Анатолий Чубайс - ходячее опровержение известной поговорки про имя, которое работает на человека. Уже десяток лет имя работает против него.
Если в Подмосковье загорелись торфяники - значит, по всем народным приметам, виноват Чубайс. Просто потому, что кто-то должен быть виноват на уровне массового подсознания. Полная противоположность всегда-спешащему-на-помощь Шойгу. И как нельзя лучше подходит на эту роль Чубайс.
Президенты, зная эту особенность Чубайса, похоже, специально поручают ему работу, которая никогда и никому не прибавит популярности, но делать которую все равно необходимо. И правильно поступают, между прочим: с имиджем Чубайса ничего плохого уже случиться не может. Дальше некуда.
А что, кто-то изобрел способ заставить платить потребителей за энергию без манипуляций рубильником? В то время, как жители Ульяновска или Владивостока выходят на демонстрации под лозунгом Смерть Чубайсу, в каком-нибудь Пронске - городе энергетиков - за его здоровье ставят свечки.
Подвиги Чубайса сродни геракловым (имеется в виду герой древнегреческий, а не центробанковский) по титанизму усилий. Вот только направленность у них всегда одна: расчистка авгиевых конюшен. Другое дело, что, расчистив очередную конюшню, герой, презрев законы жанра, делает в ней евроремонт и продает по цене элитной новостройки.
Проходящая сейчас реформа РАО ЕЭС, по сути своей, является изящной предпродажной подготовкой. Он, конечно, доведет ее до конца (и реформу, и подготовку). А затем, видимо, настанет черед следующей конюшни. Какой? Было бы забавно, если бы Чубайса бросили на проведение жилищно-коммунальной реформы. Когда власти поймут, что неплательщиков придется выселять, как в Прибалтике, в бараки, стыдливо именуемые социальным жильем, придет и решение, что никто, кроме Чубайса, такую амбразуру не закроет.
Для Биржевых ведомостей комментирует ход реформы энергосетей глава РАО ЕЭС, известный своими резкими и неожиданными действиями.
Постановление правительства под номером 526 в действии: создана Федеральная сетевая компания как стопроцентная дочка РАО ЕЭС, в ФСК сформирован Совет директоров, где абсолютное большинства представляет государство, а председателем назначен заместитель председателя правительства Христенко Виктор Борисович. Принят устав компании. На сегодняшний день происходит консолидация активов ФСК. Потребитель замер в ожидании....
НОВЫЕ ГЛАВЫ О СТАРОМ
Признаем: ведь ничего страшного или принципиально нового пока в реструктуризации не придумали. Даже сохранилось процентное соотношение государственной и частной собственности в преобразованных структурах. Поднаторевшие за десять лет либерализации рынка энергетики так, собственно, и рассуждают: нынешний системный оператор - по сути, бывшее центральное диспетчерское управление, прежний независимый финансовый оператор теперь именуется администратором торговой системы. Казалось бы, от переименования структурных составляющих тарифы не меняются.
На самом деле, как утверждает глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс, кроме смены названий, выстраивается жесткая технологическая и корпоративная вертикаль по всей схеме диспетчерского управления, включающей в себя федеральный уровень (сам системный оператор], который, в свою очередь, включает в себя межрегиональный уровень (РДЦ). Последние должны быть очень бережно выделены из структуры АО-энерго и включены в единую диспетчерскую вертикаль, которую и создают в процессе преобразования. И, кстати говоря, в законе предусмотрен специальный раздел по законодательному регулированию именно диспетчерского управления как сердцевины всего технологического процесса.
Что касается оптово-генерирующих компаний, то они тоже стопроцентные дочки РАО, но только на первом этапе. Администратор же торговой системы создан всеми участниками рынка. И независимыми поставщиками и крупнейшими потребителями, никак не связанными с РАО ЕЭС. Смысл его, по мнению Анатолия Чубайса, в том, что это некоммерческое партнерство станет основой для будущей биржи электроэнергии. Здесь должен формироваться будущий рынок, будет сосредоточено мощнейшее современное компьютерное обеспечение, здесь формируются современные технологии обработки информации и финансовые технологии, обеспечивающие соединение поставки с платежом. Рынок, собственно, АО-энерго, который по базовому варианту будет преобразовываться.
