Нужны альтернативные проекты
С 1 января 2008 года Стабилизационный фонд реорганизуется в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Одна часть бывшего Стабфонда станет резервом государства на случай падения цен на углеводородное сырье, а другая будет аккумулироваться в Фонде национального благосостояния и выполнять другую важную функцию - накопления средств для улучшения национального благосостояния страны.
По нашему мнению, вопрос размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния будет являться в ближайшем будущем наиболее значимым. Если при создании Стабфонда главной задачей было создание "подушки безопасности" для экономики государства, то с появлением дополнительных ресурсов, аккумулируемых в Фонде национального благосостояния, встает вопрос о грамотном управлении этими средствами и их эффективном использовании по приоритетным направлениям.
В связи с этим актуально обеспечить реальную прозрачную схему их использования и контроль, начиная с предварительного контроля на стадии проектов, текущий и последующий контроль.
Таким образом, для эффективного управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния необходимо глубоко проработать цели и последствия их реализации с принятием решения об этом на законодательном уровне.
Прежде всего нам следует извлечь уроки из опыта работы Инвестиционного фонда, средства которого по состоянию на 1 октября 2007 года не использовались, в основном по причине отсутствия экономически обоснованных эффективных инвестиционных проектов.
В ноябре - декабре этого года правительство планирует перечислить из средств Стабилизационного фонда 180 млрд руб. в качестве имущественного взноса в основной капитал государственной корпорации "Банк развития внешнеэкономической деятельности", 30 млрд - в государственную корпорацию "Российская корпорация нанотехнологий" и 90 млрд руб. - на формирование Инвестиционного фонда Российской Федерации. Всего будет перечислено 300 млрд руб.
По нашему мнению, эти финансовые вливания скорее решают проблему ликвидности банковского сектора в конце 2007 года, чем обеспечивают эффективные и долгосрочные инвестиции.
По нашей оценке, при прочих равных условиях проникновение каждых 10 млрд руб. средств Стабфонда на денежный рынок в среднесрочной перспективе может привести к повышению цен на 0,15%.
Целесообразно рассматривать альтернативные варианты вложений в экономику России средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, с тем чтобы учесть инфляционные последствия от их вложений и размер средств, которые целесообразно разместить в высоколиквидные зарубежные активы.
Николай Табачков, аудитор Счётной палаты РФ
"Гудок", 11.12.2007