21 апреля 2005
3365

Некоторые научные идеи

В чем основная идея этой книги? Она больше научная, чем практическая, не рецепты, а скорее вопросы. О том, как усовершенствовать воспитание, какие возможности и ограничения ставит нам в этом природа.

Начать придется с чистой науки, с естественнонаучного обоснования воспитания. К сожалению, трудно совсем избежать сложностей. Понимаю, специфика книги такова, что мало найдется читателей, желающих вникать в научную скуку. Так уж устроены люди: одни - немногие - ищут доказательств, чтобы поверить идеям, другим достаточно уверений авторитетов, а третьи не верят ни тому, ни другому и хотят во всем убедиться своими глазами. Боюсь, что я не удовлетворю никого: для первых будет недостаточно научно, потому что коротко и популярно, для вторых маловат мой авторитет, а третьим... что им покажешь? Это всего лишь книжица. Мой близкий опыт очень мал: одна дочь и одна внучка.

В маленькой популярной книжке нет никакой возможности вдаваться в детали, как построен и работает живой организм. Но есть принципиальные вопросы, которых не обойти.

Первый из них - о значении тренировки. Известно, что вся жизнь построена на обмене веществ: старые белки распадаются, новые синтезируются. Функция и работоспособность органа определяются "массой белка", которая в свою очередь является результатом соотношения скорости синтеза и распада. Если орган напряженно работает, синтез обгоняет распад, масса белка возрастает и соответственно растут функциональные мощности органа. В этом и есть закон тренировки. Он относится ко всем клеткам: мышечным, нервным, железистым. Например, память - это тренировка нервных клеток коры мозга и связей между ними. Результат: больше импульсов, сложнее архитектура " моделей" - ансамблей из нейронов отражающих мир и идеи.

Высокая возбудимость самих клеток, обеспечивающая психическое напряжение, тоже следствие их тренировки.

Закон тренировки демонстрируется такой формулой:

Раздражитель <-> Функция <-> Тренировка.

Второй теоретический вопрос: соотношение врожденного и приобретенного.

Тренировки не беспредельны. Ограничения запрограммированы в генах, они различны для разных типов клеток, для разных их функций. Видимо, различия объясняются "узкими местами" в сложных цепях химических превращений - от пищи до функций, обеспечивающих любую деятельность.

Рост и развитие сложного организма выражаются в делении клеток и увеличении их массы. Зародышевая клетка не только умножается в числе, но у её потомков появляются новые качества, которые дадут новые функции. Это называется дифференцировка: одни клетки станут мышцами, другие - железами, третьи - кожей. Часть пути от зародыша к взрослому падает на внутриутробный период, но большая - на рост и развитие после рождения, когда организм не только растет, но и функционирует, действует. Очень интересна связь размножения клетки и тренировки. Представим себе условную клетку: у нее есть органы управления - "мозг", это гены в и их ДНК, и "тело"- те "рабочие" структуры, которые осуществляют функции. Сами гены при тренировке не меняются, они лишь последовательно включаются в работу Растет только "тело" одновременно с возрастанием мощи его функций. Если материнская тренированная клетка поделится на две, то обе "дочери" получат более мощное "тело", следовательно, уже в самом начале будут способны выдавать более сильную функцию, чем дочери детренированных "мамаш". Отсюда следствие: упражнение функций в период роста и развития организмов наиболее эффективно. Поскольку в сложном организме все связано, то целенаправленными упражнениями в детстве можно значительно изменить будущий организм взрослого. Эта истина постоянно доказывается практикой: музыка, балет, цирк - все построено на ранних упражнениях. Однако даже тренировки в младенчестве не беспредельны. Природа их ограничивает. И не безопасны. Избыточным упражнением одной функции можно повредить другим, так как все они замыкаются на некоторые общие "обеспечивающие" источники, которых окажется недостаточно на все. "Сильные" захватят максимум, а "слабым" не хватит, и они хиреют. Поэтому-то и требуется гармония в воспитании: физическое развитие в сочетании с образованием.

Пределы тренировок различных функций, а также оптимальные сроки и необходимые усилия, к сожалению, еще неясны. Поэтому очень важна осторожность.

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован