10 апреля 1990
5576

Негаснущие звезды. Победителей не судят...

Владимир БАСОВ, известный актер и режиссер, -- сын философа и красного комиссара. В этом очевидном противоречии есть глубокий смысл: за свою недолгую жизнь он сполна узнает, что такое радость настоящего творчества, любовь, ненависть, счастье "поглощения" бытия и его изнанка. Но отца он лишится рано, и воспитание будет передоверено судьбой маме -- сельской учительнице.

НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ

Володя Басов родился в Курской области в 1923 году, 7 класс закончил в деревне под Горьким, а затем (после трагической гибели отца) переехал с матерью в Москву. Летом 41-го готовился поступать во ВГИК, но война прервала не только его планы, но и многих мальчиков басовского поколения. Войну закончил капитаном, следовательно, мог сделать блестящую военную карьеру. Но, конечно же, не захотел. И в 47-м вернулся в Москву с твердым намерением поступать в институт кинематографии. Володю взял к себе на курс Сергей Юткевич -- легендарный прозаик и режиссер, друг Маяковского и Хлебникова. Общение с Юткевичем -- удивительное везение для 24-летнего капитана, который в жизни по всем раскладам, ничего (кроме смерти и окопных вшей) еще не успел повидать. На время учебы во ВГИКе приходится его первая женитьба на Розе Макагоновой, с которой Басов познакомился в своем же институте. Розу он и снимет в главной роли в своем режиссерском дебюте.

После съемок первой картины ("Школа мужества" по А.Гайдару) Владимиру Басову, в отличие от многих других режиссеров неожиданно дали "зеленый свет" в кинематографе -- простоев не было, и картины он снимал одну за другой: "Крушение эмирата", "Первые радости", "Необыкновенное лето", "Случай на шахте восемь", "Жизнь прошла мимо", "Золотой дом" и др. Пробовал он себя в кино и как актер.

"КОГДА ЖЕ ТЫ, НАКОНЕЦ, ПОСТАРЕЕШЬ?!"

При таком количестве картин говорить о кризисе не приходится, однако Басов отлично осознавал, что больших творческих удач пока нет и количество сделанного никак не перерастает в качество. Да и в личной жизни не все ладилось. В 57-м году на съемках картины "Случай в шахте номер восемь" Басов знакомится с 23-летней Натальей Фатеевой и уходит из семьи. Через год они поженились, и в 59-м рождается Володя-младший -- впоследствие тоже известный режиссер и актер. Ему так же будет уготована судьба расти без отца. Но об этом позже.

В 1960 году Владимир Басов снимает эпохальный для своей биографии фильм "Битва в пути" с Михаилом Ульяновым и Натальей Фатеевой в главных ролях. Фильм занял 6-е место в прокате, о нем похвально отозвалось большинство критиков (по слухам, картину опекала сама министра культуры Екатерина Фурцева), но сегодня можно наверняка сказать, что он не относится к числу картин, которые пережили время.

Не было покоя и дома. Сама Фатеева о тех годах вспоминает с горечью, которую можно понять: "Что касается Владимира Басова... Этого человека я очень любила. Термос ему носила на съемки. Меня восхищала его одержимость. Когда мужчина любит свое дело и выкладывается, его не ревнуешь к этому делу". Зато ревновал Басов -- устраивал сцены, следил, обвинял в семи смертных грехах. "Он ревновал меня к моей внешности, успехам в кино и театре. Вы не поверите, но он любил мрачно приговаривать: "Когда же ты постареешь, когда тебе будет, наконец, тридцать лет?..". Брак распадался медленно и мучительно. Это была любовь, когда обоим нельзя ни друг без друга, ни вместе. К тому же режиссер пристрастился к алкоголю. Судя по всему, это было главной причиной, почему Фатеева все-таки решилась на развод: "Надо было на своих плечах тянуть дом, содержать семью. Мой тогдашний муж усиленно пил, маленького ребенка не на кого было оставить. В этой ситуации было не до репетиций...". Развод был тяжелым, и горечь осталась на всю жизнь. Фатеева и сегодня не может простить ушедшему мужу многое: "Он же и после развода не успокоился, бегал по киностудии, хлопотал, чтобы меня больше не снимали... И при этом сына своего не видел 10 лет, хотя мы и жили на одной улице...".

Между прочим, вспоминая отчий дом, Владимир Басов-младший до сих пор говорит в превосходных степенях о матери, особо подчеркивая ее всегдашний антисоветский настрой, который она не желала скрывать даже в годы застоя. Можно себе только представить, сколько разногласий у нее возникало с мужем, к которому всегда благоволили сильные мира сего. Фатееву раздражало конъюнктурное отношение к жизни, но следующая муза режиссера легко найдет оправдание компромиссности Басова: "Многие его за это презирали: мол, что за художник, который не отстаивает свои позиции. А ему было скучно отстаивать, он хотел работать...Кроме того, это приносило деньги".

"Я ЖЕНЮСЬ!"

В 62-м Басов снимает двухсерийную картину "Тишина" по одноименному роману Юрия Бондарева. Следует сказать, что это уже в 90-е имя Бондарева стало считаться одиозным, а в 60--70-е, когда писатель был еще не так озабочен "судьбами родины" и отягощен "национал-патриотическими" настроениями, его романы и повести носили даже несколько диссидентский характер. Картина была посвящена судьбам репрессированных интеллигентов и их детей. "Тишина" (Главный приз на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде) заняла 6-е место в прокате и сегодня смотрится с большим интересом.

После ленинградского триумфа Владимир Басов делает неожиданный крен в сторону Пушкина и пишет заявку на фильм "Метель". На съемках к Басову приходит большая любовь. В молоденькую Валентину Титову он влюбляется с первого взгляда, чего вовсе нельзя сказать о ней. Ученица Товстоногова, красавица, комсомолка и отличница Валечка Титова только что пережила роман с женатым мужчиной, прославленным вахтанговцем Вячеславом Шалевичем. Знакомство с Шалевичем состоялось в Свердловске, куда Театр им.Вахтангова приехал на гастроли. Юная студентка 1 курса театрального приехала к родителям на каникулы.

Когда Басов увидел Титову впервые, он потрясенно сказал: "Женюсь!". "Это невозможно -- она любит другого", -- ответили ему. -- "Все равно женюсь". И начался период ухаживаний -- вернее, даже не ухаживаний, а осады. "Он ошеломлял -- скажет потом Валентина. Он был энергичный, талантливый, всегда интересный человек. Поначалу, когда он начинал устраивать какие-то "скачки", я думала: "Боже мой, очередной безумец". Он вел себя так. Рассказывал анекдоты, всех передразнивал, жестикулировал, падал на пол...".

Но начались съемки "Метели", и он пригласил ее на главную роль. По вечерам в Суздали делать было особенно нечего, и Басов водил ее в кино. Там он садился рядом и смотрел на ее профиль, не отрываясь. По возвращении в Ленинград он часами простаивал в машине под театром, дожидаясь когда она выйдет после репетиции. Он забрасывал ее цветами и подарками, водил весь ее курс в рестораны. И крепость пала. Уже после того, как Титова расписалась с Басовым и родились дети (сначала Саша, потом -- Лиза) в квартире Басовых раздался звонок.

Звонил Шалевич. И Валентина знала, что он звонит -- почувствовала -- в последний раз. "Как ты?" -- "Счастлива," -- сказала она, имея в виду материнство: Лизе только исполнился год. Мужчины никогда ничего не понимали в женщинах. Вернее, в Женщинах. Он положил трубку. Спустя годы Титова признается в одном из интервью: "Если бы Слава в тот момент сказал: "Собирай детей, спускайся вниз" -- я бы ушла. В тот день он мог бы изменить мою судьбу, нашу судьбу. Бывают минуты, когда женщине нужно буквально только слово, чтобы сделать решающий шаг. Ждешь только знака".

Она осталась с Басовым и прожила с ним 14 лет. Это не значит, что она никогда не была счастлива. Но ... "эта жизнь не была постоянным праздником".

"УБЕЙТЕ ЕГО!". ОНИ И УБИЛИ.

"Метель" была не самой удачной картиной Басова. Это понимали все, даже он сам. Но все равно жестоко оскорбился, когда спустя год в Восточном Берлине немецкий режиссер спросил у Титовой: "Чем вы занимаетесь?". "Я актриса -- несказанно удивилась Титова. -- Вот у мужа снималась в "Метели". "Так это вы?! -- воскликнул потрясенный немец. -- Убейте его!". Сцена закончилась скандалом.

В этот же период Басов снимает фильм, который впоследствие станет хитом отечественного проката -- двухсерийный "Щит и меч" со Станиславом Любшиным и Олегом Янковским в главных ролях. Часть картины снимали в Дрездене, и об этом периоде Басов всегда вспоминал с особым удовольствием. Чего нельзя сказать о следующей поездке в Чехословакию, которая совпала с "августовскими событиями". Чехи встретили Басова не просто как русского режиссера, а как прислужника советской иделогической машины. Приятного в этом было мало, но Басова такие вещи не особенно трогали.

И все же, пересматривая картины Владимира Басова, все время не можешь избавиться от чувства незаконченности, незавершенности. Никто не спорит, очень хороший фильм "Дни Турбиных", но и здесь чувствуется, что много от Булгакова оставалось "в уме". Жили Басов и Титова в эти дни достаточно свободно, на машине с детьми объехали пол Европы. Казалось, идеальная семья, прелестные дети. Но... и этот брак рухнул. Причины разрыва особой оригинальностью не отличаются -- причина всему алкоголь. Но, возможно, она бы не решилась на немедленный разрыв, если бы в ее жизни не появился другой мужчина -- Георгий Рерберг (оператор фильмов "Отец Сергий", "Первый учитель", "Зеркало", "Дворянское гнездо" и др.).

Владимир Басов боролся за свое счастье, как мог. Уже после развода они жили в одной квартире, и Моссовет отказал им в размене -- режиссер написал заявление, что супруги примирились и ничего разменивать не будут. Тогда Титова взяла чемодан и ушла. Он страдал, объяснял детям: "Не надо, не переезжайте, мама успокоится и вернется к нам". Но Валентина не вернулась. И тогда Басов начал процесс... о лишении материнских прав. Но и это не помогло. Женщина, которую он боготворил 14 лет, ушла навсегда.

Наверное, с этого момента в жизни Басова начались не самые лучшие дни. После "Дней Турбиных" (1975) он пять лет ничего не снимает. Началась депрессия, затем случился инфаркт. Наконец, в 80-м году он вновь возвращается в режиссуру -- снимает картину "Факты минувшего дня". Достаточно скучная картина на социальную тематику -- жизнь горнодобывающего комбината в Заполярье. Как известно, в начале 80-х такое кино было в особой фаворе. Владимир Басов удостаивается Государственной премии СССР. Но передышка была недолгой: в 83-м тяжелая болезнь вновь приковала его к постели на полгода.

И все же он нашел силы через год приступить к съемкам последней своей картины. На этот раз это была экранизация пьесы Пристли "Время и семья Конвей". Это был последний триумф Владимира Басова. 17 сентября 1987 года Владимир Басов умер от второго инфаркта.

ПОСТСКРИПТУМ

Владимир Басов достаточно ярко проявил себя в кино и как актер, и как режиссер. Но почему-то все время тянет сказать: все могло быть иначе. Ярче и... счастливее, что ли. И с профессией, и с женами. Как будто какой-то невидимый ветер регулярно задувал этот огонь....

ПОСТ-ПОСТ СКРИПТУМ

О женах все известно. Ныне обе (и Наталья Фатеева, и Валентина Титова) незамужем.

Сын Владимир (от брака с Фатеевой) занимается режиссурой.

Сын от брака с Титовой -- Александр закончил ВГИК, стал режиссером. Имеет двоих детей.

Дочь Елизавета закончила академию танца в Санкт-Петербурге, вышла замуж за гражданина Греции Адониса, живет в Париже.

Наталья ВЛАЩЕНКО "Сегодня" Украина
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован