Вот уже три с половиной года выходит новый журнал общественно-политических исследований "Современная Европа". С его шеф-редактором, академиком, директором Института Европы РАН, известным писателем и публицистом Николаем ШМЕЛЕВЫМ беседует обозреватель Юлия РАХАЕВА.
- Когда и из каких потребностей возник ваш журнал?
- Ни один уважающий себя академический институт не может полноценно существовать без своего периодического издания. Нашему институту недавно исполнилось 15 лет. В декабрьском 1987 года постановлении ЦК КПСС было сказано и о журнале, и о редакции в количестве 21 человека, но ничего не было о деньгах. Вскоре начался кризис всего и вся. Мне не в чем упрекнуть отца-основателя института академика Виталия Журкина, замечательного нашего международника. Он передал бразды правления мне, а у меня идея создания журнала была с самого начала. В январе 2000 года вышел первый номер.
- Сколько человек реально делают журнал?
- Коллектив огромный, нас целых трое. Четвертый помогает с набором.
- Расскажите о своем детище подробнее.
- Вначале у нас были амбиции выпускать шесть номеров журнала в год. Кто-то даже предлагал и двенадцать. Думаю, вполне достаточно выпускать серьезный академический журнал четыре раза в год. В таком ритме вот уже много десятилетий выходит авторитетнейший американский Foreign Affairs. Кто-то сказал, что не читает ничего, кроме этих четырех номеров, - и всегда в курсе происходящего в мире. Для меня это идеал.
- Понятно, вы к нему стремитесь. Что делаете для этого?
- Пытаюсь, например, завести рубрику про европейский балет. Шучу, конечно, хотя в моей шутке большая доля правды: про ракеты кто угодно напишет, а вот про европейскую культуру...
- Так ведь у вас есть рубрика "Мир европейской культуры"?
- Да, ей уже два года. Там выступают очень солидные культурологи. В следующем номере будет статья академика Владимира Хайта "Зеркало европейской архитектуры" о Венецианской биеннале.
- Но культура - это не единственное направление вашего журнала. И даже, насколько я понимаю, не самое важное.
- Мы стараемся освещать жизнь европейского континента во всех ее проявлениях. Тут и образование Евросоюза, и введение единой валюты, и постепенное создание единой армии, и расширение НАТО на Восток, и Калининградская проблема... Чрезвычайно ценен опыт европейских стран при решении наших собственных проблем. Например, при проведении социально-экономических реформ. Надо, конечно, учитывать наши специфические нюансы. Но ведь на Западе накоплен огромный опыт. Вот мы публикуем статью "Малый бизнес в Великобритании". Там он играет огромную роль, и тоже имеются свои проблемы. Или возьмем федерализм в Германии. Мы опубликовали целый ряд материалов, привлекая министров германских земель.
- Как думаете отреагировать на ситуацию в Европе, сложившуюся в результате войны в Ираке?
- Описывать саму войну - задача телевидения и ежедневных газет. А вот посмотреть, как повлияет разлом США-Европа на расхождения внутри Европы и что будет при этом с интересами России, - наша задача, обязательно будем размышлять, куда влечет нас рок событий.
- И куда же?
- Я все время вспоминаю великие слова академика Никиты Моисеева о том, что загадывать дальше, чем на 15 лет, нет никакого смысла. Обязательно в мире случится что-нибудь такое, что перевернет все наши прогнозы с ног на голову. Мы исходим из того, что стремление США построить однополярный мир по своему сценарию - нереально. Таких попыток в истории были десятки, начиная с Александра Македонского и кончая Адольфом Гитлером и Иосифом Сталиным. Но это не значит, что надо с ними бодаться. У нас так много своих задач, нам бы лет двести позаниматься своими делами! А потом уже можно, как у Булгакова, поинтересоваться судьбой испанских голодранцев.
- Насколько для вашего журнала интересны бывшие республики СССР и бывшие страны социалистического содружества?
- Все они - объект нашего пристального внимания. В следующем номере у нас даже будет интервью с послом Албании Авни Джелили. Он говорит там довольно резкие вещи. У нас высказываются самые разные люди с различными взглядами. Мы стараемся сохранить умеренно проевропейскую ориентацию, но без захлебов.
- Какие у вашего журнала имеются ноу-хау?
- Мы - единственный из журналов - печатаем документы Евросоюза. В последнее время резко ухудшилось освещение международной жизни, и это одна из причин того, что наш журнал был принят на ура. В апреле в Санкт-Петербурге была встреча Путин-Шредер-Ширак. Я взял туда 15 наших журналов, положил на столик и ушел покурить. Когда вернулся, не было ни одного. Я это принял как комплимент.
http://www.inauka.ru/press/article33090.html