25 ноября 2008
3255

Не повысим правосознание - зайдем в тупик

Права и обязанности чиновника и гражданина

В нашем обществе исторически сложилась девальвация права и законности: как граждане, так и чиновники либо игнорируют законы, либо не принимают всерьез их социальную значимость.

Да, необходимо повышать правосознание населения. Вопрос об этом неоднократно поднимался в разные периоды нашей страны как на государственном уровне, так и научной общественностью и специалистами. Для этого были серьезные основания, о чем свидетельствует правоприменительная практика, а также многочисленные социологические исследования. Так, мною были проведены исследования среди студентов вузов Северной Осетии, абсолютное большинство которых (78 процентов) не имело даже общего представления о своих правах и обязанностях, и лишь незначительная часть (14 процентов) знала свои основные конституционные права и свободы. А опрос осужденных, в том числе несовершеннолетних, отбывающих наказание в разные годы в уголовно-исполнительных колониях Северного Кавказа, показал, что во многих случаях они не осознавали ни общественной опасности, ни незаконного характера своих действий. Особенно это касалось тех преступлений, которые совершались в силу пережитков местных обычаев. Чем все это объясняется? Не только отсутствием отлаженной системы правового воспитания, популярной юридической литературы, необходимого и доступного нормативного материала, но и беспрестанным реформированием нашего законодательства, которое, к сожалению, нередко носит еще и несогласованный характер.

Трудно переоценить значение высокого уровня правосознания. Во-первых, он способствует формированию гражданского общества и правового государства; во-вторых, является важнейшей составляющей в системе мер профилактики правонарушений; в-третьих, высокая правовая культура способствует более эффективной защите гражданами своих прав и свобод правовыми средствами в соответствующих органах власти. Ведь что сейчас получается: люди очень часто за защитой своих интересов, подлежащих разрешению в судебном порядке, обращаются в те государственные органы, которые не обладают соответствующими полномочиями. В результате дело не решается. Или другой пример - граждане напрямую обращаются с жалобами в Европейский суд по правам человека, в то время как необходимо сначала исчерпать все средства судебной защиты на Родине.

Проявляющийся в различных сферах общества правовой нигилизм не случайно был особо отмечен Д. Медведевым, и борьбу с ним он провозгласил в своей предвыборной программе. "Правовым, а стало быть, справедливым государством может быть только такое, где и власть, и общество хорошо знают и уважают законы своей страны", - заявил он на Гражданском форуме.

Чтобы поставленные задачи не остались благими намерениями, необходимо, на мой взгляд, Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 28 июня 2007 года, дополнить пунктом, предусматривающим оценку эффективности деятельности руководителей субъектов РФ в области правового просвещения населения.

Учитывая все это, Конституционный Суд Республики Северная Осетия - Алания разработал проект Республиканской целевой программы "Правовое просвещение и образование". Для ее принятия и реализации предусмотренных в ней мер главой Республики Северная Осетия - Алания Т. Мамсуровым даны соответствующие поручения органам власти.

Цель программы - поставить на уровень государственной задачи правовое просвещение и воспитание. Для решения предусмотренных в ней задач образована рабочая группа из представителей министерств, ведомств, правоохранительных органов, образовательных учреждений и организаций.

В программе подробно расписана система мер по правовому воспитанию и просвещению граждан. Повышение правовой культуры населения будет способствовать укреплению законности и правопорядка, утверждению навыков законопослушного поведения. Создание механизма, способствующего утверждению в обществе принципа верховенства закона, неизбежно повлечет за собой снижение уровня правонарушений, в том числе среди несовершеннолетних.

Особое внимание в программе уделено молодежи, начиная с расширения объема часов по основам государства и права в рамках школьной программы, введения на юридических факультетах вузов в качестве обязательного курса "Права человека и способы их защиты". Важное место в ней отведено проведению конкурсов, олимпиад среди школьников и студентов на лучшее знание Конституции РФ и Конституции республики, основ российского законодательства, общепризнанных принципов и норм международного права, поскольку они являются составной частью национальной правовой системы. Тем более что существуют международные обязательства России, в соответствии с которыми воспитание граждан должно осуществляться в духе демократии, осознания ими своих прав и обязанностей. Поскольку в республике существует несколько юридических факультетов, предлагается создание на их базе юридических клиник, в которых студенты смогут, с одной стороны, применить полученные знания и умения в реальных делах под обучающим контролем преподавателей, с другой - делать доступной правовую помощь малоимущим гражданам.

С целью активизации усилий органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений и организаций, СМИ в деятельности по правовому просвещению и образованию граждан, оказанию правовой помощи населению в программе предусмотрена правовая подготовка государственных и муниципальных служащих, депутатов, членов избирательных комиссий. Предполагается изучение ими текущего законодательства, касающегося сфер их деятельности, проведение совещаний и семинаров по наиболее дискуссионным вопросам. Предлагаем возобновить работу хорошо зарекомендовавшего себя в прошлом общества "Знание" для чтения лекций населению по вопросам трудового и пенсионного, семейного законодательства с привлечением к участию в его работе преподавателей юридических факультетов, адвокатов, нотариусов.

Чтобы данную программу не постигла участь других неосуществленных задач, подробно расписан механизм реализации и ответственные за ее исполнение. Проект программы опубликован в журнале "Государственная власть и местное самоуправление" (2007, N 9). Редакция журнала при этом отметила, что "публикация такой программы даст импульс для разработки аналогичных программ в других субъектах Российской Федерации, выразив при этом уверенность, что программа Республики Северная Осетия - Алания может лечь в основу соответствующей федеральной целевой программы".

www.russia-today.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован