06 октября 2004
270

Николай АЗАРОВ: ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ ХЛЕБОРОБА

Орловские хлеборобы приступили к уборке с двухнедельным опозданием, но обещают стране хороший хлеб. Об этом в интервью `Парламентской газеты` рассказывает руководитель Свердловского района - одного из самых стабильных сельских районов Орловской области - Николай Азаров. По итогам уборочной страды прошлого года он награжден государственной наградой - орденом Дружбы.
- Николай Васильевич, известно, что потери озимых в России из-за погодных условий ощутимые. Житница России - Кубань - уже заявила, что соберет на те же 20 процентов зерна меньше, чем в году прошлом. А как Орловщина?

- Есть старая хлеборобская заповедь: не хвались хлебом в полях, хвались, когда он в закромах. Озимые действительно удались не такими, как в прошлом году. Но в году нынешнем орловские хлеборобы намерены выйти на высокий уровень за счет яровых.
Обычно к августу мы уборку заканчивали, а в этом году в начале последнего летнего месяца только начнем. Не скрою, хлеборобам будет труднее, чем обычно в июле, когда уборка идет чуть ли не круглые сутки. Сейчас все наши помыслы, все имеющиеся силы и средства подчинены одному - оправдать надежды земляков на хороший урожай, а значит, и на лучшую жизнь. Полеглые хлеба потребуют от комбайнеров в этом году исключительной собранности и высокого мастерства. Прав наш губернатор: за последние годы мы научились не только выращивать, но и убирать хороший урожай независимо от погодных условий. Другое дело - чем его убирать. За последние 4 года наш район приобрел 70 зерноуборочных комбайнов, а дефицит техники по-прежнему остался: нагрузка на комбайн хоть и уменьшилась до 260 гектаров, но все равно выше оптимального уровня. Что делать? Конечно же, тщательно ремонтировать. С осени прошлого года мы готовили технику как никогда, восстанавливали буквально все изношенные узлы и детали.

- Но ведь может случиться и прошлогодний вариант: собрали рекордный урожай, а крестьянин был гол как сокол, им и остался. Государство тоже прибыли от небывалого урожая не получило, спохватилось и предложило свои услуги покупателя крестьянину лишь тогда, когда основная часть урожая была продана за бесценок.

- Выиграл перекупщик - чаще это теневой бизнесмен средней руки, который и налоги-то в казну не всегда платит. В этом году государству необходимо выступить в роли основного закупщика не только для того, чтобы поддержать своего крестьянина (что, кстати, происходит во всех цивилизованных странах), но, став основным игроком на рынке зерна, упрочить собственное финансовое положение и политическую стабильность в стране.
Недавнюю ситуацию с дефицитом зерна в закромах, который неминуемо должен был привести чуть ли не к хлебным карточкам, помните? Насколько она реальна? Только один пример. Крупный инвестор, который, по существу, владеет несколькими сельхозпредприятиями, взяв у них землю в аренду, запрещает продавать хлеб урожая прошлого года даже для того, чтобы выплатить крестьянам зарплату. Ответ руководителям хозяйств один: `Обходитесь собственными резервами`. А кто-то пытался представить эту ситуацию в стране в виде хлебного дефицита# Здесь другое - игра на хлебном рынке, игра, влияющая на политику, со стороны `хлебного` бизнеса идет уже давно. Игра, в которой государство не входит даже в первую десятку участников.
На Орловщине подобные попытки `овладеть` хлебным рынком выявляются и быстро пресекаются губернатором.

- Строевский вариант реформирования сельского хозяйства, думаю, известен всей стране: раздать крестьянам землю и наделить такой же долей ответственности. Причем крестьянин не должен быть выброшен в самостоятельное плавание, а работать на договорной основе с крупными сельхозхолдингами. И с обязательным контролем государства. Странно другое: в прошлом году Орловщина собрала рекордный урожай, опередила некоторых соседей почти на полтора миллиона тонн, вышла на 1-е место в мире (!) по производству зерна на душу населения, а последователей у нее не так много.

- Это называется `конкуренция амбиций`. Я придумаю еще лучше, думают некоторые. Но не понимают, что на Орловщине ничего не придумывают, здесь научную мысль соединяют с производством. Мне трудно назвать в районе хозяйство, которое бы не сотрудничало с российскими аграрными научными институтами: с Всероссийским НИИ сахарной свеклы в Воронеже, с Московским НИИ сельского хозяйства центральных районов нечерноземной зоны, с НИИ зернобобовых культур Орла# В нашем передовом сельхозпредприятии `Куракинское` все площади зерновых и пропашных культур засеваются только элитными семенами. И урожайность зерновых здесь - свыше 50 центнеров с га, отдельные поля - свыше 70, надои молока - более 5 тысяч килограммов на фуражную корову в год. Директор этого хозяйства Владимир Мишин постоянно привозит из Европы сортовой картофель. Все это он делает для того, чтобы вернуть Орловщине звание картофельного края, утерянное в 90-е годы.
Я скажу, может быть, удивительную вещь, но на Орловщине сельское хозяйство по урожайности и технологиям вышло на европейский уровень. И это при повсеместном дефиците техники... Парадокс, казалось бы. Да, действительно парадокс, который подтверждает истину: без участия политических сил крестьянство будет работать исключительно на недобросовестного перекупщика, а не на родную страну. И ведь просим мы у государства немногого: дайте гарантию на закупку определенного количества зерна, чтобы крестьянин, убирая хлеб, знал, что за него получит.

- Государство и крупный бизнес - сейчас их отношения не особо радужные. А какова, по вашему мнению, роль инвестора в становлении конкурентоспособного российского сельского хозяйства?

- В наш район в последнее время пришел московский капитал. Это достаточно крупный для сельского хозяйства бизнес, владелец которого производит в Москве 60 тонн колбасных изделий в сутки. В селе Борисоглебское нашего района он строит целый аграрный комбинат, состоящий из свинокомплекса на 24 тысячи голов, современного зернохранилища и комбикормового завода, а в соседнем селе модернизирует комплекс для откорма крупного рогатого скота на 5 тысяч голов. Объем инвестиций - более двух миллиардов рублей. Еще один проект, уже другого инвестора, - строительство самой большой в России солодовни, способной переработать 130 тысяч тонн зерна в год. То есть богатые русские не боятся сельского хозяйства, видят его перспективы.
Да, Россию сделают независимой сельскохозяйственной державой отнюдь не единоличные крестьянские хозяйства. Например, руководитель СПК `Ленинское` Леонид Захаров по программе `Славянские корни` строит своим работникам дома: в них заселяются семьи, и если люди проработают в `Ленинском` 10-15 лет, получают это жилье в собственность бесплатно. Скажите, где еще есть что-либо подобное? А у него в хозяйстве действуют добротный Дом культуры, библиотека, даже стадион строится. Сможет ли так обеспечивать своих наемных работников фермер? Нет, конечно. Но неправильным было бы из этой ситуации делать вывод, что фермерству в России конкуренции не выдержать. Наоборот, фермер, чья жизнь и работа, в отличие от крупного собственника, всегда на виду, подстегнет последнего к легализации собственной деятельности, а у рядового крестьянина появится выбор - к кому идти работать.

- Значит, власть всех уровней на Орловщине ждет богатого инвестора с распростертыми объятиями?

- Знаете, сколько в глубинке у него возможностей для развития бизнеса? Не сравнить с крупными городами. А что касается земли, то здесь мнение мое однозначное: земля должна остаться у крестьян, крестьянин должен владеть ею как собственник, только тогда он будет работать с полной отдачей. И орловский опыт подтверждает эту мысль богатыми урожаями. Однако есть земли в районном фонде: почему бы не продать их тем, кто откроет необходимое стране производство? У нас очень много земли арендуют фермеры под строительство прудов, разводят там рыбу, только за последние два года в районе появилось 50 новых водоемов.
В нашем райцентре Змиевка строится детское интернет-кафе: сельские дети не должны уровнем подготовки отличаться от городских, и опять здесь без частного бизнеса не обойтись. Потому что у бюджета никогда на подобное строительство денег не хватит. Сколько в селах школ-развалюх, ютящихся в неприспособленных помещениях библиотек# Частный бизнес, по крайней мере в настоящее время, вкладывать в них деньги не будет. Ему надо получать прибыль. Прибыль от деятельности интернет-кафе получить можно, а какая прибыль от сельской школы? Но для этого и существует государство. Без его помощи село, конечно же, загнется. В стране, к сожалению, понимают это не все. Наш губернатор Егор Семенович Строев, может быть, один из очень немногих в России, кто знает, как отдать в частные руки землю, не навредив при этом крестьянину и государству, не ущемив в конечном итоге учителей, врачей, библиотекарей и сделав Россию процветающей сельхоздержавой.



`Парламентская газета` 02.08.2003http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован