Помощник депутата Государственной Думы Бобырева В.В., кандидат юридических наук Андреев Геннадий Владимирович
Россия - миграционно привлекательная страна, традиционный рынок применения трудовых ресурсов из стран СНГ и дальнего зарубежья.
В условиях глобализации мировой экономики миграция населения станет одной из важных особенностей мироустройства России в 21 веке.
Стратегический курс нашей страны в сфере миграции направлен на стабилизацию общей численности населения, содействию устойчивому социально-экономическому развитию страны, реализации национальных и геополитических интересов, в том числе с участием образованных и законопослушных людей, уважающих российскую культуру и наши национальные традиции.
24 октября 2006 года, на Всемирном конгрессе соотечественников Президент Российской Федерации В.В. Путин объявил, что "мы будем бороться с нелегальной трудовой миграцией, но в то же время будем упрощать процедуру легализации тех, кто живет и работает на территории Российской Федерации".
Незаконная миграция - одна из острейших и взрывоопасных проблем для нашей страны.
Очевидно, что сложившаяся в стране ситуация с незаконной миграцией является следствием распада Советского Союза. Государственная система и правоохранительные органы были не готова к такому громадному наплыву людей в Россию. Иммиграционному давлению подверглись практически все субъекты Российской Федерации, но, прежде всего, регионы, имеющие высокие темпы экономического роста. Нередко иностранцы нарушают режим пребывания в нашей стране.
По моему мнению, удельный вес легальных работников-мигрантов в 2005 году составлял только 1% от численности занятых в экономике Российской Федерации. Разделяю точку зрения отдельных специалистов, что на одного работающего иностранца приходится десять незаконных мигрантов.
В настоящее время формируется новая миграционная политика нашей страны и в рамках реформы предстоит решить следующие проблемы.
Во-первых, устранить несовершенство методики статистической оценки нелегальной миграции. Существующие данные имеют значительные расхождения от 3 до 22 млн. человек. Например, по экспертным оценкам МВД России и ФМС России, их количество составляет 15 млн. человек, из которых на долю граждан стран СНГ приходится около 80%, но география стран выхода незаконных мигрантов значительно расширяется (Китай, Вьетнам, Афганистан, Корея, Индия, Пакистан, Монголия).
По моим расчетам, 2005-2006 годы темпы незаконной миграции возросли в 3,7 раза и приобрели весьма острый характер, что естественно может привести к изменению социальных и иных характеристик в целом по стране.
Необходим комплексный подход правоохранительных органов к выработке критериев и оценки масштабов этого явления, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации.
Во-вторых, сократить негативные тенденции в сфере незаконной миграции. Например, в 2005 году за нарушение миграционного законодательства к административной ответственности привлечено иностранных граждан в 40 раз больше, чем в 1993 году (40,6 тыс. человек).
В-третьих, пресекать преступную деятельность, связанную с "работорговлей".
К причинам, способствующим незаконной миграции из-за рубежа можно отнести:
- "прозрачность" границ России;
- отсутствие эффективной системы иммиграционного контроля на соответствующих постах в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
- недостаточное федеральное финансирование на выдворение иностранных граждан, прибывающих на территорию России в качестве туристов или по частным делам, и уклоняющихся от выезда по истечении определенного им срока пребывания;
- отсутствие денежных средств в бюджетах субъектов Российской Федерации и законодательной базы, необходимых для создания депортационных центров для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства;
- отсутствие правового урегулирования работы с несовершеннолетними из стран ближнего и дальнего зарубежья, механизма содержания и последующей депортации данной категории лиц;
- несовершенство законодательства в отношении лиц, являющихся пособниками незаконной миграции;
- недостаточный уровень работы по укреплению взаимодействия Федеральной миграционной службы Российской Федерации, МВД России с правоохранительными подразделениями иностранных государств, для осуществления информационного обмена (о наличии у оформляемых граждан-мигрантов судимостей, склонности к совершению преступлений, в первую очередь насильственного характера) по вопросам, возникающим при принятии решений о выдаче разрешений на работу гражданам, приехавших в Россию;
- недостаточное внимание незаконной миграции из России.
- сложность социальной адаптации мигрантов в российском мультикультурном обществе.
В результате неблагоприятных условий незаконные мигранты начинают заниматься криминальной деятельностью, в том числе и в составе организованных групп, сформированных по этническому принципу.
В частности, они контролируют распространение наркотиков, проституцию, совершают значительную часть имущественных преступлений, преступлений против жизни и здоровья граждан, в том числе связанных и с торговлей людьми.
В целях осуществления иной криминальной деятельности в ряде регионов страны нередко сращиваются с местными организованными группами и коррумпированными чиновниками.
Незаконная миграция поэтапно превращается в отлаженный криминальный бизнес с разветвленной структурой, значительным количеством вовлеченных лиц и огромным оборотом финансового капитала.
Преступные формирования незаконных мигрантов создают практически неконтролируемый рынок товаров и услуг, уклоняются от уплаты налогов, ведут противоправную коммерческую деятельность, в том числе связанную с производством и распространением некачественной и поддельной продукции.
Крупный теневой оборот денежных средств привлек в этот сектор экономики значительное число лиц с криминальной направленностью, включая этнические преступные группировки.
Это сопровождается наркотизацией, алкоголизацией населения, ростом бездуховности и безкультурья особенно среди молодежи, что вызывает резкое неприятие со стороны местного или коренного населения.
По данным МВД России, в 1-ом полугодии 2006 года иностранными гражданами в Российской Федерации уже совершено 33, 4 тыс. преступлений, что на 9% больше соответствующего периода прошлого года.
Наибольший рост совершенных преступлений иностранными гражданами произошел в регионах с наибольшей концентрацией незаконных мигрантов, а именно: в Южном федеральном округе - на 15,7%, в Дальневосточным федеральном округе - на 14,5 %, в Центральном федеральном округе - на 12,4 %.
В указанный период в отношении иностранных граждан в Российском Федерации совершено 8 тыс. 742 преступления (рост составил - 21,4%).
Значительно возросло также количество преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан в ранее указанных федеральных округах (в Центральном - на 32%, Дальневосточном - на 32%, Уральском - на 20,5 %).
Совершаемые преступления несут за собой ухудшение криминогеной обстановки, подрывают общественной порядок и безопасность в стране.
По моему мнению, незаконная миграция из стран ближнего и дальнего зарубежья приводит к:
- серьезному ухудшению социального положения россиян в местах оседания чрезмерного числа иммигрантов из-за роста безработицы среди экономически активного населения страны (по данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, в сентябре 2006 года уровень безработицы составил 7,1 % экономически активного населения страны - 5 млн. 290 тыс. человек),
- существенному снижению эффективности реализации Российской государственной программы по переселению соотечественников;
- утрате доходов государства из-за недополучения платы за использование иностранных работников, уклонения от уплаты налогов в бюджеты различных уровней и платежей в социальные внебюджетные фонды;
- незаконному оттоку денежных средств из России в экономику других стран;
- формированию теневого оборота финансовых средств в значительных объемах и их использованию для финансирования преступной деятельности, детерминации целого ряда других видов преступного промысла, в том числе ранее редко встречающиеся в правоприменительной деятельности (например, контрабанда экзотических животных);
- легализации денежных средств, нажитых преступным путем, посредством приобретения наиболее рентабельных предприятий или их акций;
- к возможному развитию организованной преступности, созданию этнических транснациональных преступных сообществ;
- массовому распространению на территории Российской Федерации фальсифицированных и некачественных товаров, а также контрабандных товаров, ввозимых в Россию мигрантами;
- в создании стойких криминальных формирований, активно участвующих в транспортировке, торговле наркотиками и оружием, создании системы "работорговли";
- к внутренней криминализации многочисленных сплоченных диаспор выходцев из стран ближнего и дальнего зарубежья, незаконно проживающих на территории России, неприятие ими норм российского законодательства (данные нарушения законодательства, в свою очередь, способствуют незаконной легализации иностранцев, увеличивая вероятность оседания на территории России представителей организованных преступных сообществ, международных террористических организаций, что может привести к неблагоприятным последствиям);
- дальнейшему росту криминальной активности иностранных граждан с преобладанием в структуре преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, оружия, с совершением тяжких преступлений против личности, легализации незаконно нажитых доходов.
- пополнению организованных преступных формирований, развитию террористической деятельности;
- возможному росту преступлений, совершенных на почве национальной, расовой и религиозной розни;
- формированию территориальных анклавов с большинством либо со значительной долей некоренных для страны этнических иммигрантов среди населения и к последующему возможному вмешательству государств - поставщиков мигрантов во внутренние дела России в целях защиты прав и интересов своих соотечественников;
- нерыночное повышение цен на жилье, продукты питания, а также возникающей недостаточности уровня здравоохранения, образования и социальной защиты населения;
- к устойчивому росту числа организаций и предприятий различных форм собственности, нарушающих законодательство и активно привлекающих нелегальную иностранную рабочую силу.
- резкому усилению имеющихся трений и напряжения в сфере межэтнических отношений или к возникновению новых этнических конфликтов и даже столкновениям в ранее политически стабильных регионах;
- к ухудшению материальных и культурно-бытовых условий жизни населения в этих районах, осложнению криминогенной обстановки; дополнительным расходам со стороны государства и местных бюджетов на правоохранительную деятельность, содержание объектов социальной инфраструктуры;
- к использованию экстремистами и провокаторами протестной активности населения, все активнее возражающего против нелегальной миграции.
Суммарно незаконная миграция наносит серьезный вред международному авторитету России.
Правоохранительным органам России и стран СНГ на основании соответствующих международных соглашений и договоров необходимо стремительно уменьшить деструктивный потенциал незаконной миграции на криминогенную, социально-экономическую обстановку на постсоветском пространстве.
В целях повышения эффективности борьбы с незаконной миграцией иностранных граждан на территорию России, представляется целесообразным:
1. Совершенствование и развитие законодательной базы, регулирующей миграционные процессы и при этом обеспечивающей защиту прав мигрантов, создание системы информационного обеспечения и статистического учета для реализации государственной политики в сфере борьбы с незаконной миграцией.
2. Создание системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышение квалификации специалистов в сфере противодействия незаконной миграции.
3. Усиление контроля за выдачей дипломатическими представительствами за границей российских виз лицам из так называемых "неблагополучных" в социальном и экономическом отношении стран.
4. Рассмотреть возможность сокращения перечня документов, дающих право на пересечение государственной границы Российской Федерации в безвизовом порядке для граждан СНГ.
5. На постоянной основе осуществлять правоохранительными органами комплекс совместных оперативно-профилактических мероприятий по выявлению и пресечению нарушений миграционного законодательства, с последующей депортацией иностранных граждан и лиц без гражданства в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также в местах значительной концентрации мигрантов.
6. Рассмотреть вопрос об усилении ответственности в отношении граждан, предоставляющих иностранным гражданам регистрацию по своему месту жительства, а также лиц, предоставляющих им работу не имея на то соответствующего разрешения.
7. Органам власти постоянно привлекать научно-исследовательские институты и учебные заведения, жителей регионов России, общественные организации, национальные диаспоры при решении проблем незаконной миграции.
8. Необходимо ориентировать нашу миграционную политику на привлечение легальных институтов этнических общин и землячеств к формированию законопослушного поведения мигрантов в жизни нашего общества.
9. Создать завершенную законодательную модель привлечения мигрантов к трудовой деятельности. Для этого необходимо:
Координация действий правоохранительных органов по борьбе с незаконной миграцией, усиление государственного контроля за въездом, пребыванием и выездом иностранцев в нашей стране, а также создание действенной и эффективной правовой системы, способны существенно влиять на миграционные процессы и противодействовать незаконной миграции.
http://bobyrev.ru/