В нынешней геополитической ситуации в глобальной экономике главным трендом становится движение к многополярному миру и консолидация экономического потенциала стран, не желающих сохранения гегемонии США в мировой политике экономике и финансах.
Модель тотального доминирования «золотого миллиарда» стала тормозом развития мировой цивилизации, поскольку под предлогом продвижения так называемой демократии и либеральных ценностей проводится политика агрессивной конфронтации со странами, отстаивающие свой политический и экономический суверенитет и разжигания военных конфликтов практически во всех регионах мира, на которых США через свой военно-промышленный комплекс зарабатывает огромные деньги.
Очевидно, что формирование альтернативы однополярному англосаксонскому миру представляет собой сложный процесс, который сопровождается обострением политических, экономических и финансовых противоречий.
Речь идет не о механической замене старого мирового порядка, основанного на так называемых правилах, придуманных и продвигаемых глубинным государством США, а о качественном изменении сущности самого принципа построения и развития глобальной экономики и построения нового разумного мирового сообщества, основанного не на конфронтации и войнах, а на сотрудничестве и созидании, построении основ новой мировой цивилизации, которая позволит человечеству устойчиво развиваться в креативном направлении на благо всех стран и народов.
Для построения основ новой мировой цивилизации необходим кардинальный переход от всевластия либерального рынка и эксплуатации колониального типа к справедливым и равноправным международным отношениям между странами, регулируемому рынку, взаимовыгодному торгово-экономическому сотрудничеству суверенных государств.
В современных условиях глобальной турбулентности и повышенных геополитических рисков место отдельных стран в мировой экономике, а значит в международной финансовой системе, требует кардинального изменения.
Фактически речь идет о необходимости трансформации мировой финансовой архитектуры, основные контуры которой сформировали и продвигали во второй половине ХХ века контролируемые глубинным государством финансовые элиты США через международные организации и международные финансовые организации, глобальные финансовые институты развития и другие финансовые структуры.
Новая мировая валютная система
Новая валютная система должна не заменить действующую сейчас Ямайскую валютную систему, а создать новую альтернативную мировую финансовую систему, которая в будущем призвана кардинально изменить существующую мировую финансовую архитектуру[1].
Непосредственное участие в разработке принципов построения новой мировой валютной системы должны принимать участие государства БРИКС+, ШОС, ЕАЗС, мусульманские страны арабского мира и страны, желающие освободиться от американской гегемонии и диктата в экономической и финансовой сфере.
Выступая на 16 саммите в Казани в октябре 2024 г., китайский лидер Си Цзиньпин, в частности, отмечал: - «В настоящее время остро стоит необходимость реформирования международной финансовой архитектуры». По его мнению, страны БРИКС+ обязаны играть «ведущую роль» в этой реформе.
Предложение китайского лидера поддержал президент Бразилии Луис Инасиу Лула: - «Сейчас необходимо создать альтернативные денежные отношения между нашими странами. Мы не говорим о замене нашей внутренней валюты. Но когда мы говорим о многополярном мире, то мы должны создать соответствующую финансовую систему».[2]
Самое главное новая альтернативная валютная система, должна положить конец доминированию доллара США в глобальной экономике, торговле и мировой финансовой системе, в качестве основной расчетной и резервной валюты.
Новая валютная система должна строится не на долларовом стандарте и резервных валютах стран сателлитов США, а на более широкой корзине национальных валют прежде всего стран БРИКС - китайский юань, российский рубль, индийская руппия, бразильский реал и южноафриканский рэнд.
Затем корзину валют можно будет расширить за счет стран, присоединившихся к БРИКС с 1 января 2024 г. – Египта, Эфиопии, Ирана, Саудовской Аравии и ОАЭ.
На следующем этапе валютная корзина может увеличится за счет стран партнеров БРИКС+[3], это такие страны как Алжир, Белоруссия, Боливия, Вьетнам, Индонезия, Казахстан, Куба, Малайзия, Нигерия, Таиланд, Турция, Уганда и Узбекистан.
В статье автора «Новый банк развития и усиление роли стран БРИКС в мировой финансовой системе», опубликованной ИНИОН, РАН в 2023 г. автор предлагал назвать новую возможную будущую расчетную и резервную валюту условно «брикс»[4]. Семантически это слово созвучно слову «бакс», которым обозначают доллары США.
По нашему мнению, в основе формирования новой альтернативной валютной системы должны лежать следующие принципы стабильности и устойчивости финансовой системы:
Указанные принципы и финансовые институты могут быть законодательно закреплены в меморандуме о создании новой альтернативной валютной системе, о необходимости которой мы говорили выше.
Это новая финансовая система должна не только заменить Ямайскую валютную систему, но и создать новую альтернативную мировую финансовую систему, которая в будущем призвана кардинально изменить существующую мировую финансовую архитектуры.
Название новой валютной системы зависит от того, где пройдет саммит по ее учреждению, это может быть Московская валютная система, Пекинская или Шанхайская валютная система, Делийская валютная система, Бразильская валютная система, Валютная система БРИКС» и много других вариантов.
В данном случае название не имеет принципиального значение, важно выработать и принять новые принципы ее формирования.
Самое главное Новая валютная система, в перспективе должна положить конец доминированию доллара США в глобальной экономике и мировой финансовой системе, в качестве основной расчетной и резервной валюты.
Формирование новой валютный системы может осуществляться в рамках БРИКС + и иметь несколько этапов. На первом этапе необходимо сформировать надежную альтернативную систему международных финансовых расчетов на базе цифровых валют стран БРИКС+, минуя доллар США и международную межбанковскую систему передачи информации и совершенствования платежей SWIFT, контролируемую американской финансовой элитой.[5]
На следующем этапе следует создать фонд ликвидности стран БРИКС+ и расчетно-клиринговую цифровую платформу на основе расчетно-платежной единицы «ВRICS UNIT».
На заключительном этапе валютной интеграции предстоит решить вопрос о создании единого эмиссионного центра в форме Центрального банка БРИКС и превращение «ВRICS UNIT» в мировую резервную валюту.
Региональные валютные зоны - как составная часть новой мировой валютной системы
Еще одним инструментом ослабления доминирования доллара США в мировой кредитно-банковской системе и предпосылкой создание новой альтернативной валютной системы может стать формирование в мировой экономике валютных зон.
Важной составной частью новой мировой альтернативной валютной системы могут стать региональные валютные зоны со своими свободно используемыми (резервными) валютами.
В этой связи, необходимо стимулировать региональную экономическую интеграцию, в результате которой могут сформироваться валютные зоны, с региональными, свободно используемыми (резервными) валютами.
В перспективе такими зонами могут стать:
Свою валютную зону планируют создать страны западноафриканского экономического сообщества ЭКОВАС, в который входят Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кот-д'Ивуар, Кабо-Верде, Либерия, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того.
Страны сообщества, в котором проживают около 385 миллионов человек, эту идею разработали и объявили еще в 1983 г., но постоянно откладывали её практическую реализацию.
В частности, в 2019 г. на саммите в Абудже (Нигерия) страны сообщества заявили, что планируют ввести в обращение с 2020 г. собственную валюту — эко.
Для этого восемь стран содружества должны будут отказаться от обращения франка на территории бывших французских колоний (франк CFA), привязанного к евро, а семь других стран — от своей национальной валюты.
В своем заключительном коммюнике саммита отмечалось о постепенном подходе для введения единой валюты, начиная с тех стран, которые отвечают принятым критериям конвергенции.
На очередном саммите ЭКОВАС в 2021 г. была принята дорожная карта по введению эко - единой валюты стран содружества, при этом сроки её введения были перенесены на 2027 г. [8]
Возможность разделения финансового мира на валютные зоны предсказывают и ведущие западные аналитики. В частности, известный британский журнал «The Economist», который принадлежит финансовому клану Ротшильдов, регулярно дает прогноз развития мировой экономики на следующий год в форме занимательных ребусов на обложке журнала.
Фактически – это зашифрованное послание глубинного государства тайного финансового властителя мира. Причем с одной стороны это предсказание развития мировых трендов, а с другой стороны - выражение желательного для его авторов варианта развития мировых событий.
В частности, в октябрьском номере журнала за 2022 г. отмечается, что «мировая финансовая система в 2023 г. резко изменится. Доллар перестанет быть главной международной резервной валютой. Мир разделится на несколько валютных зон».
Знаки этих валют, которые якобы будут образовывать эти зоны, изображены на обложке журнала — это японская иена, доллар США, евро, биткоин и фунт стерлингов.[9]
При этом, британский фунт стерлингов изображен в центре всех мировых валют и на его центральное положение указывает красная стрелка. Совершенно очевидно, что Ротшильды мечтают, что Лондон вновь станет центром мировых денег.
При этом совершенно очевиден непрофессионализм авторов составления прогноза. В частности, они констатируют, что в следующем году доллар перестанет быть главной международной резервной валютой. Это далеко от реальности поскольку доминирование доллара США в мировой экономики и финансах сохранится как минимум в ближайшие десятилетие.
Такая классификация мировых валютных зон — это лишь хотелки мировой финансовой элиты.
По нашему мнению, более вероятный вариант в ближайшей перспективе формирования новых валютных зон, которые мы описали выше – это азиатская валютная зона, валютная зона, западноафриканского экономического сообщества ЭКОВАС, панафриканская валютная зона, зона «золотого динара», рублевая зона, валютная зона стран Латинской Америки.
Формирование новых мировых региональных валютных зон может способствовать кардинальному изменению глобальной финансовой архитектуру.
Финансовые институты новой альтернативной мировой валютной системы
Основными составными институциональными финансовыми элементами новой альтернативной валютной системы на первом этапе могут стать уже существующие международные финансовые институты развития такие как Новый банк развития БРИКС (НБР), Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), Исламский банк развития (ИБР) и другие не зависимые от США финансовые институты стран участниц новой валютной системы.
По своему международному статусу, финансовым и политическим возможностям наибольшие перспективы стать таким финансовым институтом имеет Новый банк развития БРИКС (НБР).[10]
Это наиболее подходящая финансовая площадка для отработки принципов формирования новой альтернативной мировой валютной системы.
Идея создания Нового банка развития (НБР) в рамках БРИКС принадлежит России. Первые концептуальные предложения о необходимости и принципах создания новой международной финансовой организации были сформулированы экспертами Департаментом стратегического анализа и разработок Внешэкономбанка (ВЭБ) после мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. В 2010 г. Директором Департамента был подготовлен первый вариант проекта концепции создания банка БРИКС.
Одним из мотивов создания НБР была попытка изменения существующей мировой финансовой архитектуры, в которой безраздельно доминируют международные финансовые институты, контролируемые США – это Мировой банк, МВФ, региональные банки развития, контролируются финансовой элитой США.
Новый банк задумывался как международный финансовый институт развития в противовес этим финансовым структурам полностью контролируемых СЩА, где страны БРИКС и другие развивавшиеся страны до сих пор не имеют адекватного количества голосов и соответственно не могут влиять на стратегию и принятие конкретных решений по предоставлению финансовых ресурсов на их развитие.
Исходя из этого способность международных финансовых институтов развития реагировать на рост финансовых потребностей экономик развивающегося мира с каждым годом вызывает всё больше проблем.
Предпосылкой создания НБР была разработка межбанковского механизма БРИКС и расширение их сотрудничества в финансовой и банковской сфере, в рамках которого в 2010 г. был заключен Меморандум о многостороннем сотрудничестве.
Межбанковское сотрудничество осуществлялось на уровне национальных финансовых институтов развития стран БРИКС.
К ним относились – «Бразильский банк экономического и социального развития», российская государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», «Экспортно-импортный банк Индии», «АО Корпорация «Государственный банк развития Китая», «Банка развития Южной Африки».
Как альтернативу или как дополнительный элемент в рамках БРИКС можно рассматривать возможность создания нового международного финансового института, не подконтрольного финансовой олигархии США, с основными функциями глобального финансового регулятора, с акцентом на валютное регулирование и регулирования движение капитала в глобальной экономике.
Такой глобальный альтернативный Международному валютному фонду (МВФ) финансовый мегарегулятор мог бы также регулировать деятельность валютного и фондового рынка, оффшорных центров, суверенных фондов, принципов трансграничных слияний и поглощений, рынка не биржевых деривативов и др.
Такая организация может быть создана странами БРИКС и их сторонниками по аналогии с Международным валютном фондом (МВФ), Всемирной торговой организацией (ВТО) и на базе уже существующих международно-правовых соглашений в финансовой и инвестиционной сфере или заключения новых.
Стратегия развития Нового банка развития (НБР)
В конце 2021 г. совет управляющих банка на своем 33-ем заседании, где впервые присутствовали новые страны члены - Бангладеш и Объединенные арабские эмираты, рассмотрел новую довольно амбициозную Стратегию развития Нового банка развития (НБР) на период 2022–2026 гг.
На VII ежегодном заседании Совета управляющих банка в мае 2022 г. стратегия была утверждена.
На ближайшие пять лет поставлена стратегическая задача становления НБР в качестве полноценной практической платформы по финансированию инфраструктурных проектов на территории стран-акционеров и расширению экономического и финансового сотрудничества между ними.
Новая стратегия должна обеспечить устойчивое инклюзивного развитие стран БРИКС, сохранение высокой финансовой устойчивости банка в ситуации экономической нестабильности и внедрение в практику деятельности банка принципов ответственного финансирования.
Особое внимание в ближайшие пять лет будет уделено вопросам развития человеческого капитала и созданию современной социальной инфраструктуры.
В обозримом будущем ожидается консолидация усилий по продвижению зелёных инициатив и приоритетности экологии в рамках многостороннего сотрудничества.
В рамках ответов на глобальные вызовы банка к приоритетам финансирования относит проекты в сфере продовольственной и энергетической безопасности, изменения климата, а также здравоохранения.
Планируется наращивать торговлю и финансирование в национальных валютах, что снижает зависимость от доллара США и других международных расчётных валют.
Координация усилий на данном направлении поспособствует повышению международного статуса национальных валют государств – членов НБР, позволяет избежать валютных рисков и значительно облегчает взаимную торговлю стран БРИКС.
Согласно Стратегии за период 2022-2026 гг. кредитный портфель Нового банка развития должен увеличиться почти в два раза и достигнет 60 млрд. долл.
В настоящее время почти четверть всех кредитов банка выдаётся в местной валюте без привязки к доллару США, и соответственно не подпадают под действие санкций. В перспективе количество таких проектов будет увеличиваться.
Глобальная миссия НБР – повышение доверия к банку как к современному финансовому институту развития, обеспечивающего финансирование современных сфер и отраслей экономики стран БРИКС.
По мере наращивания финансового потенциала банка всё более остро ощущается необходимость в расширении сфер его деятельности и обсуждение более широкой повестки, в том числе в сфере мировых финансов.
Говоря о перспективах развития НБР на среднесрочную и долгосрочную перспективу то целесообразно скорректировать долгосрочную стратегию банка (2022-2026) и определить его глобальную миссию как первый международный финансовый институт призванный начать сформирование новой мировой валютной системы.
В перспективе наиболее важной глобальной миссией НБР должно стать его участие в создании основ новой альтернативной финансовой системы, не зависящую от США и контролируемых ими международных финансовых институтов, со своей международной резервной валютой.
Для достижения этой цели на первом этапе было бы целесообразно перевести внутренние расчеты в НБР на единую расчетную единицу «ВRICS UNIT».
Движение к многополярному миру и консолидация экономического потенциала стран, не желающих сохранения гегемонии США в мировой политике экономике и финансах невозможно без кардинального изменения мировой финансовой архитектуры.
В итоговой декларации по результатам 16 саммита БРИКС в Казани, в частности, отмечалось: - «Мы подчеркиваем необходимость реформирования нынешней международной финансовой архитектуры для решения глобальных финансовых проблем, включая глобальное экономическое управления, с тем чтобы сделать международную финансовую архитектуру всеобъемлющей и справедливой».[11]
Начать кардинально менять существующую мировую финансовую архитектуру, построенную американской финансовой элитой, необходимо с создания новая валютной системы, которая должна не заменить действующую сейчас Ямайскую валютную систему, а сформировать принципиально новую альтернативную мировую валютную систему.
Основная цель новой валютной системы - положить конец доминированию доллару США в глобальной экономике и мировой финансовой системе, в качестве основной расчетной и резервной валюты.
Новая валютная система должна строится не на долларовом стандарте и резервных валютах стран сателлитов США, а на более широкую корзину валют Глобального Юга.
Прежде всего это национальные валюты стран БРИКС - китайский юань, российский рубль, индийская руппия, бразильский реал и южноафриканский рэнд, а также валюты стран, присоединившихся к БРИКС с 1 января 2024 г. – Египет, Эфиопия, Иран, Саудовская Аравия и ОАЭ.
В Казанской декларации 2024 г. отмечалась, «определяющая роль стран БРИКС в процессе усовершенствования международной валютно-финансовой системы (МВФС), для того чтобы она могла оперативно реагировать на потребности всех стран».[12]
Непосредственное участие в разработке принципов построения новой мировой валютной системы кроме стран БРИКС, должны принимать участие государства ШОС, ЕАЗС, АСЕАН, мусульманские страны арабского мира и страны, желающие освободиться от американской гегемонии и диктата в финансовой сфере.
Основными составными институциональными финансовыми элементами новой альтернативной валютной системы на первом этапе могут стать уже существующие международные финансовые институты развития такие как Новый банк развития БРИКС (НБР), Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), Исламский банк Развития (ИБР) и другие не зависимые от США финансовые институты стран участниц новой валютной системы.
По своему международному статусу и финансовым возможностям наибольшие перспективы стать таким институтом имеет Новый банк развития БРИКС (НБР).
Для достижения этой цели на первом этапе было бы целесообразно перевести внутренние расчеты между странами акционерами НБР на единую расчетную единицу.
Мы предлагаем назвать расчетную единицу новой альтернативной валютной системы «брикс», который в перспективе может трансформироваться в новую мировую резервную валюту, вне зоны действия американского доллара. первоначально «брикс» может выпускаться в электронном виде на базе технологии блокчейн и национальных цифровых валютах, которые активно разрабатываются почти во всех странах БРИКС.
Эта валюта может эмитироваться Центральными банками БРИКС в форме цифровых валют, к практическому использованию которых уже приступили основные страны-участники – Китай, Россия, Индия и Бразилия.
Как альтернативу или как дополнительный элемент в рамках БРИКС можно рассматривать возможность создания нового международного финансового института, не подконтрольного финансовой олигархии США, с основными функциями глобального финансового регулятора, с акцентом на валютное регулирование и регулирования движение капитала в глобальной экономике.
Такой глобальный альтернативный финансовый мегарегулятор мог бы регулировать деятельность финансовых и фондовых рынков, кредитно-банковской системы, оффшорных центров, суверенных фондов, принципов трансграничных слияний и поглощений, рынка не биржевых деривативов и др.
Такая организация может быть создана странами БРИКС и их сторонниками по аналогии с Международным валютном фондом (МВФ), Всемирной торговой организацией (ВТО) и на базе уже существующих международно-правовых соглашений в финансовой и инвестиционной и торговой сфере или при необходимости заключения новых.
Формирование новой альтернативной валютной системы может стать правовой финансовой основой для замены старого мирового порядка, основанного на так называемых правилах, придуманных и продвигаемых глубинным государством США.
Речь идет о качественном изменении сущности самого принципа построения и развития глобальной экономики и построения нового мирового сообщества.
Новое международное сообщество будет основано не на конфронтации и войнах, а на здравом смысле, сотрудничестве и созидании, построении основ новой мировой цивилизации, которая позволит человечеству развиваться в инновационном и креативном направлении на благо всего человечества и отдельных стран и народов.
Очевидно, что формирование такой системы представляет собой весьма сложный длительный процесс, который будет сопровождаться активным противодействием со стороны американского глубинного государства и международных финансовых институтов, контролируемые США.
В ближайшем будущем следует ожидать усиления противодействия со стороны мировой финансовой элиты попыткам стран БРИКС+ создать новую мировую валютную систему на базе новой резервной валюты.
Список используемой литературы
Андрианов Владимир Дмитриевич,
Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН,
Помощник Председателя Правительства РФ (2000 - 2008)
[1] История валютных систем:
Парижская валютная система (1867-1922) – золотой стандарт, резервные валюты – золото;
[2] infobrics.org
[3] Во время 16-го саммита БРИКС, проходившего в Казани в октябре 2024 г. 13 государств стали партнёрами объединения. Новыми странами партнёрами БРИКС стали - Алжир, Белоруссия, Боливия, Вьетнам, Индонезия, Казахстан, Куба, Малайзия, Нигерия, Таиланд, Турция, Уганда и Узбекистан.
[4]Андрианов В.Д. Новый банк развития и усиление роли стран БРИКС в мировой финансовой системе, в сборнике Научно-технологическое и инновационное сотрудничество стран БРИКС, М.: ИНИОН, РАН, 2023 г., 11-19 стр.
Главред RT Маргарита Симоньян придумала свое название для единой валюты БРИКС:"Я уверена, что у нас и общая валюта будет. И называть я ее предлагаю, знаешь, как? Это же БРИКС, я предлагаю назвать ее "бричка". Во-первых, это феминитив. Сейчас же в моде феминитивы, да? Ну как это? Это же не актуально, что все валюты называются в мужском роде. И рубль, и доллар, и юань. А это будет бричка. Нам, девочкам, будет приятно. Во-вторых, это все-таки Гоголь, великий русский писатель украинского происхождения. Смотрите, как красиво. Он же сам говорил: "Я сам не знаю, какая у меня душа: хохлацкая или русская". А тут как миролюбиво, как актуально. Бричка."
[5] SWIFT (англ. Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications)— это особая система обмена сообщениями между финансовыми организациями. Она позволяет быстро и безопасно передавать данные о переводах, платежах и обмене ценными бумагами по специальной сети.
Основана в 1973 г. соучредителями выступили 248 банков из 19 стран. SWIFT является кооперативным обществом, созданным по бельгийскому законодательству, принадлежит его членам. Штаб-квартира находится в Ла-Юльпе (Бельгия).
Членами SWIFT являются более 11 тыс. финансовых организаций в более чем 200 странах мира, в том числе 557 банков и около 1000 корпораций. Средний оборот — более 30 миллионов сообщений в день.
[6] Одним из инициатором отказа от расчетов в долларах США и евро был ливийский лидер Муаммар Каддафи, который еще в 1999 г. призывавший арабские и африканские страны к созданию панафриканской валютной зоны и переходу на расчеты в единой валюте – золотом динаре.
В 20002 г. Каддафи совместно с малайзийским премьер -министром Махатхир Мохамадом стали инициаторами о введении валюты стран персидского залива – золотого динара. Эту идею первоначально поддержали Иран, Судан, Бруней, Индонезия, ОАЭ, а затем и Египет. Формально поддержал идею тогдашний директор МВФ Доминик Стросс Кан, за что и лишился своего высокого поста.
В результате, благодаря личным усилиям Махатхира Мохамада, проект золотого динара получил реальное воплощение. В ноябре 2001 г. в Дубае состоялась церемония официального введения в обращение золотого динара (весом 4,25 г) и серебряного дирхама (весом 3 г).
Планировалось, что золотой динар будет введен в оборот в 2003 году, а к 2010 г. станет межгосударственным платежным средством в мусульманском мире.
В настоящее время в системе расчетов с использованием золотого динара участвуют Малайзия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Катар, Бахрейн, Оман, Бруней, Иран, Бангладеш, Йемен, Мальдивские острова и др.
Попытки использовать золотой динар в расчетах мусульманских стран — членов ОПЕК наталкиваются на активное противодействие со стороны МВФ, деятельность которого фактически контролируют США.
[7] Возможные названия единой валюты стран Персидского залива: «динар», «риал», «джуман» (в переводе с арабского — жемчуг) и некоторые др.
[8] https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10948382
[9] «The Economist», October, 2022
[11] Казанская декларация БРИКС 23 октября 2024 г. BRICS INFORMATION PORTAL: infobrics.org с. 21
[12] [12] Казанская декларация БРИКС 23 октября 2024 г. BRICS INFORMATION PORTAL: infobrics.org с. 5