Почти в каждом АО-энерго есть генерация, сети, сбыт. И суть базового варианта преобразования, как его видят руководители РАО, состоит в том, что в результате реорганизации все эти составляющие преобразуются в самостоятельные юридические лица. Чтобы сохранить само технологическое единство и управляемость процессом, создается управляющая компания. Причем по замыслу Чубайса управляемость эта берется не из воздуха, а формируется на базе существующего менеджмента энергосистем. А если сказать попроще, то генеральный директор АО-энерго в абсолютном большинстве случаев становится руководителем управляющей компании. В результате, считает Анатолий Борисович, решаются на региональном уровне две, казалось бы взаимоисключающие, задачи: разделение на виды деятельности при сохранении управляемости энергосистемами.
Бурные и многолетние дебаты вокруг реструктуризации РАО на самом деле мало отразились на темпах претворения в жизнь знаменитого постановления No 526. И пока Васька слушает, руководство РАО ЕЭС России уже практически закончило проведение подготовительного этапа. Оговорим сразу, что ничего плохого под подготовительным этапом подразумевать не стоит, просто все энергосистемы страны за это время должны пройти через регистрацию имущества. Никаких сделок не только по продаже, а и по преобразованиям не могло производиться. В большом хозяйстве РАО, конечно, есть передовики всеобщей инвентаризации: Белгородэнерго, Вологдаэнерго, Ивановоэнерго, Рязаньэнерго, зарегистрировавшие 96, 86 или 81 процент от объектов соответственно; а есть отстающие: Волгоградэнерго - 5 процентов, Тамбовэнерго - 5 процентов, Мосэнерго - 6 процентов.
Но сочетание инвентаризация активов в последнее время стоит в устойчивом синонимическом ряду с сочетанием избавление от непрофильных активов. С непрофилями в каждой отрасли были счастливы одинаково. А вот разводы происходят по-разному. У энергетиков - без детективно-интригующего размаха, как, скажем, у газовиков, но тоже красиво. Прекращение участия в непрофильной деятельности, именно такую задачу ставит руководство РАО перед своими подразделениями. Не может и не должно быть ситуаций, когда энергетики одновременно занимаются каким-нибудь шоу-бизнесом, - заявил Анатолий Чубайс. - Не с плеча, не одним махом, но все равно последовательно, шаг за шагом и необратимо ведется работа в этом направлении. Особенно рьяно в Белгородэнерго, Курскэнерго, Липецкэнерго, где по 75 процентов непрофилей уже продано, преобразовано или реструктурировано. В отстающих здесь ходят Нижновэнерго, Костромская и Конаковская ГРЭС.
Вслед за непрофилями, видимо, настанет черед со-циалки, которую РАО рано или поздно передаст на муниципальные балансы. Это давняя проблема и часто камень преткновения в отношениях руководства РАО со многими губернаторами. Но Анатолий Чубайс вполне определенно высказывается в том смысле, что либерализация рынка не может состояться вместе с возом несвойственных отрасли проблем. Даже если не вдаваться в проблемы двойного налогообложения, скрытые под маской социальных.
Это, конечно, тоже не будет происходить жестко и одномоментно. Чубайс прекрасно понимает, что сегодня нельзя на бедную часть населения возложить полную нагрузку. Именно для такой части населения существует механизм жилищных субсидий. В случае если объем расходов на ЖКХ в душевом доходе превышает 22 процента, появляется источник, который должен вбирать в себя уход от перекрестного субсидирования для населения. Квалифицированное решение организационного вопроса означает, что основная нагрузка ляжет на богатых.
По убеждению Чубайса, именно такая постановка вопроса дает основания всерьез поставить вопрос о том, как действует сегодняшняя система субвенций из федерального бюджета, как работают межбюджетные отношения. Еще точнее - вопрос о пересмотре системы субвенций из федерального бюджета, включающей в себя и эту составляющую. Раньше ее не было, а сегодня она появилась. Это означает, что федеральный бюджет обязан поделиться с регионами в рамках решения этой задачи и пересмотр системы субвенций в этой части - важное принципиальное направление.
СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ
- В большинстве регионов активно идет переговорный процесс. Губернаторов беспокоят разного рода проблемы. Вот, например, недавняя тяжелая проблема перепродавцов, - поясняет Анатолий Чубайс. - Руководство РАО ЕЭС предложило ясный и ненонфликтный способ полного решения. Суть его проста. Тепловая генерация, принадлежащая РАО ЕЭС, или АО-энерго вместе с магистральными тепловыми сетями, принадлежащими АО-энерго, объединяются в одно юридическое лицо с распределительными внутриквартальными тепловыми сетями, находящимися в собственности области или муниципалитета. Далее вливается в это же юрлицо и малая тепловая генерация - муниципальные котельные. То есть создаются единые тепловые компании в регионах, которые включают в себя всю технологическую цепочку - от населения или промышленного потребителя до источника генерации. В результате с рынка уберется абсолютно бессмысленный барьер между большой энергетикой и перепродавцом в виде тепловых сетей. И по той же самой технологии, или, вернее, почти по той же технологии, можно решить вопросы по электрическим перепродавцам - горэлектросетям. Этот барьер уже много лет создает постоянные трение, неплатежи, ограничения выхода на потребителя. Вплоть до демонстраций трудящихся.
И если не политизировать проблему, не обсуждать годами, как там Чубайс придумал захватить тепловые сети, если не стоять насмерть с лозунгом Не отдадим врагам ни километра распредсетей! - получится абсолютно работоспособная, нормальная конструкция.
КТО НЕ РИСКУЕТ - ТАРИФОВ НЕ ПОВЫШАЕТ
Проблемные зоны в стране неоднородны. В Сибири - одни, на Дальнем Востоке - другие, на Урале - третьи, в Центре - четвертые. В энергетике Центра хорошая ситуация с резервом мощностей, их более 20 процентов. Здесь одна из самых развитых сетевых инфраструктур в стране. Это означает, что предпосылка для реального конкурентного рынка в ЦШО в энергетике самая продвинутая из всех округов страны.
Монополизировать рынок здесь будет крайне сложно, если говорить точнее, реально просто невозможно.
Вместе с тем это вовсе не означает, что нужно бросаться с головой в этот самый рынок. Да, именно отсюда следует очень важный вывод в отношении первой опасности - роста тарифов. Увы, но рост тарифов в следующие два года в энергетике неизбежен. Этот факт уже многократно озвучивал глава РАО ЕЭС. Причем динамика роста будет в значительной степени предопределена ростом цен на сырье, в частности на газ. Ситуация, когда внутренняя цена на газ составляет 20 долларов за тысячу кубов, на границе - 120 долларов, а чем дальше за пределы России, то и 200, и 300 долларов, является, с точки зрения Чубайса, абсолютно ненормальной. Однако он отнюдь не считает, что нужно спешно выравнивать цены. Никакого выравнивания цен на услуги ТЭН у России с Европой нет, не может быть и никогда не будет, - категорично заявляет Чубайс. - У нас всегда будут цены ниже, чем в Европе. И тем не менее цены не могут оставаться такими, какие они есть сегодня. Сейчас у нас просто бросовые цены, которые уродуют всю структуру товарного производства в ТЭН. В ходе вполне естественного процесса именно энергетика неизбежно воспримет на себя ценовые последствия. Но рост цен на электроэнергию будет предопределен динамикой цен на газ.
- Анатолий Борисович, считаете ли вы, что повышение тарифов обусловлено прежде всего ростом цен на топливо?
- Динамика тарифов будет задана динамикой цен на потребляемое топливо, но с некоторыми очень важными особенностями, лежащими еще глубже. Одна из особенностей называется перекрестным субсидированием.
Дело в том, что помимо проблемы общего уровня тарифов, влияния на эти тарифы газовой составляющей или топливной составляющей в целом сегодня есть гораздо более острая проблема в тарифной политике, которая уже многими регионами осознана, и некоторые регионы начали ее решать, но, к сожалению, пока еще далеко не все. Эта проблема называется межотраслевое и перекрестное субсидирование. Например, сравним тарифы: крупного промышленного потребителя (тариф 66,7 копейки в Центре], мелкого промышленного потребителя [76 копеек), непромгруппы (75 копеек], городского населения (36 копеек], сельского населения (31 копейка), оптовых потребителей и перепродавцов (34 копейки). В начале и конце цепочки - разница в два с лишним раза.
- Наверное, так рынок устроен. Перепродавец или оптовик отпускает товар промышленному потребителю и должен иметь свой профит. Чем же это плохо?
- Плохо, а самое главное - это неизбежно в ближайшее время будет разрушено. Ну, или спокойно, последовательно преодолено в случае выбора правильной тарифной политики региональными энергетическими комиссиями. Содержание вопроса технологически здесь достаточно простое. Есть городское, сельское население, ОПП со своими сетями низкого напряжения - 0,4 и 220 вольт, в то время как крупный промышленный потребитель требует сети 110, 220, 500 киловольт. Поскольку межсистемная линия электропередач - это как раз и есть линия 220, 330, 500, это означает, что, для того чтобы с такого напряжения довести электроэнергию до потребителя, работающего на напряжении 220 вольт, необходимо пройти через несколько подстанций, через несколько трансформаторов, на каждом из которых происходят соответствующие затраты, что означает соответствующее удорожание каждого киловатт-часа. Физически электроэнергия, доставленная городскому населению, дороже на десятки процентов либо в разы, чем физически электроэнергия, доставленная крупному промышленному потребителю. Это факт.
- Так все дело в физике процесса?
- Нет, дело еще и в том, что эту физику, эту реальную ситуацию очень хорошо понимает потребитель, особенно крупный, промышленный, который в ряде регионов прямо и ясно формулирует свою позицию. Покупная на ШОРЭМе - 30 копеек, розничный тариф для промышленности - 66 копеек. Ну, право же, не нужно быть большим стратегом, чтобы понять, что дальше будет происходить. А дальше - массовый дикий прорыв на ШОРЭМ крупнейших промышленных потребителей. Либо цивилизованный. Вот и вся альтернатива.
Когда мы вместе с белгородским губернатором вырабатываем осторожную технологию поэтапного вывода Лебединского ГОНа на ФОРЭМ, мы именно эту задачу решаем. Мы начинали с того, что Лебединский ГОН пробил все барьеры, получил решения всех видов судов, любых видов и мастей - мы знаем, как это делается, - и принял постановление о выводе на ФОРЭМ. Что это означает для Белгородэнерго? Это означает потерю 40 процентов выпадающих из бюджета доходов. Что дальше? С этого момента нужно всю эту гигантскую нагрузку - 40 процентов дохода в энергосистемы - переложить на оставшихся потребителей, прежде всего на население, без веяной
подготовки. Совершенно разрушительный вариант, действительно ставящий на грань разрушения энергосистему, да и область в целом. Так действовать нельзя.
- А как можно?
- Для того чтобы выйти из ситуации, есть единственный способ. Максимально полное устранение перекрестного субсидирования. На какую величину можно и нужно снизить тарифы для промышленности, чтобы уйти от перекрестного субсидирования? Величина эта, скажем, для Астрахани - чуть более 20 процентов, для Костромы - 25 процентов, для Нижновэнерго - 40 процентов...
- Вот и замечательно, снижайте на здоровье...
- Я повторю, речь идет о снижении тарифов. Но для этого необходимо будет самое тяжелое и очень непростое повышение тарифов для населения, масштабы которого измеряются цифрами не десятков, а сотен процентов...
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА
- Однако! А ведь действительно, с десяти старушек по десять рублей будет в десять раз меньше, чем если с каждой из них по сто... И когда же такое всеобщее счастье отмены перекрестного субсидирования наступит?
- Естественно, было бы безумием делать это с плеча. Но, я повторю еще раз, речь идет не о желании председателя правления РАО ЕЭС. Речь идет о диалоге между промышленниками и губернаторами, который уже начался. Уходить от него было бы грубейшей ошибкой.
И действительно, уже сейчас целый ряд энергосистем начал принимать решения в направлении отказа от перекрестного субсидирования. В Орле - уменьшение на четыре пункта (это очень серьезное уменьшение перекрестного субсидирования), в Курске, Владимире, Вологде, Москве, Нижнем Новгороде, Рязани, Тамбове. И вместе с тем есть целый ряд энергосистем, который двинулся в обратном направлении, например Волгоград и Кострома. Их действия самоубийственны. Они взорвут ситуацию, с которой мы вместе с губернаторами не справимся. Эта проблема в отличие от проблемы якобы неконтролируемого всплеска тарифов, про которую с утра до вечера говорят СМИ, абсолютно реальная, абсолютно актуальная и абсолютно острая, требующая действий немедленно.
- Наверное, не обойти еще один волнующий субъекты РФ вопрос: налоговые потоки в местные бюджеты в результате всех этих реструктуризации не оскудеют?
- Проблема, о которой говорят практически все губернаторы и которая в моем понимании вообще незначима.
Почти все губернаторы с опаской говорят: вы сейчас там нареформируете, разделите, потом объедините, создадите структуры новые - а я потеряю налоговый источник в бюджет. Отвечаю: не потеряете. Не хочу перегружать информацией, поэтому просто примите на веру.
"Биржевые ведомости"
01.03.2002
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/smi.cgi?news=00000001361