В современном быстроменяющемся и слабоструктурированном мире приходится принимать решения. В том числе принимать решения, обладающие существенным последействием, т.е. их нельзя сразу отменить или поменять на противоположные. Смена ориентации решения также ведет к определенным издержкам. При большом объеме принимаемых решений, такие издержки накапливаются и могут стать существенными.
Возникает проблема обеспечения целостности и преемственности принимаемых решений.
Целостность и преемственность обеспечивает стратегия. Целостность и преемственность принимаемых решений являются и характеристиками и преимуществами стратегического управления.
Нужно ли вообще стратегическое управление? Не является ли оно простым отвлечением ресурсов? Для ответа на вопрос необходимо сравнить издержки формирования и реализации стратегии с результатом, получаемым от ее использования.
Результатами стратегии являются последовательность и меньшие издержки, возникающие вследствие принятия взаимоисключающих решений. Последовательность принимаемых решений позволяет продвинуться существенно дальше в желаемом направлении. Польза от продвижения будет только в том случае, если желаемое направление соответствует и среде и экономической системы.
Основа стратегии - понимание настоящего и перспективного состояний системы, раскрываемого потенциала и издержек раскрытия потенциала. Выгода от раскрытия потенциала экономической системы в ее новом состоянии должна перевешивать сопутствующие издержки.
Умение видеть потенциал системы - предпринимательские способности. Реализация потенциала требует уже менеджерских качеств. Формирование видения стратегии, особенно выявление новых возможностей - задача лидера.
Наличие или отсутствие лидера во многом определяет успех или провал организации. Лидерство приносит экономической системе наибольшую добавленную стоимость, поэтому и работа лидера должна хорошо оплачиваться.
Проблема заключается в том, что лидером не обязательно будет руководитель экономической системы, или даже лицо, стоящее на верхних ступенях административной иерархии. Неприятие лидера экономической системой ведет к существенным потерям, по меньшей мере в части упущенной выгоды. С минимизацией издержек вертикальные организационные структуры справляются. Минимизация упущенной выгоды не есть сильная сторона вертикальных связей. Минимизация упущенной выгоды - сильная сторона горизонтальных связей.
Менеджеры опираются на исполнительную вертикаль, а лидеры - на горизонтальные связи. Исполнительная вертикаль и менеджеры обеспечивают эффективное использование имеющейся парадигмы развития, горизонтальные связи и лидеры - эффективный поиск новых парадигм. Слабость исполнительной вертикали ведет к проигрышу в рамках действующей парадигмы, слабость горизонтальных связей ведет к проигрышу при смене парадигм развития.
Организационная структура экономической системы должна интегрировать в себе как исполнительную вертикаль, так и горизонтальные связи. Более того, организационная структура и стратегия должны соответствовать друг другу.
Технологии и рынок быстро меняются. Соответственно должны меняться и парадигмы развития. Смена парадигм развития требует усиления горизонтальных связей, т.е. формирования и развития процессов демократизации. Демократизация включает в себя как процессы формирования и реализации решений, так и распределение добавленной стоимости.
Ряд экономических систем могут не принять процессов демократизации. В краткосрочной, линейной перспективе исполнительная вертикаль обеспечивает эффективное использование уже сложившейся парадигмы развития. И на стабильных рынках авторитарные экономические системы могут обгонять демократические.
В рамках уже имеющейся парадигмы прямой тактической необходимости оплачивать НИОРК, поиск новых парадигм. Проблемы возникают при истощении уже сложившейся парадигмы. Так в России периоды процветания - эффективного использования сложившейся парадигмы исполнительной вертикалью - сменялись смутным временем - неэффективным поиском новых парадигм исполнительной вертикалью.
Слабость исполнительной вертикали в поиске новых парадигм развития проявлялась и в США. Так в 70-е годы американские автопроизводители чуть не потерали автомобильный рынок Америки. Причина - ориентация автопроизводителей преимущественно на исполнительную вертикаль. Сохранить часть автомобильного рынка США американским производителям удалось лишь за счет интеграции горизонтальных связей в свою организационную структуру.
Наши экономические системы не исключение. Работа на стабильных рынках стандартной продукции, например, сырья, позволяет опираться преимущественно на исполнительную вертикаль. И новых парадигм развития от таких организационных структур в обозримом будущем ждать нецелесообразно.
Работа на стабильных рынках стандартной продукции позволяет получать монопольную ренту за доступ к источникам сырья, органам власти, распределителям. Однако, высокую добавленную стоимость такие структуры создавать не в состоянии по причине слабости горизонтальных связей.
Экономические системы, не имеющие доступа к источникам сырья, вынуждены время от времени заниматься поиском новых парадигм развития. И преимущество в этом будут иметь структуры, интегрирующие в себя горизонтальные связи, т.е. проводящие процессы демократизации.
Конечно, такие системы, получив новую парадигму развития, могут оттолкнуть от себя представителей горизонтальных связей, не поделившись с ними, принесенной ими же добавленной стоимости. Такое решение позволит им в краткосрочной перспективе стать даже более конкурентными, за счет "экономии издержек". Разработчикам новой парадигмы развития можно дать "отрицательную характеристику", чтобы их потопить и их отзывами не портить репутацию "добропорядочной" системы.
Такие случаи встречаются, когда держатели исполнительной вертикали избавляются грязными методами от разработчиков парадигмы развития, чтобы не делится с ними. При этом представители исполнительной вертикали стараются привлекать к себе менее способных сотрудников, чтобы лучше защитить свои позиции.
Однако, рынок периодически устраивает потрясения. Сложившаяся парадигма развития отживает свой срок, и экономическая система оказывается в состоянии смутного времени. Более порядочные экономические системы в этот период времени получают сильное конкурентное преимущество. Таким образом, экономика как живой организм обладает способностью к самоочищению и самооздоровлению.
Государство и общество в таких процессах экономике должны помогать, создавая условия в которых полезные для общества экономические системы будут иметь преимущество.
Частный бизнес потребляет общественные ресурсы - трудовые, природные, интеллектуальные. Частный бизнес потребляет инфраструктуру. Государство и общество должны иметь рынок частных экономических структур и выбирать из них те, которые дают наибольшую отдачу - заработную плату сотрудникам, налоговые поступления власти, защиту окружающей среды. Также и частные фирмы имеют рынок территорий. Государство и общество вполне могут выступать предпринимателями, ища наибольшую отдачу на вложенные средства: инфраструктур, труд, природные ресурсы.
В долгосрочной перспективе процессы демократизации неизбежны. Горизонтальные связи эффективно ищут новые парадигмы развития, а исполнительная вертикаль такой способностью не обладает [Тренев. Предпритие]. В краткосрочной перспективе исполнительная вертикаль способна отжать имеющийся у экономической системы потенциал, оставив ее без ресурсов для поиска новой парадигмы развития. В этом случае период смутного времени для экономической системы неизбежен. Более того, такой период смутного времени может быть весьма болезненным.
Задача государства и общества смотреть на длительную перспективу и создавать условия для того, чтобы экономические системы имели портфель потенциальных парадигм развития. При необходимости такие условия государство и общество должны создавать волевым образом.
Миф об эффективности частной собственности беспочвенен. В современных условиях экономическими системами управляют наемные менеджеры. И речь идет не о системе собственности, а о системе управления и контроля.
В части системы управления и контроля, благодаря возможности тиражирования, государственная и общественная собственность могут приобрести конкурентное преимущество.
Важен не собственник, важна система управления. Государство и общество как заинтересованные лица должны приложить все усилия, чтобы система управления активами была эффективна.
Литература
Тренев Н.Н. Предприятие и его структура. Анализ, диагностика, оздоровление. Москва: ПРИОР, 2000. - 240 с.
20.10.2009,
www.viperson.ru