01 апреля 2008
10224

Нина и Елена Дробышевы `Увидеть звезды`

В марте в Театре имени Моссовета состоялась премьера спектакля "Долгое путешествие в ночь" по пьесе Юджина О Нила "Долгий день уходит в ночь". По мнению народной артистки России Нины Дробышевой, исполнительницы роли Мэри Кэван Тайрон - матери семейства, эта пьеса уникальна, и актеру на своем творческом пути не часто приходится встречаться с таким материалом. Получив согласие актрисы на интервью, я пришла в Театр Моссовета и застала репетиционный процесс, а именно сцену, в которой заняты Нина Дробышева и Алексей Гришин, играющий ее младшего сына. А из зрительного зала за происходящим наблюдала дочь актрисы - актриса Елена Дробышева.

- Нина Ивановна, вы так искренне играете любовь матери к сыновьям

Н.Д. Я так искренне, так истово отношусь к этим двум талантливым молодым актерам - Алексею Гришину и Дмитрию Щербине, что, играя их мать на сцене, мне ничего не приходилось придумывать, мне легко было перенести свои чувства к ним в спектакль.

- Состав, в котором вы сейчас играете, постоянный? Ваши партнеры не меняются?

Н.Д. Что вы имеете в виду? Наш сегодняшний сумасшедший ритм? Съемки, антрепризы, телевидение? Надеюсь, это не помешает нам, и состав останется постоянным. И, вообще, я считаю, что менять состав в любом серьезном спектакле - просто разрушительно для спектакля.

Е.Д. Кстати, спектакль "Эдит Пиаф" игрался на сцене двадцать лет. Практически за все эти годы актерский состав не менялся. Именно поэтому он и прожил такую долгую жизнь.

Н.Д. Потому что в работе нужна команда. Не может один артист выдержать эти двадцать лет. Не может.

- Много сил душевных и физических отнимают роли?

Н.Д. Как может любимая профессия, сцена, и дорогая твоему сердцу роль отнять душевные силы? А физические силы отнимает плохая экология, стук отбойного молотка за стеной по утрам - ремонт соседи делают, и голодный вой беспризорных собак.

- На прогоне спектакля я обратила внимание на то, что ваша дочь Елена как бы присутствовала рядом с вами на сцене.

Н.Д. Да, я чувствовала ее присутствие, скорее, знала, что она в зале, так как сама же и пригласила ее на прогон. А если серьезно - мои дочери Лена и Христина - всегда мои первые зрители. Моя поддержка и сила.

Е.Д. Знаете, когда после спектакля вы спросили меня, переживаю ли я за маму, я ответила "не переживаю". Потому что я точно знаю, когда нужно переживать, а когда не нужно этого делать. С первых секунд, когда мама вышла на сцену, я поняла, что нужно просто смотреть и учиться. Кстати, прошу не путать с понятием "сопереживать". Сопереживала я всем героям этого серьезного и умного спектакля. Спектакля, который берет за душу.

- Лена, вы вместе с мамой играли в спектакле "Убийственная любовь". Он сейчас идет?

Е.Д. К сожалению, сейчас этот спектакль уже не идет. Он прошел не очень заметно с точки зрения рекламы. Но, несмотря на то, что этот спектакль может кому-то не нравиться, я его очень любила. Потому что там встретились люди, которые очень ценили друг друга именно в профессии. Этот спектакль был очень живой. В спектакле было много >юмора и легкости. Он был сделан немножко раньше, чем должен был родиться. Зритель был еще не готов.

Хочу сказать, что у моей мамы есть удивительный дар идти впереди того, что происходит вокруг нее. То, что делалось моей мамой, люди сначала не понимали. А через какое-то время появлялись спектакли или фильмы, в которых я видела "цитаты", повторы того, что она делала. Та же самая "Чайка" Чехова, поставленная в Театре Моссовета. Я считаю, она первая так сказала о любви к сыну. Не Тригорин, а Треплев! У меня сейчас 18-летний сын, и я понимаю, насколько точно мама подняла эту тему в спектакле. Я сейчас осознаю, что сын может не простить матери-актрисе ее невнимания к нему. То, что заложено в "Чайке" и сыграно мамой в спектакле я через какое-то время вдруг начинаю испытывать на своей шкуре. Тогда я была как зритель, а теперь прошло время, и я все это ощутила на себе.

- Можно сказать, что у Нины Ивановны есть дар предвидения.

Е.Д. Скорее точное ощущение сегодняшнего дня. Что-то, что еще неясно, не понятно, но что обретет контуры и проявится в завтрашнем дне. И тогда думаешь, как же прежде ты этого не заметил, не увидел, не понял. Помните, когда Ван Гог написал "Портрет доктора Гаше", который был совершенно не похож на оригинал и картину, спрятали в каком-то курятнике. А когда Ван Гога не стало, и картину достали и вычистили от куриного помета, вдруг оказалось, что этот человек стал именно таким, каким его увидел великий художник много лет назад.

И еще - просто удивительно, но у мамы нет возраста вообще. Кто-то останавливается и гордится достигнутым. Кто-то признает только свое поколение. А мама - тот человек, который умеет общаться и находить общий язык со всеми поколениями. У нее свои приоритеты, она чует талант.

В свое время именно она углядела тогда еще неизвестного широкой публике режиссера Каму Гинкаса и предложила директору театра Льву Федоровичу Лосеву пригласить на постановку спектакля "Пять углов". Она оказалась права.

У нее свои законы. Она не терпит никакой приблизительности. Для нее важны истинные человеческие качества, видимо, поэтому мы имеем возможность приходить на "Долгое путешествие в ночь" и видеть вот такую мамину работу. Театр - игра, и в этой игре она существует по-настоящему.

Сейчас очень развита подмена чувств (и это, кстати, переходит на жизнь), а на открытую, истинную эмоцию актеры боятся выходить, и не умеют. А здесь актеры ничего не боятся, ничего не подменяют и работают на высшем накале на радость зрителю.

Н.Д. Я думаю, что молодежь - это вообще движущая сила. Я очень внимательно отношусь к молодым и ценю их мнение. Мне важно, необходимо найти с ними общий интерес в работе. А я очень верю в их интуицию, в их внутреннее движение души, в их чистоту помыслов.

- Нина Ивановна, как вы могли совмещать актерскую профессию с ролью мамы двух дочерей? Есть актрисы, которые ради профессии отказываются от материнства.

Н.Д. Дело в том, что я, видимо, плохо это совмещала. По молодости мы все думаем, что детки вырастут с помощью любящей бабушки. Поэтому в душе есть ощущение вины или что-то близкое к этому, что, конечно же, при всей моей любви, обе мои девочки, наверное, не получали того внимания, какое должно быть. Теперь вот и Леночка говорит, что мало внимания уделяет своему сыну, хотя она делает все для Филиппа. Наверное, у людей нашей профессии всегда существует эта оглядка и маленькая вина, что ты что-то недодал. Конечно, актерские дети чего-то недополучают. Внукам я уделяю больше внимания, чем в свое время дочерям.

- А ваша младшая дочь чем занимается?

Н.Д. Христина работает в кино, ассистентом по актерам. И так как она из актерской семьи, на съемочной площадке Христина своих актеров в обиду не дает. Оберегает. Она закончила не театральный институт, но нам с Леной всегда важно ее мнение по поводу всех наших новых работ. Точно подмечает все. И так все раскладывает по полочкам, что, я думаю, ей впору писать рецензии. У Христины двое детей. Так что в школу каждый день за двоих еще ходит.

- У вас трое внуков?

Н.Д. Да. Двое детей у Христины - Антон и Таисия. И у Лены - Филипп. Таисия самая маленькая. Она занимается балетом и уже задает вопросы "А как это танцевать с вдохновением?" У Антошки прекрасная память - с одного раза запоминает стихи, а Филипп окончил школу и ищет свой путь - интересуется иностранными языками и, конечно, компьютером.

- Елена, скажите, как прошло ваше детство. Вот ваша мама сказала, что не смогла уделить вам должного внимания.

Е.Д. Мое детство было классически безоблачным. Пионерские лагеря на берегу Черного моря, поездки в Ленинград с бабушкой, посещение многочисленных кружков, и большое желание учиться в школе на "отлично". Внимания мне хватало, то есть, я, наверное, вообще не задавалась этим вопросом. Мама с папой работали в театре, и я любила ходить в "Моссовет" на "Сказку о девочке Неудаче". Правда,потом очень боялась, что засну с руками на груди крест-накрест (там ведьма появлялась, когда девочка так засыпала). Любила декорации руками трогать, и в ЦДРИ с горки в Новый год кататься. А мама мне много книжек вслух читала - до хрипоты. Очень мне нравилось. А то, что мама актриса, вообще особенно не понимала - ну работа и работа.

- Лена, с Филиппом у вас были какие-то проблемы?

Е.Д. Филипп совсем из другого времени. Многому у него я учусь. Даже компьютер из-за него освоила. Чтобы не отставать. И у поколения Филиппа свои представления о жизни. В чем-то я его не очень понимаю - отсюда и мои проблемы. Не могу я привыкнуть к тому, что дети сейчас, например, любят "МакДональдс" и смотрят "Дом-2". И мало читают. Ведь то, что имеет Россия, не должно быть потеряно молодыми. Лев Лосев говорит: "Вот уже более ста лет образованный Запад смотрит на Россию, как на страну, откуда приходят поразительные откровения о человеке и мире. У России нет почти ничего, что она могла бы предложить миру, кроме "святой русской литературы". И без "святой русской литературы" человечество бы озверело". А у наших детей эта почва из-под ног уходит - сила русская уходит. Не знаю, может быть, не сможет она совсем исчезнуть. Но, все-таки, я надеюсь на Филиппа, мне кажется, он многое может, и я в него очень верю.

- А ваш сын учился в обычной школе?

Е.Д. Он окончил спецшколу французского и английского языка.

Н.Д. Леночка тоже прилично знает французский язык. Она даже работала переводчиком.

- Как интересно - актриса, которая может работать переводчиком французского языка. Это замечательно.

Н.Д. Она еще и японский язык изучала. У нас в доме все стены были изрисованы иероглифами.

Е.Д. Это все из-за Филиппа. Надо было на чем-то конкретном заострить его внимание. И когда появилась возможность заняться японским языком, я ему сказала: "Давай учить вместе, и ты увидишь, что я тебя обгоню, буду заниматься лучше тебя". Он согласился, но за одну парту со мной садиться не стал. Правда, где-то на десятом занятии, когда увидел, что я делаю успехи в изучении языка, захотел сесть рядом со мной, но теперь уже я не согласилась. В общем я доказала то, что хотела - если много заниматься, то можно научиться. Хотя, японский он все-таки бросил. Видимо, в чем-то я была непоследовательна.

Н.Д. Филипп гордится своей мамой. Профессию пока не выбрал, но актером быть не хочет.

- Лена, какие детские воспоминания запомнились ярче всего?

Е.Д. Запомнилось, как мама делала витражи и шила нам с сестрой одежду. У нас в магазинах было не густо, но я этого даже не ощущала. И я маме помогала, мы вместе придумывали фасоны, вообще с мамой было интересно. А вчера моя племянница Таисия подарила мне прекрасную бабочку, которую она специально для меня вышила. Тоже рукодельницей растет. Вся в меня! Шутка.

- Нина Ивановна, после первой роли в кино вы проснулись по-настоящему знаменитой актрисой, но это никак не сказалось на вашем характере. Что помогло вам избежать "звездности", которая губит многих молодых актрис?

Н.Д. Было не до зазнайства - сначала учеба, потом работа Очень много зависит от того, кто тебя учит. А я училась у профессора Леонида Федоровича Макарьева, который прививал нам серьезное отношение к профессии, а не влюбленности в свою собственную персону. Первым моим режиссером был один из любимых учеников Мейерхольда - Павел Карлович Вейсбрем. До какой там звездности, когда такие люди тебя учат? И потом, конечно, сама обстановка, в которой я росла - Питер, Эрмитаж. Это тоже воспитывает.

В девятнадцать лет я играла Джульетту, это для меня тоже было нормальным явлением и никак на меня не повлияло. Работала и все.

Не знаю, может, это от мамы. Она была уникальной женщиной, чистейшей души. Возможно, с молоком матери я усвоила, что жизнь идет, и в этой жизни должно увидеть не себя в звездности, а сами звезды. И я их видела.

- Но на улице вас узнавали, подходили к вам?

Н.Д. Да, конечно, узнавали, говорили много хороших слов. Письма приходили кипами. Даже в прошлом году мне вдруг принесли большую пачку писем, адресованную героине "Чистого неба". Уж не знаю, где она пролежала все эти годы ...

- Нина Ивановна, вам бы хотелось вместе с Леной сыграть в кино или театре?

Н.Д. Да, конечно. У нас было две работы вместе. Это телеспектакль "Алле, вы ошиблись номером", где Лена играла меня в молодости и спектакль "Убийственная любовь" в Театре Моссовета. А хотения одного мало. Все не так просто. Для того чтобы работать вместе, нужно найти материал, который был бы интересен и Лене, и мне. Иметь время, найти хорошего режиссера. Может, это могла бы быть комедия. Я бы хотела сыграть в комедии.

Е.Д. Да, да. Мама с удовольствием играла в спектакле "Дама, дама, еще дама" Степана Ивановича Утешительного по "Игрокам" Гоголя. Да-да, в спектакле мужские роли играли женщины. Очень хороший был спектакль. Настоящий "гоголевский" - по-моему. Вообще и в жизни, и на сцене - комедия и трагедия - единое целое. И даже маски всегда две - одна смеется, другая плачет.

Н.Д. Господи, помоги всем нам, живущим на земле, как можно больше улыбаться и как можно меньше плакать. А уж если плакать, то только от счастья.


ДРОБЫШЕВА Елена Витальевна, окончила театральное училище им. Щукина, работала в Театре Луны. Роли - в спектаклях: "Убийственная любовь" (Театр Моссовета), "Far Away" ("Далеко") (театр "Практика"); на ТВ и в кино: в сериале "Другая жизнь", в фильме "Весьегонская волчица" и в телефильме Юрия Грымова "Казус Кукоцкого" (Елена).

ДРОБЫШЕВА Нина Ивановна, окончила студию при ленинградском ТЮЗе, с 1962 года работает в Театре им. Моссовета. Самые яркие роли сыграла в спектаклях: "Эдит Пиаф" (Эдит Пиаф), "Вечерний свет" ( Инна Сергеевна),"Пять углов" (Ляля), "Чайка" (Аркадина), "Убийственная любовь". В кино: в фильме Григория Чухрая "Чистое небо" (Саша).


1 апреля 2008 г.


Беседовала Елена МИЛИЕНКО, фото Анатолия МОРКОВКИНА
2005, "Театральные "НИ"
teatr.newizv.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован