24 мая 2005
1121

Николай Герасименко: `Нас всех разделили`: Недоработки в сфере законодательного регулирования приводят к возникновению кланового здравоохранения

В Новосибирске состоялось заседание Координационного совета по здравоохранению Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение". В совещании приняли участие помощник полномочного представителя Президента РФ по Сибирскому федеральному округу А.А. Суриков, зам. председателя Комитета по охране здоровья Госдумы России Н.Ф. Герасименко, представители органов здравоохранения и лекарственного обеспечения регионов Сибири.

Как заявил А.А. Суриков, реформа здравоохранения в России началась со вступления в действие федерального закона No 122-ФЗ от 22.08.2004 о монетизации льгот, многие положения которого не были проработаны в достаточной степени. На последующем этапе реформы и при разработке новых законов в сфере здравоохранения решения следовало бы принимать более осмотрительно, учитывая главенствующие принципы сохранения доступности и качества медицинской и лекарственной помощи.

Н.Ф. Герасименко ознакомил участников совета с новыми законопроектами, по утверждении которых принципы организации медицинской и лекарственной помощи кардинально изменятся. В частности, речь идет о проектах законов "Об обязательном медицинском страховании", "О государственных гарантиях медицинской помощи", "О государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях", "Об автономных учреждениях". В настоящее время уже вступил в силу ФЗ No 58338-4 от 28.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым внесены изменения в 196 законодательных актов, касающихся сферы охраны здоровья населения.

Новации кардинально меняют систему межбюджетных отношений, в т.ч. и в области финансирования здравоохранения и лекарственного обеспечения, на основе принципов разграничения полномочий между федеральными, региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

По словам Н.Ф. Герасименко, многие полномочия и финансовые обязательства федеральных органов власти переходят на уровень субъектов РФ, в частности разработка и реализация программ по развитию здравоохранения, медицинскому образованию, расходы на здравоохранение, специализированную помощь (по лечению кожно-венерологических, онкологических заболеваний, туберкулеза, наркозависимости), включая обеспечение специализированных учреждений ЛС, ИМН, иммунобиологическими препаратами, донорской кровью и ее компонентами. Фактически диагностика, лечение и лекарственное обеспечение больных социально значимыми заболеваниями также будут финансироваться только из региональных бюджетов. На сей счет Н.Ф. Герасименко заметил: "Разве существуют социально значимые или опасные инфекционные заболевания (ВИЧ, СПИД) в отдельно взятом регионе? Стандарты оказания помощи этим больным будут разрабатываться с учетом финансовых возможностей регионов РФ, а они весьма неравномерны. Мы все граждане одной страны, но нас разделили по разным уровням, в итоге больные получают медицинскую и лекарственную помощь разного качества. А это недопустимо".

В то же время полномочия по лицензированию медицинской, фармацевтической деятельности; разрешению новых методов профилактики, диагностики и лечения; деятельности, связанной с оборотом наркотических, сильнодействующих и психотропных средств переданы на федеральный уровень. Минздравсоцразвития России не сможет контролировать деятельность всех медицинских и фармацевтических организаций в огромной стране. Доказательством этому служат примеры блокирования работы медицинских и аптечных учреждений.

Вывод Н.Ф. Герасименко сделал неутешительный: "При жестком разграничении полномочий в области лекарственной и медицинской помощи вся полнота ответственности за возможные социальные проблемы федеральным центром возложена на субъекты Федерации, что приведет к неравенству прав граждан на территории страны".

Участники совета решили создать профильные рабочие группы для подготовки предложений и поправок в законы, касающиеся политики здравоохранения, проекты которых находятся на рассмотрении в Госдуме.

Е. Табидзе, Новосибирск

http://www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=9651

ФВ No18 (381) от 24.05.2005 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован