С депутатом Государственной Думы, председателем Комитета по образованию и науке Николаем БУЛАЕВЫМ собственный корреспондент "Парламентской газеты" Александр БАДАНОВ беседует о том, как идет работа с избирателями в его Рязанском округе.
- Николай Иванович , у депутатов Госдумы существует какая-то норма отчета перед избирателями? Как обычно депутат Булаев отчитывается и как работает со своими избирателями?
- В принципе, по общепринятой практике, депутат обязан отчитываться перед избирателями о проделанной работе. И в законе о статусе депутата Госдумы эти нормы обозначены. Что же касается жестких нормативов, то их не существует. Такая работа индивидуальна. С достаточно высокой периодичностью я выступаю по местному телевидению и информирую о своей позиции по тем или иным законопроектам, которые могут быть приняты Думой. Это необходимо для того, чтобы вызвать ответный отклик и узнать, какова точка зрения моих избирателей по конкретному вопросу.
Ну и, конечно же, встречаюсь с избирателями лично. В последние месяцы такие встречи были посвящены только одной проблеме: национальные проекты.
Например, накануне принятия 122-го федерального закона приходит ко мне инвалид. Фронтовик. Ему под 80 лет. Расстегивает на груди рубаху, спрашивает: "Видишь?" Все тело в шрамах, живого места нет. Говорит: "Я воевал. А ты меня лишаешь льгот!" Говорю: "Хорошо. Давайте посмотрим, какие льготы вы сейчас имеете". Он сел и опешил - не мог вспомнить, какие конкретно льготы ему сейчас положены. Я дал ему номер своего мобильного, говорю: "Закон вступит в силу, а в феврале - марте позвоните мне и расскажите, что же на самом деле изменилось в худшую сторону".
Он позвонил только в июне. Говорит: "Николай Иванович, у меня все хорошо. Но 122-й закон все-таки нас ущемляет. Моя жена лежит в больнице, срочно нужны дорогие лекарства, а ей не дают". А ведь в документе четко прописано: если человеку нужны дорогостоящие лекарства, собирается комиссия - и вопрос решается. Я позвонил в больницу, и все утряслось в течение 20 минут. Хотя на все сто процентов уверен, что если бы этот человек, зная закон, сам пошел по этому же пути, то и без моего вмешательства его жена получила бы дорогостоящие лекарства, за которые до принятия закона он заплатил бы две свои пенсии.
В общем, работа с избирателями не одновекторная, не моноструктурная. Она всегда многогранна.
- Согласно статистике, в 2005 году в общественную приемную депутата Булаева обратились 2458 граждан. Очень солидная цифра. С какими проблемами обращаются люди?
- Как правило, это социальная защита, льготы и пособия. Много обращений по пенсионному обеспечению и проблемам ЖКХ. Много жалоб на исполнительную и законодательную власть, на суд, прокуратуру, органы внутренних дел. Ко мне обращаются по вопросам получения гражданства. Есть обращения по совершенствованию законодательства. Есть просьбы об оказании материальной помощи.
Как ни парадоксально это звучит, но многие люди приходят на личный прием не для того, чтобы решить какую-то проблему, а для того, чтобы... просто поговорить, излить душу. Есть люди, которые не верят, что можно вот так запросто войти в кабинет представителя власти. Для человека, потерявшего доверие ко всем уровням власти, это непривычно. Он решил просто испытать, сможет ли прийти на прием к депутату Государственной Думы. Все. Это его основная цель.
- Вам наверняка приходится исполнять наказы своих избирателей. Чем вы гордитесь?
- Во время последней предвыборной кампании меня пригласили на встречу в школу города Рыбное. А школа - полуразвалившийся барак. Пришли родители. Встреча была довольно жесткой. Родители сказали: "Видите, в каких условиях наши дети учатся?" Это было три года назад. А 1 сентября 2005 года в Рыбном ввели в эксплуатацию новую красавицу-школу. Построили ее с нуля. На это дело удалось привлечь из федерального бюджета 50 миллионов рублей.
Или другой пример - колледж для детей-инвалидов в городе Михайлове. Это особое образовательное учреждение, где учатся слабослышащие и глухонемые дети со всей области. Завучем там работает мой бывший выпускник по Спасскому педучилищу. Главная проблема колледжа - отсутствие общежития. Дети снимают комнатки, ютятся кто как может. В 2005 году начали строить общежитие. Всего на строительство из федерального бюджета было выделено 28 миллионов рублей. Через несколько месяцев у детей-инвалидов будет комфортное, теплое общежитие.
Во время посещения Рязанской больницы скорой медицинской помощи я поразился тому, в каком удручающем состоянии находятся операционные. Пообещал, что помогу их отремонтировать. Из федерального бюджета удалось выделить три миллиона рублей. Руководство больницы грамотно распорядилось средствами, и сейчас там три операционных блока в идеальном состоянии.
- А за что вам бывает стыдно перед своими избирателями?
- Самый больной вопрос для меня - зарплата учителей. Я долгие годы проработал в этом качестве и не понаслышке знаю, сколь тяжек хлеб учителя. На меня смотрят в первую очередь как на человека, который обязан решить эту проблему. В целом по стране зарплата учителей увеличилась в несколько раз. Но все же она как была нищенской, такой и остается.
И мне стыдно за то, что я, человек из системы образования, не смог добиться того, чтобы учителя у нас в стране жили достойно. Из-за нерешенности этой проблемы я испытываю большие угрызения совести, больше, чем кто-либо другой.
- Бытует мнение, что депутат фракции "Единая Россия" - это винтик в общем механизме. Или все-таки личность, имеющая право быть несогласным с мнением большинства?
- Действительно, нас часто рисуют винтиками в средствах массовой информации. На самом деле в "Единой России" много грамотных, толковых людей, у которых за плечами большой жизненный опыт. Заставить их быть винтиками просто невозможно! Да такой задачи никто и не ставит. Другое дело, что наши внутренние дискуссии не носят публичного характера. На публику выходят лишь обдуманные, взвешенные решения.
Что же касается взаимоотношений с Правительством, то только некомпетентный человек может сказать, что "Единая Россия" и Правительство друг друга холят и лелеют. Такого не было никогда. Наши отношения с Правительством - профессиональные и достаточно жесткие. Не было ни одного случая, чтобы депутаты голосовали бездумно за предложенный законопроект. Идут жесточайшие дискуссии, споры. Не всегда правы депутаты. Не всегда право Правительство. Но мы работаем, ищем оптимальное решение.
Парламентская Газета. Москва.
24 Марта 2006 г.