Моя первая встреча с Сергеем Федоровичем Бондарчуком была случайной. В один из приездов на "Мосфильм" в коридоре студии ко мне подошел начинающий уже тогда седеть Бондарчук [...] и сказал:
- Простите, не знаю вашего отчества, но хотел бы с вами познакомиться. Видел вас в фильме "Когда деревья были большими". Хорошо снялись. Но я знаю вас и по работе в цирке. Вы мне очень нравитесь на манеже. И знаете ли, я хочу написать о вас статью.
[...] Вскоре в журнале "Советский цирк" под рубрикой "В добрый час" появилась статья, написанная Сергеем Бондарчуком. Там же поместили и фотографию, которую кто - то сделал в коридоре "Мосфильма" во время нашей встречи. Бондарчук написал о моей работе в цирке и кино. Он упомянул и о том, что хотел бы когда-нибудь снять меня в своем фильме. [...]
Прошло много лет. Вдруг телефонный звонок.
- С вами говорят из группы "Война и мир". Сергей Федорович Бондарчук хочет, чтобы вы приехали на студию для переговоров об участии в фильме.
На следующий день я встретился с Бондарчуком. Он очень внешне изменился. Выглядел усталым, нервным. Все время к нему заходили люди - то приносили эскизы, то просили поставить подпись на каком - то письме, то срочно вызывали на просмотр кинопроб, то соединяли по телефону с Комитетом по кинематографии, то просили посмотреть оружие, доспехи, старые гравюры.
Здесь же, в его кабинете, проходило прослушивание музыки к фильму. Я просидел около двух часов, наблюдая весь этот хаос. Наконец Сергей Федорович заговорил со мной.
- Вы догадываетесь, зачем я попросил вас зайти ко мне?
- Предполагаю, - сказал я, - что вы хотите предложить мне роль Наполеона?
- Как? - На секунду Бондарчук даже замер.
Когда я улыбнулся, он стал смеяться вместе со мной.
- Я хочу, - сказал Сергей Федорович, - чтобы вы сыграли капитана Тушина. Вы помните Тушина?
- Довольно смутно, - сознался я.
- Ну что же вы так, - сказал с некоторым огорчением Сергей Федорович. - Тушин. Капитан Тушин! В нем же олицетворение всего русского. Тушин - фигура огромного значения. И для романа и для фильма. Я хочу, чтобы вы сыграли эту роль! Я вижу вас в этой роли.
Остановились мы на том, что я внимательно прочту роман, потом сделаем фотопробу, поищем грим, костюм, а там и решим, как быть дальше.
Приехал я в назначенный день на "Мосфильм" и довольно долго ждал Бондарчука. Он проводил пробы в павильоне. Как только он пришел, то, едва поздоровавшись, спросил меня:
- Ну как, прочли? Согласны?
- Так ведь Тушин маленького роста, а я метр восемьдесят.
- Это не имеет никакого значения. [...] Мы поставим вас пониже, рядом с вами будут люди высокого роста - мы так подберем окружение, что поневоле окажетесь маленьким. Вот и все проблемы. Я мечтаю, - продолжал Бондарчук, - снять эпизод с Тушиным по - особенному.
Я согласился попробоваться. Подобрали костюм, грим, сделали фотопробу. На роль меня утвердили. Но съемки по какой - то причине откладывали. К тому времени у меня закончился отпуск, и я поехал работать в Куйбышев, где "горел" цирк. Оттуда стали меня вызывать на съемки. Но цирк не отпустил.
Когда картина вышла на экран, один из моих приятелей сказал:
- Хорошо, что ты не снялся в "Войне и мире".
- Почему? - удивился я.
- Артист, исполняющий роль Тушина, сломал на съемках ногу. А я тебя знаю - ты бы и шею там сломал!
С тех пор мы не раз встречались с Сергеем Федоровичем Бондарчуком. Он расспрашивал о работе в цирке, а прощаясь, всегда добавлял:
- А я вас все - таки сниму! Непременно! [...]
И только спустя много лет, в 1974 году, мы встретились с Сергеем Федоровичем Бондарчуком на съемках фильма "Они сражались за Родину".
[...] Когда Бондарчук предложил мне роль солдата Некрасова, я внимательно перечитал роман Михаила Шолохова. Потом долго думал: соглашаться или нет?
- И вы и я воевали, - сказал мне Сергей Федорович. - Скоро тридцать лет со дня нашей победы. Фильм мы собираемся выпустить к этой дате. Неужели вы еще сомневаетесь? Принять участие в этой картине - наш солдатский долг.
Через два дня я уже подбирал на "Мосфильме" солдатское обмундирование для моего Некрасова. [...]
Хотя до моих игровых сцен было далеко, я исправно ходил на все репетиции. Мне хотелось посмотреть, как работает с актерами Бондарчук. Он проводил репетиции за столом в большой кают - компании. Работал с актерами долго. Начинал всегда со спокойной читки, уточняя текст роли. Если что - то актера смущало, какое - нибудь слово ему трудно было произнести, или, как мы говорим, фраза не ложилась, то шла неторопливая работа над каждым словом. Рядом со сценарием у Бондарчука всегда лежал роман Шолохова.
[...] Съемки проходили в основном на натуре. Почти весь текст предстояло потом переозвучивать. Тем не менее Бондарчук добивался такого точного звучания каждого слова, будто оно сейчас уже войдет в картину. И это было справедливое требование.
НИКУЛИН Ю. Почти серьезно. М., 1998.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=114