НИКОЛАЕВ АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ. Президент – генеральный директор ОАО «АВТОВАЗ» с 1996 по 2002 годы.

1 июня 2017 года ушел из жизни 5-й Генеральный директор-Президент АВТОВАЗа Алексей Васильевич Николаев. Но он продолжает жить в наших воспоминаниях. Его соратники и коллеги подготовили и издали в 2021-ом году книгу воспоминай о нем под редакцией Арцыкова В.Г. Руководил инициативной группой по изданию книги «История АВТОВАЗа в лицах» – Путкин В.В. Ниже публикуются воспоминания Ляха В.А. – помощника Николаева А.В., управляющего делами президента-генерального директора ОАО «АВТОВАЗ».
Main %d0%92%d1%8b%d1%81%d0%be%d1%82%d0%ba%d0%b0   %d1%87%d0%b0%d1%81%d0%be%d0%b2%d0%bd%d1%8f

Вечером, в один из первых дней февраля 1993 года, в моем кабинете строящегося корпуса 15/2, цеха «Мотор 7», раздался звонок. Было довольно поздно, но в это время под моим контролем на сварке фундаментов работали люди. Меня искали, чтобы пригласить к директору Механосборочного производства Головко Н.М. Николай Максимович выслушал мои сообщения о ситуации в цехе, а затем очень долго и душевно рассказывал про Волжский автомобильный завод, о перспективе развития, акционировании и еще о многом другом.

       Я не понимал, для чего меня вызвали и для чего директор мне  все это рассказывает?  И что за листок лежит у него на столе, в котором моя короткая фамилия была на первом месте? Не выдержав, я задал Головко вопрос: «Николай Максимович, мы уже знаем давно друг друга, зачем Вы меня пригласили»? Он помолчал, а затем, улыбнувшись, ответил, что первому заместителю Генерального директора АВТОВАЗа Николаеву А.В. требуется помощник. Наш  выбор от МСП пал на тебя. Работа будет разнообразной и ее будет очень много. Поэтому  требуется человек, который будет ему помогать в этой работе. Ты должен не подвести нас и идти с ним до конца…

      Через день я оказался в кабинете Николаева А.В. Передо мной сидел один из первых руководителей огромного завода, человек команды В.Н.Полякова. Легенды о работе Николаева, его работоспособности, преданности и трудолюбии звучали от многих руководителей завода. Алексей Васильевич, глядя из-под очков, начал задавать вопросы. Я, несмотря на волнение, довольно быстро отвечал…( После долгих лет работы с Николаевым, понял, что когда он интересовался тем или иным человеком, он задавал ему 3-4 вопроса, если человек отвечал так, как Алексей Васильевич считал правильным и нужным, то он продолжал беседу. Если нет, то быстро терял интерес к человеку…) После нашей беседы, он сказал: « Вы мне подходите, выходите завтра на работу. Все указания по приказу я дам». Так начался этап моей работы с этим неординарным, самобытным человеком.

        Поначалу работа с Алексеем Васильевичем давалась мне очень трудно, шло притирание друг к другу. Начинали работу, слушая селектор завода о состоянии дел прошедшего и текущего дня. Проводились регулярные совещания, на которых ставились те или иные задачи. Голос у Николаева, когда он вел совещание, был тихим и при шуме двигающегося конвейера на 2-ой вставке, его было почти не слышно. Повышал он голос только тогда,  когда особенно был чем-то или кем-то недоволен. Для ведения протокола это было очень сложно и трудно.

Характерной чертой  Николаева было строгое соблюдение распорядка своего дня, его трудоспособность. Начинал он день в 7.15, выходя из дома, где его ждал автомобиль. На заводе: селектор, различные совещания, обед. А затем работа продолжалась до самого позднего вечера и даже до поздней ночи. Возвращались домой зачастую вместе, так как мне приходилось сопровождать автомобиль Николаева из-за тревожной обстановки. Выходя из автомобиля, Алексей Васильевич прощался и говорил всегда одну и ту же фразу: «Завтра, как обычно». То есть, утром автомобиль должен ждать его в 7.15 у дома и это несмотря на то, что завтра уже наступило. Часто приходилось встречать его в аэропорту в 3-4 часа ночи и когда его привозили домой, он всегда говорил только ту фразу. Был случай, когда мы встретили его в пять утра. А в шесть приехали домой. Выходя из машины, он сказал: «Как обычно». Постояв час, мы увидели, как Алексей Васильевич хорошо выбритый, свежий вышел из дома, сел в автомобиль и мы поехали на работу. Зачастую, когда ехали с ним в машине после тяжелого, трудного дня, я спрашивал его, устал ли он. Ответ был один: «Как обычно».

      Алексей Васильевич очень любил спорт. А особенно хоккей. Не было случая, чтобы он пропускал домашние матчи хоккейной команды «Лада». Весь дворец спорта «Волгарь» видел, как он болел за команду, сидя на втором ряду. Рядом же, неизбежно сидел его друг и соратник, президент хоккейного клуба К.Г.Сахаров. Перед игрой, внимательно изучив хоккейную программу, не поворачиваясь, Николаев отдавал ее мне. Сидя в следующем ряду за ним, я тоже с удовольствием наблюдал за игрой. После начала моей работы помощником, мы сошлись с ним на том, что оба любим эту игру. Обычно после селекторного совещания и моего доклада обо всех производственных делах, Алексей Васильевич интересовался хоккейными событиями: на каком месте «Лада», какие игры будут следующие, какие у нас перспективы. Мне же приходилось доставать скудную по тем временам информацию о результатах матчей. Особенными были игры с ярославским «Локомотивом». Когда мы побеждали, я обычно подтрунивал над Алексеем Васильевичем, что мы обыграли его земляков. На что он всегда отвечал: «Я – тольяттинец!» Он очень радовался,  когда хоккейная «Лада» становилась чемпионом России. Это были победы не только хоккейной команды, а победы всего завода! Почти все заводские руководители посещали эти матчи. Это было общее объединение к единой цели! А вот футбол, гандбол он не посещал, но всегда интересовался и помогал в решении организационных вопросов. Однажды летом мне удалось затащить его на игру женской футбольной команды. Я тогда возглавлял женский футбольный клуб «Лада», был президентом клуба. Посмотрев игру, Алексей Васильевич сказал, что было интересно и когда еще будут интересные игры, то приглашайте, постараюсь придти. В тот год – женская футбольная команда выиграла чемпионат России и кубок России.

        В один из дней апреля 1999 года, Алексей Васильевич пригласил к себе. И обратился с просьбой: «Есть такое мнение о создании литературно-издательской группы в вашем управлении. Наступил момент, когда нужно рассказывать про историю завода, а главное это рассказать о работающих на заводе людях и не только руководителях. Писать будет Шаврин Анатолий Александрович. Тем более, что один том им уже написан, но его надо переиздать и двигаться дальше, создавая новые книги. Если не возражаете, то я подпишу  контрольное постановление». Так у меня в управлении появилась литературно-издательская группа. С Шавриным мы сразу нашли общий язык. Он готовил список людей, о которых надо написать статьи. Мне же необходимо было утвердить данный список у Николаева, изыскать и утвердить бюджет, оказывать помощь, если что-нибудь задерживалось или тормозилось. В течение четырех лет нами издано четыре тома книг по истории завода. Кроме того, были подготовлены книги о В.Н.Полякове и о Р.Д.Кислюке. Шаврин А.А. работал с большим желанием и хорошей самоотдачей. Алексей Васильевич, иногда бросал скупые похвалы после очередной изданной книги. После создания Дирекции по информационным системам, под руководством  Нахмановича П.А., группа была передана туда.

       В 90-е годы, когда произошел развал государства, особенно досталось АВТОВАЗу. Если раньше автомобили, сходя с конвейера, отправлялись по своим адресам в стране, или за границей, и денежные средства поступали регулярно на счет завода, то после случившегося, завод должен был сам заботиться сначала об изготовлении, а затем о реализации продукции, и самое главное о поступлении денежных средств. После схода  с конвейера происходило затоваривание автомобилей и из-за отсутствия адресов отгрузки их приходилось  парковать на территории завода. В то время, Алексей Васильевич был особенно хмурым. Сам объезжал территорию завода, затем вечером на селекторном совещании происходил разбор полетов. В связи с не реализацией нашей продукцией возникали задержки по заработной плате. Росло недовольство в коллективе. В это время, (конец 1995 г., начало 1996 г.) Каданников В.В. был назначен первым заместителем премьер-министра страны, а завод принял Николаев А.В.

       Проблема на заводе была настолько серьезной, что Алексей Васильевич, собрав руководителей, огласил своё решение о том, что всем руководителям завода замораживаются все выплаты  по заработной плате. Принять такое решение было не просто. Выплаты происходили только минимальные. Если положение выправится, говорил Николаев, то все премиальные и полагающиеся доплаты будут выплачены. И действительно, несмотря на все трудности, все долги по заработной плате руководителям были возвращены.  Каждый руководитель понимал тогда, что от совместных правильных действий завод будет выпускать продукцию, а коллектив будет продолжать трудиться в сложившейся ситуации.

