Николай Павлович, в последнее время пристальное внимание уделяется различным проблемам, связанным с энергетикой. В частности, предложена программа "Энергетическая стратегия-2030". Как согласовывалась эта программа, какие вопросы, по Вашему мнению, могут быть внесены в Стратегию?
Я был председателем Экспертной комиссии правительства по энергетической стратегии, и мы три предлагаемых варианта стратегии в свое время не приняли. Но все они очень тщательно нами рассматривались и последний, согласованный вариант, который был затем напечатан и издан, был принят комиссией. Он также рассматривался на Комиссии премьера М. Фрадкова по проблемам топливно-энергетического комплекса.
Первое, что я бы отметил, Стратегию следует дополнить вопросами, связанными с ресурсами, с геологоразведочными работами. Все цифры, которые сегодня есть, показывают, что с 2012 года у нас практически невозможно будет вести уровень добычи нефти, не включая новые объекты месторождений. Чтобы обеспечить тот уровень, который намечен в Стратегии, мы должны с 2012 года включать новые объекты, а позднее - и целые новые районы. Имеется в виду усиление геологоразведочных работ на Каспии, на Севере, в Ухтинском районе и Восточной Сибири. Фактически территориальное размещение добычи должно быть более уточнено. В предложении Академии наук они содержатся. Полностью они изложены в программе развития нефтегазового комплекса Сибири, который мы рассмотрели на общем собрании Сибирского отделения РАН. И это должно быть внесено в Стратегию.
Во-вторых, когда мы недавно на Комиссии обсуждали ее в последний раз, критика была с моей стороны по поводу того, что вообще у нас плохо сбалансирован внутренний и внешний рынок, ведь структура потребления на внутреннем рынке у нас будет меняться. Если мы действительно будем развивать более активно инновационные процессы, машиностроительную и перерабатывающую промышленность, то внутренние потребности надо более точно и детально "проработать". Хотя мы и рассмотрели задачи развития внутреннего рынка на Комиссии, я остался при своем мнении, что баланс потребления на внутреннем рынке пока является неопределенным. Надо его очень точно увязать с цифрами, со стратегией развития всей промышленности, особенно с перерабатывающей и машиностроительной. От этого будут зависеть экспортные возможности, которые, в свою очередь, зависят от ресурса.
После 2012 года мы должны также ввести поправки, базируясь на том, как развивается ресурсное обеспечение, как развивается промышленность в целом. Эти балансовые дела пока в Стратегии проработаны плохо. Кроме этого, вопросы энергосбережения также слабо проработаны, и эти проблемы обязательно надо включить в Стратегию. В нее не могут быть не включены и вопросы, связанные с нефтеотдачей, потому что нетерпимы такие огромные потери нефти в недрах.
Энергетическая стратегия должна быть дополнена перечисленными выше назревшими проблемами, которые сейчас стали более ясными, хотя мы уже и так много лет говорим о недопустимости отставания геологоразведочных работ.
Стоит более пристальное внимание уделить и кадровым вопросам. Они записываются везде, но пока они записаны только "на бумаге". Кадры сейчас имеют огромное значение, но, к сожалению, их подготовка находится вне поля зрения руководства страны. Единственное, что удалось в последнее время решить по-настоящему, - создать новый факультет МГИМО, где готовят для международных компаний хорошие кадры юристов и экономистов.
Надо решать также различные технологические аспекты, ведь есть много проблем - и в бурении, и в геофизике, и в геологоразведке, и дополнить ими принятую Стратегию.
1 декабря 2006
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=61956