21 декабря 2006
3098

Нескромник с покровки умоет каждого

- Почему вы, имея свой театр, ставите спектакли "на стороне"? Вам у себя тесно?

- Нет, мне не тесно. Но когда друзья просят меня поработать с ними, то я иногда соглашаюсь, как сейчас. Тем более что с Ширвиндтом и Державиным мы уже работали вместе над спектаклем "Счастливцев-Несчастливцев".

- Признайтесь, этот спектакль делаете как "подарочный" себе к круглой дате?

- На самом деле это не подарок, а работа, но раз так совпало... Я себе много подарков сделал, в том числе две премьеры в моем театре. Там 15 сентября я сыграю в "Пяти вечерах" Александра Володина, которые я поставил и где играю главную мужскую роль. Другая премьера - пьеса "В тишине", где занята молодежь театра.

- Круто берете: в 40 лет - театр, в 50 - три спектакля... А, например, в 30 лет вы были скромнее?

- Нет, особо скромным я никогда не был, хотя сам всегда считал себя таким - кажется, я никогда не толкался локтями и никуда не пробивался. Правда, в 25 лет, когда я только учился актерскому мастерству в Свердловском театральном училище, я громогласно объявил однокурсникам, что через 10 лет буду главным режиссером. Я не рассчитывал на столицу - тогда я бы дал себе больший срок. В Москве я стал главным режиссером в 37 с половиной - в Театре комедии.

- Почему в своем театре вы захватываете себе главные роли во многих спектаклях - не находите достойных актеров или пользуетесь служебным положением?

- Естественно, пользуюсь служебным положением: в большей степени это мои эгоистические честолюбивые актерские дела, которые мне хочется удовлетворить. Кто это мне из режиссеров предложил бы сыграть Гамлета или Мольера?..

- А угрызения совести не мучают?

- Нет, потому что это вещи, которые мне всегда хотелось сделать. В театральном училище мне заранее определили амплуа комика, и я смотрел на себя их глазами: "Ну конечно, ты не Чацкий и не герой-любовник. Только характерный и комический актер". Можно было с этим не соглашаться внутренне, но продолжать делать только то, что дают. Я же решил доказать педагогам, что я "больше". Мне шли навстречу, и только за первый курс я перешел из простых комиков в драматические. К концу учебы в дипломном спектакле я уже играл Федю Протасова.

В этот момент Арцибашев в очередной раз срывается со своего режиссерского кресла и со словами: "Сейчас, только покажу им, как надо играть!" - мчится на сцену. Там молодая актриса стесняется, словно школьница, страстного поцелуя со своим возлюбленным. "Давай я тебя поцелую!" - предлагает Арцибашев. Этот вариант ее не устраивает, и она что-то отвечает, тушуясь. "Ему еще нет пятидесяти, не наговаривай! - подступает тяжелая артиллерия в лице Ширвиндта. - Давай со мной, я покажу". Но молодежь решает справиться сама. Худрук Сатиры кидается обратно на свою кровать посреди сцены и возмущенно кричит слова из роли: "Кошмар! У постели умирающего отца, как звери! Хотя бы подождите, пока остынет тело!" Арцибашев потирает руки и садится на место.

- Ну и как актеры реагируют на то, что вы переигрываете за них все роли?

- Они смеются. Но те, кто со мной давно работает, привыкли и знают, что словами мне намного дольше все объяснять, чем сыграть, и что-то из моей игры они улавливают.

- Из Театра на Таганке, где у вас стаж 9 лет, вы уходили из-за несовпадения мнений с руководством?

- На Таганке был мой дебют на московской сцене, причем я попал в самый зенит его славы. Но потом пошли трагические события: умер Высоцкий, уехал Любимов, и амплитуда моих жизненных и профессиональных отношений с театром металась снизу вверх с необыкновенной быстротой. Потом пришел Эфрос, затем Губенко. Время уходило, а моих новых спектаклей не было...

- Сейчас "На Покровке" играет ваш сын. Он пойдет по вашим стопам?

- Ему 17 лет, он серьезно занимается фортепиано, и я занял его в спектакле "Пастух", где ему нужно исполнить вживую одну композицию - я хотел показать, как Ленин слушает "Аппассионату". Где-то в 93-м году я тоже хотел использовать его как пианиста - сына главной героини, которая его муштрует. Но потом я понял, что мои репетиции не совпадают с его уроками...

- А вы занимаетесь муштрой сына?

- Нет, хотя, по моей легенде, именно я подбил сына на занятия музыкой. Как-то раз он не хотел заниматься и просто барабанил по клавишам - по басам. Я вместо того, чтобы ругать его, сказал: "Это как будто медведь идет через бурелом. О, а это лисичка или зайчик!" Через неделю он зовет меня, начинает наигрывать мелодии и интересоваться, на что это похоже... Мне кажется, что ему сейчас интересно со мной, и чувствую, что многие его остренькие вопросы с некоторой подковырочкой - на житейские темы, по поводу отношений с девушками интересуется: "Как у тебя было?"

- Честно отвечаете?

- Стараюсь честно и откровенно. Вспоминаю свои ошибки - пусть он на них учится...

Автор: Мария Костюкевич

Сайт: Характерные актеры российского кино

21.12.2006

www.peoples.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован