«Не ко времени»: в России оценили призыв вывести войска из Приднестровья

Директор центра военно-политических исследований, профессор МГИМОАлексей Подберезкин в разговоре с «Рамблером» оценил высказывание президента Молдавии Майи Санду, которая призвала к выводу российских войск из Приднестровья.

Заявление Санду прозвучало на ее совместной пресс-конференции с президентом Румынии Клаусом Йоханнисом, прибывшим в Кишинев с рабочим визитом. Таким образом глава государства прокомментировала декларацию Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), в которой Приднестровье назвали «зоной российской оккупации».

«Российские войска в Приднестровье выполняют две функции. Первая - охрана крупнейшей оставшейся советской материально-технической базы, вооружения. Вторая - функция миротворцев. Потому что конфликт, который произошел на территории Молдавии, мог перерасти в серьезную гражданскую войну. Примерно в то время я был в Приднестровье и наблюдал, как развивалась ситуация. Приднестровцы категорически не воспринимали действия молдавского правительства, которое проводило ускоренную румынизацию страны. Та часть молдавского населения, этнических молдаван, которая проживала на территории Приднестровья (промышленно развитого региона, в отличие от остальной Молдавии, сельскохозяйственной республики бывшего СССР), категорически не воспринимала румынизацию и все связанные с этим атрибуты. И военный конфликт, который там проявился, был достаточно острым. Он затронул не только само Приднестровье, но и все районы Молдавии, где проживали другие этносы, которые тоже не восприняли эту румынизацию. Это классический вариант, когда после распада СССР, нерешенности национального вопроса была попытка форсированного решения какой-то одной национальностью. В принципе это очень похоже на то, что происходило на Украине. Конфликт во многом удалось остановить благодаря покойному ныне генерал-лейтенанту Александру Лебедю, который тогда командовал этой группировкой... На мой взгляд, приднестровцы никогда не согласятся видеть Молдавию, которая будет интегрирована в Румынию. Это основной вопрос. 

Как сейчас может развиваться ситуация? Это замороженный конфликт. И таких в мире десятки. Ближайший аналог - это Кипр, где с 1974 года существует турецкая община и греческое государство по сути дела. Также и здесь. Если не научаться спокойно разрешать эти проблемы, если опять попытаются решить силовым образом - получится военная операция. Как показал опыт покойного генерала Лебедя, военная операция имеет совершенно определенные результаты... Я в Приднестровье видел, как люди текстильную фабрику очень быстро переделали в фабрику, производящую стрелковое вооружение. 

Думаю, что сегодняшние заявления совершенно не ко времени. Оно просто в русле антироссийской политики Запада. И Молдавию пытаются пристегнуть к этой кампании. Делают это, опасаясь, что (в ходе спецоперации на Украине - прим. ред.) начнутся какие-то операции со стороны Приднестровья и группировка украинских войск от Николаева до Одессы, которая оказалась в полуокружении, очень быстро окажется в полном окружении. И Одесса окажется огромным окруженным анклавом. Мне кажется, это (заявление) направлено на то, чтобы оставить за Одессой и Николаевым какое-то пространство, контролируемое киевским правительством. При этом, конечно, о приднестровцах, одесситах, гражданах из Николаевской области уже никто не думает. 

Институты европейской безопасности, такие как ПАСЕ и ОБСЕ, после ликвидации Организации Варшавского договора и Советского Союза были быстро трансформированы в антироссийские, русофобские организации... Это еще два вредных института, которые вроде бы как создавались для обеспечения европейской безопасности, но своих функций не выполняли. ОБСЕ 20 лет присутствовало на Украине, последние 8 лет - в качестве наблюдателей. Там находились сотни людей, которые ничего не сделали для безопасности граждан Луганской и Донецкой республик, просто вообще ничего. А потом взяли и уехали оттуда. При этом кто-то платил за их содержание, за то, что они бездельничали, за то, что они не выполняли свои функции. Нам ни в коем случае нельзя оставаться в тех международных институтах, которые занимают антироссийскую позицию. Это касается не только Совета Европы, ПАСЕ и ОБСЕ, это касается и других институтов. Если в них не учитывается позиция России, то нечего в них и делать». 
[Алексей Подберезкин]
Алексей ПодберезкинДиректор центра военно-политических исследований, профессор МГИМО

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован