Эксклюзив
23 мая 2010
5479

Не `кочегары` мы, не `плотники`, но сожалений горьких нет...

"Свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только само собой" - Спиноза.

В очередной раз, и совершенно, как и всегда, из самых лучших и искренних побуждений, хотелось обратиться к содержанию некоторых спорных философских вопросов обозначенных уважаемым Александром Александровичем Назариковым в статье: "Так скифы мы или киргизы?"...

Осмыслением природы и сущности "свободы", на протяжении всего цивилизационного пути развития человечества занимались, фактически (в той или иной степени), все выдающиеся мыслители, начиная от родоначальников философских воззрений: Сократа, Платона, Аристотеля затем величайших диалектиков Экхарда, Канта, Гегеля, Ницше и, наверное, все самое исторически значимое, в данном научно - теоретическом аспекте, заканчивается на научных трудах Маркса, Энгельса и Ленина.

Все новые "псевдонаучные" обоснования "свободы - как осознанной необходимости" временных периодов развала СССР и формирования постсоветского государственно-политического геопространства, будучи схожими между собой в основе (избавление от некоего "коммунистического гнета", возрождение исторической "справедливости", национальной "культуры" и "традиций" и т.д.), были, однако, в отдельно взятых государствах и даже отдельно взятых их территориях далеко не однородными в своих "специфических деталях", что, в принципе, и послужило фактором появления Киргизского (как, наверное, отчасти Грузинского (Гамсахурдия-Саакашвили), Украинского (Ющенко-Тимошенко) и т.д.) феномена.

Давайте просто вспомним, какую антинаучную чушь, связанную с пониманием свободы, даже не как социальной или политической категории, а скорее всего эфемерной прострации, несли в Советском Союзе начала его распада: "приоритет (над, допустим,) Моральным Кодексом строителей коммунизма (да и не только) неких абстрактных, странно появившихся невесть откуда, буржуазных "общечеловеческих" ценностей которых в глаза, сроду, никто и не видел, потому, что их, как таковых, просто не существует в природе. И этим "соединением": ошибочного научного посыла (определения) с реальной политикой и был, во второй половине восьмидесятых, стратегически определен путь в никуда.

"Свобода", как смысловая категория "построения" современной России, была "классически сформулирована" в августе 1990 года Борисом Ельциным в городе Казани.

Вот что вспоминает, по этому "знаменательному" поводу, бывший Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев: "И что мог сказать ... Борис Николаевич - человек, который возглавил борьбу за суверенитет России? Вам, татарам, ничего нет? Ельцин не мог так сказать. Он сказал: "Берите суверенитета столько, сколько сможете". А уже вечером, в беседе с глазу на глаз, обеспокоенно спросил меня: "Минтимер, что будем делать? Народ возбужден, требует свободы"... ("Казанские ведомости" 25.04.07. N90).

Ну, а потом уже, от такого, прямо скажем, сумасшедшего политического "посыла" совершенно антинаучной псевдосвободы, "пошли круги" трагических внутригосударственных событий в Чеченской Республике, Дагестане, Ингушетии и т.д.
Да, наверное, нам с Вами, уважаемый Александр Александрович, не грех и вспомнить, как, в те "лихие времена", на фоне выстраивания национальных государственных "концепций" о собственной "свободе" "прижали и поперли" "инородцев" из того же Киргизстана, любимого Вами Азербайджана (времен Гамбарова и Эльчибея) и других "суверенных" новообразований, особенно в Средней Азии...

И в принципе, на всем этом фоне, довольно нелепо изначально и до настоящего времени выглядят пышные праздники "дней независимости", "суверенитета", "свободы", проходящие где как, но нигде Вы не найдете внятного объяснения: "независимости, суверенитета, свободы" от КОГО именно - что ли в России, предположим, от стран Балтии, в Украине от России и Беларуси, в Казахстане от других среднеазиатских республик живших, во времена СССР, в обстановке братства и взаимопомощи...

Вот Вам и получается, что "свобода" только для одних, на всем постсоветском пространстве, как правило (на примере той же исследуемой Вами Киргизии), продолжает оборачиваться самой настоящей проблемой, а зачастую и трагедией для других, и не только в политическом, но больше даже в экономическом, социальном и моральном аспектах.

А сколько, на этом фоне, появилось абсолютно антинаучных трудов и целых теорий, касающихся вопросов государственного строительства, да и той же, исследуемой Вами, свободы в ее глобальном осмыслении и т.д.
Невольно, пожалуй, после этого и призадумаешься: а, собственно "Cui bone est?"...

Е. Газеев
23.05.2010
www.viperson.ru

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован