ekonomicheskogo-foruma-07-09-2022.htm

[18] Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М.: Эксмо, 2014, с. 415.

[19] Эти периоды переоценки встречались и прежде,  подчеркивая различия между историками, например, Соловьевым, Ключевским, Костомаровым и Карамзиным (см. подробнее: Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М.: Эксмо, 2014. 1024 с.).

[20] Бухарин Н.И. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1988, с. 1.

[21] Подберезкин А.И. Национальная стратегия в 20-е годы XXI столетия: возможные и вероятные варианты (сс. 365-376). В кН.: Тенденции развития системы международных отношений и их влияние на управление национальной обороной Российской Федерации: сборник материалов круглого стола (19 августа 2022 г.) / под общ. ред. А.С. Коржевского; ВАГШ ВС РФ. М.: Издательский дом «УМЦ», 2022. 544 с.

[22] Не точная цитата из книги Вон Кью Кита Энциклопедия Шаолиня. Пер. с англ. Ю.Бондарева. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004, с. 157.

[23] Исторический очерк – зд.:. хронологическое, научно обоснованное изложение истории предмета исследования. Например, «Исторический очерк Вятского края», 1870 год. Очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором. (См., например: https://ru.wikipedia.org/wiki.

[24] Политико-дипломатическая подготовка, проведенная В.В. Путиным и С.В. Лавровым до февраля 2022 года, не смотря на монопольные возможности Запада в СМИ, достаточно хорошо обосновала вынужденный характер специальной операции. Вместе с тем, для «собственных нужд» было сделано очевидно недостаточно – кампания в России началась практически одновременно со специальной операцией.

[25] Путин В.В. открыто признал это в сентябре 2022 года. См.: Путин В.В. Стенограмма выступления Путина на пленарном заседании Восточного экономического форума. Президент России, 7.09.2022 / http://prezident.org/tekst/stenogramma-vystuplenija-putina-na-plenarnom-zasedanii-vostochnogo-ekonomicheskogo-foruma-07-09-2022.htm

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован