03 марта 2007
3753

Национальные проекты и диверсификация промышленности

Важнейшая стратегическая задача для государства и бизнеса в России состоит в том, чтобы вывести отечественную экономику на качественно новый уровень развития. Главных инструментов для этого как минимум три. Во-первых, масштабный переход от простой эксплуатации и экспорта природно-сырьевых ресурсов к их глубокой переработке и развитию на этой основе обрабатывающей промышленности. Во-вторых, создание современной транспортной и энергетической инфраструктуры. В-третьих, всемерное стимулирование накопления человеческого капитала. В сумме все это как раз и должно создать надежные основания для устойчивого развития российской инновационной экономики.



Шохин Александр Николаевич

- Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей)

Национальные проекты играют здесь весьма существенную роль, поскольку их фундаментальный смысл - это приращение человеческого капитала в широком смысле слова. Их реализация - абсолютно необходимый элемент для перехода на инновационный путь, ведущий к "экономике знаний". Характерная особенность всех таких проектов в том, что приемлемый, т.е. высокоэффективный результат может быть достигнут только в рамках частно-государственного партнерства между бизнесом и властью.

Сегодня я могу уверенно сказать, что участие в национальных проектах является для российского бизнеса приоритетным. В РСПП созданы рабочие группы и комиссии, обеспечивающие консолидированные позиции предпринимательского сообщества:

* рабочая группа РСПП по образованию (руководитель А. Карачинский, президент группы компаний "Информационные бизнес системы");

* комиссия по строительному комплексу (руководитель Н.П. Кошман, президент Ассоциации строителей России);

* комиссия по агропромышленному комплексу (руководитель И.А. Оболенцев, председатель совета директоров Русской агропромышленной корпорации);

* комиссия по здравоохранению и лекарственному обеспечению (руководитель Ю.Н. Беленков, глава Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию);

Также активно работает Комитет РСПП по социальной и демографической политике, формирующий позицию бизнеса при реализации "пятого" неформального национального проекта - демографического.

Подходы бизнес-сообщества к конкретным формам взаимодействия с государством определяются ролью компаний в реализации конкретного национального проекта.

В сферах, обеспечивающих рост качества человеческого капитала (образование, здоровье), бизнес выступает одним из потребителей услуг, т.е. получателем преимуществ от роста их качества. Его задача - содействие внедрению новых форм управления, обеспечение ориентации этих секторов на удовлетворение рыночного спроса на услуги, повышение эффективности их деятельности в целом.

Об инициативах РСПП в рамках национального проекта "Образование" я уже рассказывал на страницах журнала. В 2007 году, мы надеемся, Федеральное Собрание примет законы о целевых капиталах ("эндаументах"), образовательных кредитах, и мы активно работаем в этом направлении.

В нашей повестке дня - участие в управлении ВУЗами, формирование профессиональных стандартов обучения, рейтингование образовательных структур и др.

В сфере здравоохранения члены нашей комиссии особое внимание в 2006 году уделили выработке предложений по упорядочению госзакупок, повышению их прозрачности, обеспечению равенства конкурентных условий участников конкурсов. Результат налицо.

Расширение доступа к госзакупкам российских компаний - производителей медицинской техники и транспортных средств позволило сэкономить (за счет более низких цен) в 2006 году 3,3 млрд рублей бюджетных средств. Это означает, что медицинские учреждения дополнительно получили 2652 единицы диагностического оборудования.

Можно привести и другие примеры. Так, в прошлом году вдвое выросли темпы роста вводимого жилья (до 15%). На мой взгляд, этому способствовала активность организаций строителей, входящих в состав РСПП. Многие сложнейшие вопросы правоприменения, нерешенность которых сохраняла административные барьеры, были распутаны. Кроме того, была урегулирована в целом ситуация на рынках цемента и ряда других строительных материалов.

Есть изменения и в агропроизводстве. По ускоренному развитию животноводства, по оценкам нашей комиссии, выполнены, причем с превышением, все основные целевые ориентиры 2006 года. Два с небольшим процента недобрали лишь по поголовью крупного рогатого скота. Заметно легче (за что всегда выступал РСПП) стали условия предоставления кредитов сельхозпроизводителям - рост на 205 процентов!

С учетом накопленного опыта взаимодействия бизнеса и государства в качестве основных направлений в 2007 году мы видим:

* более четкое разделение сфер ответственности бизнеса и государства при реализации национальных проектов;

* создание механизмов контроля со стороны бизнеса и общества в целом за ходом реализации проектов и корректировки национальных проектов в случае необходимости (учета предложений бизнеса по корректировке);

* ликвидацию существующих пробелов в нормативной правовой базе, ограничивающих возможность реализации национальных проектов;

* определение оптимальных форм стимулирования бизнеса, участвующего в реализации национальных проектов.

Реализация национальных проектов уже со всей очевидностью показала, что гарантированная эффективность результата непосредственно зависит от долгосрочной стабильности развития экономики. Понятно, что без накопления человеческого капитала невозможен инновационный вектор. Однако не менее ясно и то, что успешное продвижение проектов потребует больших финансовых ресурсов. Выход - в существенном повышении доли добавленной стоимости, создаваемой в нашей национальной экономике. Это основной источник и для будущих частных инвестиций, и для роста бюджетных доходов, расширяющих рамки маневра в расходной политике Минфина.

Именно поэтому одним из главных общих экономических приоритетов становится диверсификация российской промышленности. Ровно так и поставил вопрос Президент Российской Федерации В.В. Путин на встрече с представителями РСПП в феврале 2007 года. Как участник могу сказать, что разговор на ней шел предельно конкретный и очень конструктивный. По сути дела, российский бизнес получил от Президента В.В. Путина своего рода контракт - крупнейшие сырьевые компании должны взять на себя роль локомотива в развитии несырьевых секторов и отраслей. Поскольку такая стратегическая линия означает преемственность экономической политики последних лет, то и у национальных проектов появляется гарантированная долгосрочная перспектива, необходимые и неотложные структурные реформы обретают новые движущие силы.

Компании, представленные в РСПП, уже активно работают в этом направлении, развивая производство, нацеленное на создание продукции более глубокой переработки сырья. Это относится и к нефтеперерабатывающей и горнорудной промышленности, и к предприятиям лесопромышленного комплекса. На создание продукции с более высокой долей добавленной стоимости ориентируются и предприятия машиностроения.

Вопрос в том, насколько интенсивно движение в этом направлении? Наверное, пока недостаточно интенсивно. И бизнес должен быть активнее! О создании условий, стимулирующих эту активность, и шла речь на встрече с Президентом России.

Представители РСПП подготовили с учетом конкретных проблем предложения, призванные стимулировать развитие бизнеса в направлении более глубокой переработки сырья на территории РФ и создание продукции с более высокой добавленной стоимостью.

Комплекс предлагаемых мер касается развития партнерства государства и бизнеса по обеспечению поставок сырья и сбыта продукции его переработки; совершенствования институтов развития (включая приоритеты использования средств Инвестиционного фонда); механизмов налогового стимулирования; таможенной политики; законодательного регулирования процесса переоформления прав на землю и формирования единых объектов недвижимости; устранения административных барьеров при реализации инвестиционных проектов; миграционной политики и решения вопросов профессионально-технического образования.

В качестве примера можно привести несколько предложений РСПП по налоговой политике.

Известно, что одной из основных проблем стимулирования более глубокой переработки продукции сырьевых отраслей является проблема НДС.

В настоящее время трудности с реализацией законного права на возмещение НДС приводят к значительным необоснованным финансовым потерям предприятий российской промышленности. Причем специфика НДС такова, что чем больше звеньев в технологической цепочке добычи и производстве продукции внутри крупного холдинга, тем выше издержки от некачественного администрирования НДС. В результате бизнесу просто невыгодно с финансовой точки зрения углублять переработку и создавать продукцию с более высокой добавленной стоимостью.

В связи с этим РСПП считает жизненно важным решить проблему НДС за счет качественного улучшения его администрирования в направлении обеспечения законных прав налогоплательщиков. Работа в этом направлении потребует пересмотра принципов деятельности ФНС в направлении приоритета контрольной функции над фискальной. На практике же сегодня практически в 100% случаев налогоплательщик может возместить НДС только через суд. Более того, часто налоговые органы игнорируют даже решения суда, вступившие в законную силу. Альтернативой может стать существенное снижение ставки НДС (до 10%), которое с одной стороны существенно снизит потери бизнеса при задержках с возмещением налога, а с другой - уменьшит рентабельность криминального бизнеса по незаконному возмещению НДС из бюджета.

Другим направлением реформирования НДС в части стимулирования деятельности по более глубокой переработке сырья может стать введение нулевой ставки НДС при ввозе технологического оборудования (или отсрочка его уплаты до начала работы оборудования).

Очень актуально решение вопроса о консолидированном налогоплательщике и стимулировании создания на территории РФ холдингов.

РСПП внес также предложения о распространении налоговых каникул на предприятия, создаваемые для более глубокой переработки сырья, и уточнении правил применения ускоренной амортизации основных средств.

Необходимо подчеркнуть, что пожелания бизнеса не легли "в долгий ящик". Президент В.В. Путин дал поручение Правительству учесть предложения при рассмотрении и утверждении Основных направлений налоговой политики на период до 2010 года.

В заключение стоит отметить, что диверсификация промышленности и реализация национальных проектов по сути своей органично взаимосвязаны. Они столь же неразделимы, как экономическая эффективность и социальная ответственность бизнеса.

20.02.07 14:27 Национальные проекты
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован