Интервью с Николаем Дмитриевичем Никандровым
Никандров Николай Дмитриевич родился 20 октября 1936 года. Доктор педагогических наук, профессор, действительный член АПН СССР (избран в 1990 году), действительный член Российской академии образования (с 1992 года); состоит в Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО, вице-президент РАО (1992-1997), президент РАО (с 1997 года).
Кто был Вашим значимым учителем?
Это вопрос для меня очень непростой по одной очень простой причине. Было много людей, которых я мог бы назвать своими учителями. Я имею в виду не школьный возраст, а уже послешкольный. Но их роль очень неравная. Я бы, пожалуй, особо выделил Зинаиду Николаевну Зикееву. Она работала вместе со мной на кафедре и много раз говорила мне, что я теряю время, делаю не то, что надо, и засохну, если не буду сдавать кандидатский минимум, защищать диссертацию, а таких мыслей у меня раньше не было.
Мама меня всегда ориентировала на учение, но все-таки в рамках семьи я не мог определить себе должность будущего доцента, профессора, академика, президента - это было для меня очень далеко. И вот эта женщина, доцент кафедры иностранных языков, не раз ругала меня за то, что я задержался в своем научном развитии. Я по ее инициативе и по ее настоянию сдал кандидатский минимум, но даже тогда я не был уверен, что мне стоит заниматься наукой. И поэтому она сказала мне, что больше ей нечего мне посоветовать, но есть одна старая учительница - профессор Евгения Иосифовна Рубинштейн, которая, наверное, посоветует мне что-то лучшее. Евгения Иосифовна занималась зарубежной и русской историей педагогики. Узнав, что я знаю несколько языков, она встречает меня в своей квартире и говорит со мной по-немецки. Немецкий она знала лучше меня, говорит: "Пожалуйста, входите". Потом переходит на французский, который я знал лучше, потом на английский, в нем я тоже был более силен, а потом мы говорили о том, чем заниматься. Она говорит, надо заниматься Руссо. Обсудим план диссертации. Но уже в дверях, когда я уходил, она сказала: "Ну зачем вам заниматься Руссо? Я же старуха, я ничего не могу вам посоветовать. Но вот есть коллега на кафедре, который вам посоветует - Георгий Александрович Самарин". Он посоветовал заняться мне программированным обучением, поскольку я интересовался высшей математикой, зарубежным программированным обучением, зарубежной дидактикой. Эта тема меня заинтересовала, и все пошло достаточно быстро. Получается, что каждый из этих людей сыграл свою роль. Кто-то сказал: "Я ничего не могу посоветовать", и этим помог найти другого человека. Были и другие Одного единственного учителя не могу выделить.
rl-online.ru
20.03.2006