      Еще одна черта Николаева. На совещаниях с  руководителями  Алексей Васильевич очень внимательно выслушивал доклады и редко перебивал выступающих. Заключение он делал по существу и если руководитель ошибался, а тем более обманывал, то спуска ему не было. Все знали, что во второй-третий раз, будут сделаны организационные выводы. Это был стиль работы команды В.Н.Полякова. Давая указания и поручения, Алексей Васильевич как бы забывал о них, но с меня требовал постоянно справки о выполнении этих решений. Если сроки нарушались, то готовились постановления о наказаниях.

      После назначения А.В.Николаева президентом-генеральным директором, возобновились встречи с коллективами производств. Регулярно, раз в неделю, согласно разработанному  графику,  он посещал производства, встречался в коллективах с активом. После таких встреч, наиболее актуальные вопросы ставились на контроль. За их исполнением Алексей Васильевич постоянно следил и жестко требовал отчета о выполнении принятых решений. Чувствовалось, что к руководству заводом пришел не только ответственный руководитель, а действительно хозяин завода, который болеет за порученное дело. И руководители, и рабочие вздохнули с облегчением, что работа за выживание  может давать   хорошие результаты.

        В то время на завод приезжали многие известные в стране люди. Организовывались встречи Николаева с Петром Авеном («Альфа-банк»), губернатором  Саратовской области Аяцковым Д.Ф., Спиваковым В.Т. и многими другими. Особенно, запомнилась встреча с Ростроповичем М.Л., он из прессы узнал, что завод скоро начнет выпуск новой «Нивы» ВАЗ-2123 и хотел бы стать первым покупателем. Во время встречи Алексей Васильевич рассказал о жизни и перспективах завода. С высоты 23-его этажа Ростропович осмотрел завод, панораму города и был  восхищен увиденным. Затем он посетил главный конвейер и научно-технический центр. В НТЦ  символично внес первый взнос за автомобиль. Алексей Васильевич долго вспоминал  встречу с этим интересным, позитивно настроенным человеком из сферы искусства.

       Друзей у Алексея Васильевича было очень и очень много. В первую очередь, это те, кто трудился рядом с ним: Каданников В.В., Ляченков Н.В., Сахаров К.Г., Степанов Ю.Б., Скринский П.Н., Нестеров В.А., Хатунцов Н.П., Сушков В.Н., Скибинюк В.И. и почти все руководители Механосборочного производства, к которым он относился особенно. Ну а первыми друзьями были, конечно, Сахаров К.Г. и Головко Н.М. С Константином Григорьевичем Сахаровым они вместе проводили свободное время. Планировали и ездили в поездки. Всегда вместе посещали хоккейные матчи, ездили на рыбалку, охоту. Беседовали о будущем завода, спорили, что-то друг другу доказывали. Но на большинство вещей у них были одинаковые взгляды. С Головко Николаем Максимовичем общение было редким, но чувствовалось, что это крепкая дружба.

        О Николаеве Алексее Васильевиче, можно писать и рассказывать очень и очень много. Мне он запомнился как руководитель, который: 

 –  Доверял соратникам  на сто процентов во всех делах;

 –  Был скромен, но в меру;

 –  Большой жизнелюб и трудоголик;

 –  Преданный своему делу человек, который любил свой завод и не мыслил себя без него;

 –  Если обещал что-нибудь кому-либо, то всегда выполнял;

 –  Большой любитель спорта и отдыха, в основном хоккея, рыбалки и охоты;

 –  Был очень разносторонним человеком и интересовался буквально всем.  (Уже находясь на пенсии, он с упоением рассказывал, что начал знакомиться с историей Самарской области и ее героических людях. Ждал передач на эту тему  по Самарскому телевидению);

 –  Никогда не унывал, а только любил преодолевать трудности. О трудностях 90-х всегда вспоминал с улыбкой;

 – Всегда поддерживал новые идеи. Так на заводе были решены многие вопросы: проведена  реорганизация многих структур завода, изменена система оплаты труда рабочих и руководителей, принято решение по оплате отдыха сотрудникам завода и другие;

 –  Был всегда стрессоустойчивым, никогда не показывал, что ему плохо, или есть какие-то проблемы со здоровьем.

     И еще. Мне очень и очень повезло в жизни, что я трудился и общался с Николаевым Алексеем Васильевичем. А благодарность и уважение к этому человеку, я сохраню на всю свою жизнь!

Лях Виктор Александрович, ветеран ВАЗа. Помощник Николаева А.В. в период с 1993 по 1996 г., управляющий делами президента-генерального директора по 2005г.

Глава из книги  серии "История АВТОВАЗа в лицах".

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован